Цена экономического чуда

Aug 18, 2024 13:47

Когда нам говорят о сравнении капиталистического и социалистического подхода к ведению хозяйства, когда хотят привести пример как отсталая аграрная страна рывком перешла к современной экономике, то мы обязательно услышим про Корею. Разумеется, про Корею Южную - Республику Корею.

Реальность данная нам в ощущениях подсказывает, что так всё и есть. Мы все ездили на корейских машинах, пользовались корейскими телефонами и другой высокотехнологичной продукцией. Чудо! Но есть и иная сторона медали: цена, которой это чудо было достигнуто. И тут как в сделке с дьяволом: мало кому удается уйти от расплаты. Не удастся от этого уйти и Южной Корее. Расплата будет крайне жестокой и по меркам истории довольно быстрой. Южная Корея уже обречена. За коллапсом мы будем наблюдать в ближайшие 15-20 лет.

Демография. Штука неумолимая.



Для понимания происходивших и будущих процессов достаточно посмотреть на одну картинку. Давайте сделаем это внимательно.

Фактор 1. С 1955 по 1975 год в Корее был пик по абсолютному числу рождений. Число ежегодно появлявшихся на свет малышей колебалось около 1 млн. человек. В настоящий момент число рождений уже ниже 250 тыс.

Фактор 2. До 2010х в Корее было очень молодое население. И даже сейчас оно пока сравнительно молодое. Пожилые составляли менее 10% населения. А это означает, что не нужны были расходы на здравоохранение, на пенсионное обеспечение. Молодое общество могло вкалывать почти круглыми сутками.

Фактор 3. С конца 70х годов сменилась репродуктивная модель поведения, когда за 10 лет СКР снизился с 4+ ребенка на женщину до 2- после 1983 года. Это в свою очередь означало, что на общество в целом снизилась нагрузка связанная с рождением и воспитанием детей.

В итоге с 80х годов Корея попадает в ситуацию, когда:
- число детей и расходы на их содержание снизились
- стариков в стране нет
- есть многочисленное молодое население (и численность раселения растёт)
- женщины начали активно вовлекаться в экономическую жизнь

Ну и ещё фактор низкой базы. Тат и начинается бурный рост ВВП.

1980 год. $65.4 млдр
1990 год. $283.4 млрд - рост в 4.5 раза за 10 лет
2000 год. $576.2 млрд - рост в 2 раза за 10 лет
2010 год. $1.14 трлн - рост в 2 раза за 10 лет
2020 год. $1.64 трлн - рост в 1.4 раза за 10 лет

Тут по хорошему нужно делать коррекцию на инфляцию, т.к. результаты в текущих ценах. Но в целом тенденция понятна.

Что ждёт Южную Корею в будущем.

Прежде чем ответить на этот вопрос давайте внимательно посмотрим на настоящее. Традиционно в демографии выделяют три группы населения: дети до 15 лет, люди трудоспособного возраста (15-65 лет), пожилые люди 65+.

На 2023 год в Корее эти три группы составляют 11.5%, 70.1% и 18.4% населения. По этим показателям оценивается нагрузка со стороны экономически не активного населения на экономически активное. Пока цифры не настолько печальны. Иждивенцы составляют 29.9%. Это можно сравнить, например, с цифрами по России, где в 2021 году мы получали 17.7%, 66.5% и 15.8%, то есть доля иждивенцев в 33.5% была заметно выше, чем в Корее, что в том числе и вынудило правительство России несколькими годами ранее провести пенсионную реформу с повышением пенсионного возраста. Но, как говорится, есть нюанс...

Итак, мы видим, что до сих пор Южная Корея перед Россией имеет заметное экономическое преимущество: может на 10% меньше ресурсов вкладывать в социальную сферу. Но долго ли это продлится? На самом деле всё считается довольно легко. Максимум 5 лет. После чего ситуация будет быстро перерастать в катастрофу.

Если от нынешнего момента отмотать 65 лет назад, то мы получим 1959 год - как раз начало пика-плато рождаемости. Каждый год в уязвимый возраст 65+ будет переходить 1 млн. человек. И даже за вычетом смертности это будет приводить к росту группы экономически не активного населения на 0.8-1.0% в год.

Предыдущие годы нарастяющий дефицит на рынке труда не был так заметен. Это легко объяснить. Заканчивали работать люди 1954 года рождения и старше. А выходили на работу родившиеся ранее 2000 года. И между этими поколениями был паритет. Если же сместить всё на 5 лет, то мы получим ужасающие цифры: разница между поколениями будет больше 0.5 млн. человек ежегодно. Или 5 млн. человек за 10 лет с тенденцией к увеличению.

На каком-то этапе тут можно получить даже временное решение части проблем: снижение молодежной безработицы. Но фундаментально быстрый переход 10% населения из проихводящей когорты в когорту тех, кого нужно содержать экономического решения не имеет. И в Корее уже процветают не экономические методы решения этого вопроса. 3% от общего числа смертей в стране - это самоубийства. В том числе самоубийства пожилых людей, которые не хотят обременять своих детей (или дети их не могут содержать?). Ещё раз замечу, что это происходит в условиях, когда демографическая нагрузка на работающих на 10% ниже, чем в России, а ведь скоро эта нагрузка станет заметно выше!

Есть ли выход?

Конечно же, будущее не предопределено. И существуют разные варианты.

Шанс первый. Вкалывают роботы. Может быть для поддержания и роста ВВП не нужно так много работников. Тем более, что в Корее действительно развита автоматизация. Но тут, что называется, можно банально не успеть. Но главное в другом: развитие автоматизации не гарантирует для людей социального обеспечения. Т.е. может быть ВВП и удастся удержать, но скорее всего это будет идти рука об руку с ростом неравенства и ускоряющимся сокращением населения.

Шанс второй. Наш друг мигрант. В настоящий момент в Корее 4.5% резидентов составляют иностранные граждане. Как я уже писал выше, в ближайшие 10 лет ожидается дефицит рабочих мест в 10%. В теории всё это можно компенсировать доведя число мигрантов до 15% от населения страны. По сути это должно будет означать, что каждая 4я вакансия в стране будет занята иностранцем. Хорошо это или плохо - решайте сами.

Шанс третий. Объединение Корей. Вообще-то корейцы есть не только южные, но и северные. Северных около 30 млн. человек. Есть, правда, одна крохотная деталь: прошлая попытка объединения закончилась войной. И если сейчас пытаться объединиться, то скорее всего договор об объединении будет очень похож на капитуляцию южан.

В любом случае все шансы для Южной Кореи выглядят призрачными. И каждый ин них скорее всего приводит к полной утрате культурной идентичности.

Но я пожелаю корейцам найти какой-то выход. Они первые попадают в этот водоворот, но далеко не последние. В ближайшие 50-100 лет очень многим странам придется пройти по корейскому пути. В том числе и России. По всем ключевым маркерам мы идем тем же путем. Но с отставанием лет в 25-30. Надеюсь, что к моменту нашего шторма уже будет известен правильный путь сквозь бурю.

демография, Южная Корея, политика, Россия

Previous post
Up