Преамбула
Дело было так: проект, на работу в котором я был принят у своего первого работодателя Nova Lumen (defunct. 2000-) был тесно связан с московским «Билайном». Согласно техническому заданию, проектировщики нашей компании начали работу над первым в истории молодого капиталистического государства российского специализированным порталом для оператора мобильной связи. Портал был вскоре запущен под наименованием
BeeOnLine, его основной функцией на первых порах была возможность бесплатно (!) отправлять абонентам вышеуказанного оператора SMSки.
Начинал проект основной подрядчик Билайна, а точнее, команда веб-дизайнеров и верстальщиков из числа сотрудников этого подрядчика. Но что-то у них там не задалось, по-моему, Билайн не спешил оплачивать работы по представленным руководству макетам и прототипам, в результате чего оператору пришлось искать нового подрядчика. Перед ним была поставлена задача: дизайн переделать, имеющиеся наработки на стороне back-end - по возможности использовать для скорейшего представления первой работсоспособной версии.
Довольно быстро команда молодой веб-студии
.defa выкатила инновационный (по тем временам) дизайн-проект, где элементы интерфейса можно было двигать мышкой и вообще, он производил впечатление даже уже не веб-сайта, а эдакого приложения в браузере. Такой «функционал» стал возможен благодаря широкому применению JavaScript, если мне не изменяет память, веб-программисты использовали XMLHttpRequest, реализация которого была стандартизована в AJAX (на тот момент наиболее полную реализацию предлагал только Internet Explorer, версию для Netscape Navigator было решено выкатить во вторую очередь).
Но поскольку оператор сотовой связи, в первую очередь, желал зарабатывать на заказанном портале деньги, то через некоторое время после открытия сайта для всех желающих (когда оный, разумеется, «упал» под наплывом посетителей) сайт ввёл ограничения на бесплатную отправку SMS, сначала ограничив общее их количество, отправляемое с одного IP-адреса, а затем предложив абонентам Билайна регистрироваться на сайте (тоже, разумеется, с помощью SMS). Далее на портале появились подписки (естественно, платные), ну и вообще, проектирование, разработка, тестирование и передача в эксплуатацию всех артефактов продукта вошла в свою обычную стадию - управляемого проекта.
Сайт BeeOnLine существует и сейчас, так же как и компания, которая предложила дизайн (благодаря Билайну им довольно быстро удалось обзавестись большим количеством клиентов, тоже довольно крупных), увидевший свет. А вот так называемый интернет-инкубатор (internet-incubator.ru, defunct.), первый в России интернет-аукцион
stavka.ru (был переориентирован сначала в торговую площадку, затем в онлайн-каталог товаров и, наконец, в рекомендательный сервис) и некоторые другие компании не смогли пережить перерыв в финансировании. Вообще, интернет-бум и последовавший за ним «крах» .com-ов, ощутимо сказались на подобных проектах, возникших и получивших первоначальное развитие благодаря американским инвесторам. Тем не менее, один из работавших в тогдашнем инвестиционном агентстве (я тогда и слов-то таких не знал)
A.Partners менеджеров решил возродить бренд и спустя 20 лет воссоздал компанию. Компания-разработчик Nova Lumen пережила драматические события, удалось сохранить даже значительную часть коллектива, но до наших дней не «дожила» - компании, созданные основателями, так или иначе крутятся вокруг операторов мобильной связи и предоставляемых ими сервисов - то же касается и некоторых сотрудников вышеупомянутого интернет-портала компании Билайн (нет, это не реклама, а историческая справка).
Ближе к концу лета 2001 года у заказчика возникли сложности с бюджетом, но этого я тогда не знал, поэтому спокойно ушёл в первый в своей жизни оплачиваемый отпуск. К моменту моего возвращения часть команды, которая размещалась на территории заказчика, и остальные компании и сотрудники дочерней Nova Lumen (по отношению к A.Partners) начали переезжать из комфортного, просторного и дорогого офиса на Загородном шоссе (завод Стеклоагрегат, новомодный комплекс зданий Сибинтека) в гораздо менее комфортный, дешманский «технопарк Загорье» (на базе отремонтированного универсама типа «Диета», множество которых было построено в конце 80х годов прошлого века в спальных районах Москвы). Смешно, но рядовым сотрудникам необходимость в переезде преподносилась под видом «расширения».
В действительности, из-за того, что проект с компанией-разработчиком заказчик закрыл, через некоторое время после этого тестировщики и аналитики, а затем и часть разработчиков перестали регулярно получать заработную плату (естественно, «серую» и естественно в долларах США), и поэтому я, смекнув, что ждать улучшения ситуации можно неопределённо долго, а платить по счетам надо всегда, начал ходить по собеседованиям и через пару недель получил парочку предложений о работе (job offer), одно из которых оказалось связано с САПР в области проектирования и физической верификации интегральных схем. Подрядчиком международной компании Cadence Design Systems в России в то время стал один из так называемых центров «оффшорного программирования» - Mirantis.
Вот так я и несколько моих коллег, во главе с опытным руководителем группы, оказались в зарубежной командировке на Тайване, где я и купил свой первый личный (до этого были служебные) мобильный телефон. Аналогичная модель в Москве на тот момент стоила ровно в 2,5 раза дороже. На Тайване мне её продали на Куан-Хуа маркете в Тайбее, которая поразительным образом напоминала в то время московскую Горбушку. Ещё одним удивительным обстоятельством приобретения была форма оплаты - платить предложии банковской картой: продавцы объяснили, что оплата наличными не только им, но мне менее выгодна, т.к. спрэд обменного курса (USD/NTD) и цена при совершении оплаты по карте были на пару процентов меньше, чем при оплате наличными.
Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий