Попытавшись описать тему, столкнулся с таким огромным количеством ответвлений, примеров и выводов, что первое время это парализовало мои писательские способности. Немного переварив и упросив, пропустив множество подробностей и фактов, родил следующий текст. Боюсь даже, что упростил слишком и мои выводы не будут понятны. Может в комментариях затем расширю. Совсем мало уделил внимание религиям. Может быть позже. [Spoiler (click to open)] Итак:
***
Вторым фактором, которым можно было бы объяснить феномен государственности Китая, является идеология. Государство Китая - единственное государство, имеющее идеологию - т.е. систему ценностей, целей и путей их достижения. И эта идеология просуществовала более 2000 лет. Попытки создавать идеологию были и у государств Запада - Вольтеры разные, Ленины. Но из этого в целом пока ничего не получилось. Страны западной цивилизации остаются индивидуалистическими и хаотическими. Можно сказать, что ни у одной страны не было государственной системы ценностей, кроме Китая.
Если идеологию Китая в целом можно определить как «всем должно быть хорошо, но не очень хорошо», то идеологию Запада - «всем должно быть хорошо». Но так как люди разные, кто-то умнее, хитрее, сильнее, то хорошо всем не получается. В результате хорошо только небольшому количеству граждан за счет остальных, которые не могут урвать свой кусок общего пирога, и живут лишь за счет того, что упадет со стола. Идеологией это назвать нельзя - это лишь право сильного, поэтому я и утверждаю, что Запад идеологии не имеет. Его философия - пока лишь удел самих философов.
Дело в том, что примат цивилизации Запада - это частная собственность. Так повелось со времен античности, Древней Греции. Система демократии, возникшая тогда, служила именно защите частной собственности - священного права частной собственности. Богом стала именно жадность. Бог Запада - деньги. И сейчас демократия - это система ее защиты. По факту - у кого больше этой самой собственности, у того и больше прав, и у того эта собственность более защищена.
Цивилизации Востока пошли иным путем. Примат цивилизации Востока - государство. Фактически все государства Востока пошли этим путем - Индия, Китай, Шумеры, Вавилон, Персия, Средняя Азия. Единственным собственником всего становилось государство во главе с деспотом, сатрапом, императором, а частная собственность всегда была размыта, неустойчива и временна. Там не было богатых людей, не связанных с государством - правителей и их семей и чиновников. И как только человек терял власть, он терял все. Если ты разбогател не во власти, то рано или поздно у тебя все отберут. Способов было много - от откупа до прямой экспроприации. Если разбогател во власти - тем более отберут. При этом, скорее всего, и убьют. Государство считало частную собственность своим врагом и причиной ослабления государства.
**
Собственно разница между Востоком и Западом - это эмоциональность и рациональность. Рациональность Востока и эмоциональность Запада. Ущемление свободы личности ради блага всего общества на Востоке и ущемление свободы общества ради отдельной личности. Личная свобода и личная инициатива Запада и муравейник Востока.
Поэтому так отличны религии Востока и Запада. Монотеизм Запада - фанатизм, безоговорочная вера, экстремизм, религиозные войны, расколы, инквизиции, жесткая экспансия. Бог един - как проекция основного императива западной формы мышления - Я это всё. Христианство и ислам - это религии эмоций. Тут важна вера, критика не приветствуется.
И «безбожные», весьма мирные, религии Востока, в которых понятие Бог практически отсутствует. Есть некий безличный Абсолют, но он совершенно не вмешивается в дела людей. Это как среда обитания, не более. Счастье и цель человека в понимании сути вещей и осознании себя. Бога нет и задача людей самим обустроить свой мир. Сам человек ничто - главное это семья, род, клан, и государство как большая семья (основополагающий принцип конфуцианства). Отсюда легкость, с которой приносятся в жертву отдельные люди ради стабильности государства (описанный Нест случай на Даманском, например). Буддизм, даосизм - религии интеллекта. Не надо верить, надо исследовать, понимать и проверять.
Люди Запада выглядят рациональными, и устоявшийся трафарет именно такой. Но это по большей части ширма. Люди западной цивилизации имеют непомерное эго, и это не дает им быть рациональными. Их действия диктуются личной выгодой, жадностью, стремлением к комфорту и стабильности. И эти действия, хоть и имеют вид рациональности в методах просчитывания и достижения личной выгоды, будь то в бизнесе или личных отношениях, тем не менее, они именно эмоциональны - они никогда не могут остановиться и насытиться. Безудержное накопление, потребление, роскошь, эмоциональное наслаждение. Вместе с тем именно благодаря этому произошел революционный технологический прорыв, реально улучшились условия жизни, появились новые возможности. Правда, этим же поставлена под угрозу жизнь на планете, ухудшается экология, здоровье, что заставляет задуматься о цене таких достижений. И подтверждает тезис об эмоциональности западной цивилизации - вначале делаем, потом думаем. И никогда не можем насытиться.
