Начальник разведки 166 бригады Косарев Валерий Юрьевич

Mar 10, 2013 22:37

Оригинал взят у aventure56 в Начальник разведки 166 бригады Косарев Валерий Юрьевич



Начальник разведки Косарев Валерий Юрьевич
2.03.1962 - 13.12.1995
.
Родился 2 марта 1962 года в г. Чкаловск Ленинабадской области, Таджикистан.
Отец - Юрий Дмитриевич - тренер по боксу, умер в 2005 году. Мать - Валентина Александровна - пенсионерка. В семье Валерий был единственным ребенком.
.
Рос, как и все дети, любознательным, добрым, подвижным. В школе хорошо учился. Активно занимался спортом: боксом, плаванием. Любил рисовать и слушать музыку. Мечтал стать военным. В 1980 году поступил и в 1985 году окончил Новосибирское высшее военное политическое училище. Служил в Грузии, Азербайджане (участвовал в событиях января 1990 года), Нахичеванской автономной республике в период военного переворота и «разгрома» границы между СССР и Ираном, в Армении (город Спитак) во время землетрясения. Служил по специальности - заместителем командира по воспитательной работе и только при направлении в Чеченскую Республику, по личной просьбе, был назначен начальником разведки.
.


.
Со слов Юрия Трубина, полковника в отставке, кавалера ордена Мужества:
.
В 84 отдельный разведывательный батальон Валерий прибыл из Закавказья в 1993 году с несколькими офицерами. Валерий мало походил на замполита. Это был совершенно не кабинетный замполит. По своему духу и характеру он был больше командиром. С первых дней службы он стремился на полевые занятия, стрельбы, вождение. Именно эти его качества вызывали огромное уважение к новому офицеру. У него был не просто опыт службы, а боевой опыт службы в Закавказье.  Казалось, что он спешил жить, спешил всё успеть.
.
В декабре 1994-го, когда начались бои в Чечне, в батальоне была введена повышенная боевая готовность, подразделения находились на усилении охраны военных объектов (складов оружия, баз хранения) и в это же время пришла первая разнарядка на личный состав разведбата для отправки в Чечню. Каждый месяц в Чечню из батальона убывали офицеры и прапорщики. Одним из них был зам. командира батальона по воспитательной работе майор Валерий Юрьевич Косарев.
.
В январе 95-го он практически каждую неделю писал рапорта откомандировать его в Чечню, а в общении со мной говорил: «Юра, понимаешь, не могу отправлять вас туда, рассказывать сказки про всё хорошее, когда сам там не был. Совесть мучает, когда людей отправляю. Надо мне туда, очень надо!» И, наверное, с десятой попытки он добился командировки в состав 166-й отдельной мотострелковой бригады, пропагандистом бригады. Но это был не тот человек, чтобы на войне быть в тылу, и я не удивился, что он был назначен начальником разведки бригады.
.
Газета «Красная Звезда» писала о Валерии: «На месте выяснив, что в части пустует должность начальника разведки, сказал, что здесь, дескать, я нужнее. Оказалось, просился не без оснований. «Пришелся к новому месту, как патрон к магазину». Безукоризненно выполнял свои обязанности, организовывал засады, изымал «гуляющее» по Чечне оружие…». [2]
.


Фото предоставлено ЗНШ по ЗАС Кириллом "Историком".
.
От себя: Косарев Валерий сменил предыдущего НР бригады Илью Анатольевича Касьянова. У которого к тому времени закончился срок командировки.
.
Вместе с ним уехал в Чечню из батальона и старший лейтенант Андрей Бирюков. А через неделю прибыл в бригаду и я, был назначен старшим помощником начальника разведки бригады, естественно, по решению Косарева. Разведка бригады была поделена на два разведотряда, одним командовал майор Косарев, вторым - я. Мы выполняли специально-боевые задачи в районах Белготоя, Мескерт-Юрта, Автуры, Сержень-Юрта, Шали, Старые и Новые Атаги, Чечен-аул, в Шатойском и Веденском ущельях.

.


.
«Масхадова - отпустить!»
.
4 ноября 1995-го года отряд возвращался после выполнения задач в районе Мескерт-Юрта и при выходе на трассу Грозный - Шали головной дозор доложил, что наблюдает четыре автомашины - «Нива», «Волга» и две «Жигули». Эти машины находились в разработке, т. к. неоднократно были замечены в местах подрывов наших колонн.
.
Мы блокировали колонну в районе цементного завода, из машин вылезли боевики в готовности открыть огонь, но мы их упредили и без выстрелов заставили сдать оружие. Из «Волги» вышел седой мужчина в камуфляже. Это был Масхадов. Он предъявил мандат уполномоченного для ведения переговоров. Но у нас не было никакой информации о том, что будут переговоры. Мы чётко знали, что Масхадов - начальник главного штаба Вооруженных Сил Ичкерии, а значит - враг.
.
Я доложил по рации в бригаду, что задержал Масхадова. Решения ждал долго. Стоим друг против друга - тишина была гробовая, слышно комара за десять метров…
.
Далее стоит процитировать документ:
Из выступления начальника разведки Сухопутных войск генерал-лейтенанта Скрябина на научной конференции в общевойсковой академии ВС РФ: «В этот период вновь отличились разведчики 166-й отдельной мотострелковой бригады. Осуществляя досмотровые действия на блокпосту в районе цементного завода, разведывательный дозор остановил четыре автомашины. Действуя четко и стремительно, разведчики разоружили и захватили дудаевцев. Среди пленных оказался и начальник главного штаба ВС Чеченской республики Ичкерии Аслан Масхадов. Однако после доклада в штаб ОГВ на Ханкалу был получен категорический приказ командования вернуть задержанным документы, оружие, автомобили и отпустить. Подобные случаи не могли расцениваться разведчиками иначе, как предательство». [1]
.
От себя: это не единственный случай встречи разведчиков 166 бригады с Масхадовым. Позже был подобный случай, описанный в газетной статье: ««Прист» в спину по своим».
.


.
«Бежали на встречу со смертью…»
.
13 декабря 95-го, в пятницу, я готовился к выходу на задание, но вдруг получил приказ не выходить. Комбриг полковник Цыганков решил дать мне передохнуть. Но немного позже меня всё же вызвали на ЦБУ (центр боевого управления - авт.) бригады и я получил приказ сопровождать в Шатой колонну 245-го полка с хлебом, т. к. пришла информация, что с гор пришла банда в район Старые Атаги, а у колонны своего боевого охранения не было.
.
Я решил весь отряд не выводить, а взять три боевых машины, и вышел на сопровождение колонны. Уже трогаясь из расположения бригады, увидел двоих человек, бегущих ко мне. Это были майор Косарев и его радист Алик Хакимов. Это сейчас я понимаю: они же бежали на встречу со смертью… Валерий Юрьевич решил пойти со мной: «Давно в горах не был».
.
Колонну сопроводили без проблем и на обратном пути, на 30-м блокпосту, нам передали информацию, что в район Новые Атаги вышла банда численностью 15-20 человек и организует свой блокпост на окраине этого села. Решение было принято: пока они не закрепились - атаковать и уничтожить. Прикрывшись ГАЗ-53, шедшей в село, мы ворвались на блокпост. Практически одновременно открыли огонь мы и боевики. Уже много позже нашел доказательства: это была засада, нас подставили.
В ходе боя мы оказались рядом с Валерием Юрьевичем, и я узнал, что он ранен в ногу и в грудь. Его радист Алик Хакимов погиб раньше - пуля попала прямо в сердце, и нас осталось пятеро на дороге под хорошим прицельным огнём бандитов.
Я могу восстановить этот бой до мелочей, от начала до конца, хотя практически в конце его был ранен, но не вижу смысла, да и горько вспоминать…
.
«Духов» разгромили, позже, в госпитале, я узнал, что мы в этом бою уничтожили 14 бандитов, но потеряли и настоящего офицера, человека с большой буквы майора Валерия Юрьевича Косарева. Все бойцы, что были с нами в этом бою, получили ранения.
Когда нас с ним, раненых, грузили в БМП, мы ещё некоторое время разговаривали, потом я потерял сознание. Валерий Юрьевич скончался на операционном столе медроты бригады. Пуля дошла до сердца. Майора Косарева, посмертно, и меня наградили орденами Мужества. Так волею судьбы мы стали первыми кавалерами этого ордена в батальоне. [1]
.



.
«Ну зачем он наушники не снял? - с горечью говорил командир разведывательной роты, вынесший его тело из под огня. - Связь не хотел терять. А ведь знал, что «духи» по наушникам командиров выцеливают…»[2]
.
Командир части подполковник В.В. Самокруткин добавляет: «Получив смертельное ранение в грудь в первые минуты боя, майор Косарев продолжал вести бой и руководить подчиненными в течение двух часов, пока силы не покинули его».[2]
.
Указом Президента РФ от 21 октября 1996 года награжден орденом Мужества (посмертно).
.
Валерий Косарев был женат. От первого брака с женой Галиной (проживает в Украине) осталось двое дочерей: Валентина (1984 года рождения) и Ирина (1988 года рождения). От второго брака - сын Юрий (1992 года рождения). Жена - Маргарита Юрьевна, военнослужащая, проживает с сыном в Дзержинске. Сын пошел по стопам отца.[2]
.
.
Источники:

1. Книга: В. Кисилева «Разведбат».
2. Сайт: "Люди Нижегородской области".
166 ОМСБР

Чечня, Россия, 166 бригада, патриотизм, война

Previous post Next post
Up