Интервью с кинокритиком Алексеем Медведевым на фестивале "Текстура"

Mar 26, 2013 12:29

- Одна из главных идей фестиваля «Текстура» - это синтез театра и кино. По вашим личным ощущениям, насколько сильно происходит взаимодействия этих двух медиа?

- Знаете, это тема, на которую можно писать докторские диссертации, книги, и их уже немало написано. Я не возьму на себя смелость обобщать какие-то тенденции, но на конкретных примерах, который преподносит нам «Текстура», отчётливо видно как всё это развивается. На фестивале есть программа ИМЯ, для участия в которой зовут какого-нибудь современного знакового режиссёра - европейского или российского - и это, как правило, люди, работающие и в театре, и в кино.

Пару лет назад на фестиваль приглашали интересного венгерского режиссёра Корнеля Мундруцу. В этом - выбор пал на одного из моих любимых европейских постановщиков, чеха Петра Зеленка. В программе «Текстуры» представлены его фильмы «Пуговичники», «Хроники обыкновенного безумия» и спектакли - например, «Термен», посвящённый изобретателю терменвокса (электромузыкальный инструмент, созданный в 1918 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. - Прим. авт.).

- И в чём заключается их эстетический аспект?

- Он заключается в том, что авторское кино любит играть со степенями условности. В фильме «Карамазовы» Зеленки мы видим, как театральная труппа едет представить авангардную постановку по «Братьям Карамазовым» на фестиваль в Польше. И тут сразу возникает несколько повествовательных слоёв. Слой реальности, слой театральной постановки, которая взаимодействует с реальностью, и слой оригинала - текста Ф.М. Достоевского. Это то, чем занимается искусство: оно выстраивает лесенку на пути между миром реальности и миром воображения, на котором ни одна ступенька, а много-много ступенек, разных ответвлений.

Но тут важно заметить, что режиссёры, которые существуют в пространстве авторского кино, редко способны элементарно зарабатывать на жизнь и содержать семью. Многие просто не имеют возможности постоянно снимать фильмы. Поэтому некоторые режиссёры, такие например как Пётр Зеленка, начинают работать в театре…

- То есть для них театр - это дополнительная возможность для самореализации?

- Да, для Зеленки кино - это большой разовый проект, после которого может наступить пауза на 3 года, пока пишется новый сценарий, ищутся деньги на свежий проект. И в это время такая живая среда, как театр, подпитывает художника и духовно, и, что важно, экономически.

- А какое влияние современный киноязык оказывает на театральный?

- Здесь мы возвращаемся к эстетической составляющей компонента. Я не буду формулировать какие-то азбучные истины, но совершенно очевидно, что видеоизображение становится полноправным и одним из важнейших элементов в современном театре. Если говорить об эстетике ритма и монтажа, то с помощью тех же видеопроекций театром осваивается механизм крупного плана, которого в традиционном, классическом театре не было.

Театр - это искусство в котором парадокс между условностью и безусловностью наиболее обнажён, заострён, потому что с одной стороны мы видим на сцене живого реального человека, который является элементом театрального языка, с другой - это некое абсолютно условное бытие. Реальный человек на сцене воплощает вымышленного персонажа. Этот контраст между реальным и воображаемым, условным и безусловным, документальным и игровым, одна из тех силовых линий, которая в театре, в силу его природы, давно уже осваивается, а в кинематографе последние 10 лет становится одной из актуальных тенденций. Поэтому обращение кино к опыту театра достаточно логично и неизбежно.

- Несколько лет назад я интервьюировал режиссёра Павла Бардина. Он высказал такую мысль, что 3D в арт-хаусе это просто возможность перенести театр в кино. Какие-то театральные вещи, которые в кино использовались мало или в очень экспериментальных целях, сделать более массовыми. Согласны ли вы с такой мыслью?

- Про 3D споров в киноведение велось огромное количество, начиная с классической работы Юрия Лотмана, где он обосновывал мысль о том, что 3D и стереоизображение никогда не станет искусством, а всегда останется аттракционом. В какой-то момент наступил бум 3D, который пришёл из американского кино - там подобный вид развлечения расцвел в связи с экономическим кризисом 2008 года, когда студии столкнулись с падением сборов и им нужно было придумать новую фишку, чтобы брать больше денег за билет, ведь, как известно, билеты на 3D-фильмы стоят в полтора, два раза дороже. И в какой-то момент технология 3D пришла даже в авторское кино. Тот же «Аватар» можно назвать авторским фильмом, хотя он позиционируется как кино коммерческое и голливудское.

Лично я видел только один фильм, где использование 3D-формата мне показалось абсолютно оправданным, придающим новое качество фильму, более того я скажу, что этот фильм нельзя было снять никак иначе как в 3D. Это «Пина: Танец страсти» Вима Вендерса. Подождём следующих результатов. В чём я, кстати, согласен с Пашей, так это в том, что совмещение авторских технологий и технологических новшеств - ключ к возникновению новых направлений. Знаете, есть классический пример: импрессионизм возник на стыке технологий и творческого самовыражения. Технология заключалась в том, что появились масляные краски в тюбиках, которые можно было брать с собой на натуру. До этого краски делались в мастерской, быстро портились на воздухе и художник не мог рисовать на пленэре. Появились масляные краски в тюбиках и появилось соответствующее направление - импрессионизм и все те художники, которых мы знаем и любим. Мне кажется, это похоже на случай с 3D.

текстура, театр, краски, медведев, кино

Previous post Next post
Up