Люди Востока более рациональны и более коллективны. Они легко встраиваются в жесткую иерархию благодаря преданности роду. В противовес западному типу коллективность лишает их личной инициативы, стремления изобретать и исследовать, но повышает исполнительность и трудолюбие. Они представляю собой силу не каждый в отдельности, а общностью. Поэтому, наверное, китайцы и другие восточные страны так хорошо копируют и так мало изобретают.
Вообще, люди эгоистичны и жадны везде. Только на Западе это возведено в ранг главной идеи, это господствующее мировоззрение, которое стало практически идеологией общества, хоть и не декларируемой, но впитываемой с рождения, тогда как на Востоке оно сдерживается системой морали, этики, чести, возведенной в ранг государственной идеологии. Или сдерживалось.
На сегодня говоря о Востоке, следует понимать именно Китай. Все остальные - в той или иной мере уже прозападны.
Только у Китая была идеология устройства и управления государством, доказавшая свою действенность на протяжении двух тысячелетий. Восток, где господствует ислам - религия западного склада ума, уже не совсем то. Хоть государственное устройство этих стран все равно строится по типу «деспотий», где государство - главная сила, идеология ислама в области государственного строительства и общественных отношений слишком радикальна из-за преобладания эмоциональной сферы. Страны ислама - это нечто среднее между Востоком и Западом, причем взявшее не самое лучшее и там и там. Россия - тоже нечто среднее, но об этом чуть позже.
**
Читая историю Китая, невольно восхищаешься идеями, заложенными в его устройство, и людьми, сумевшими сформулировать эти принципы, и воплотить их в жизнь.
Идеология конфуцианства хоть и рисует моральные, этические ориентиры, признает, что в целом население следовать им не будет. Этому будут стараться следовать лишь некоторые, и то в разной степени. Люди эгоистичны, жадны и слабы. Благодетели надо стимулировать, пороки исправлять и наказывать, но они были, есть и будут и их надо использовать и учитывать при планировании и управлении. Кризисы - рассматриваются как закономерные этапы развития. Даже распады империи - не трагедия, а лишь этап. Китайская империя не раз распадалась, но всегда соединялась снова.
Все это возможно поддерживать в контролируемом состоянии при наличии одного идеологического центра. Крупный частный собственник в этом деле - враг. Никто не должен становиться достаточно богатым, чтобы конкурировать с государством.
Если все несколько упростить, то картина на протяжении истории Китая складывалась следующая.
На каком-то этапе в стране все начинает идти наперекосяк. Налоги падают, растет коррупция, народ нищает, некоторое количество самых ушлых богатеет, скупает землю, прихватывает промыслы. Возникает недовольство, восстания, заговоры, активизируются внешние враги. В какой-то момент правящая династия свергается. На смену ей приходит новая. Право народа на смену власти - один из принципов конфуцианства. Как только правитель теряет свои благодетели, он должен быть смещен. Образовалось даже такое понятие - «мандат Неба». Небо дает право императору и его потомкам править до тех пор, пока они пекутся о благосостоянии народа. Как только это прекращается - любой может претендовать на мандат.
История Китая - история смены династий. Причем пару раз основателями династий становились простые крестьяне, которые в силу своих личных качеств смогли возглавить народное движение и «получить мандат».
Основатель новой династии производит реформы по принципам конфуцианства. Земля перераспределяется, у прежних крупных владельцев изымается, и все это раздается крестьянам. Все строго по спискам, в зависимости от количества членов семьи. Определяется налог с земли - в целом весьма не обременительный. В самых тяжелых случаях это была десятина, а так доходило и до одной тридцатой. Все стратегические промыслы, в первую очередь ископаемые (руда, соль например) переходят государству. Крупные частные собственники откупаются от новой власти - причем так, что крупными перестают быть. Часть земли тоже остается у государства - его возделывают крестьяне на вполне приемлемых условиях, заключенные или военнопленные (рабы). Все родственные и наследственные связи, привязанные к прежней династии, в чиновничьем аппарате разрушаются. Наступает период экономического роста.
За пару столетий новые чиновники и родственники, когда раньше, когда позже, используя свое положение, начинают богатеть, земли начинают концентрироваться у ограниченного количества людей, появляются новые виды ремесел и промыслов, которые тоже начинают концентрироваться. Жадность начинает процветать, одни богатеют, другие беднеют, система управления государством начинает давать сбои из-за коррупции и обрастания жиром чиновников. Они все больше занимаются делами своего бизнеса, а не государства, начинают принимать решения больше отвечающие интересам их и их родственников, а не страны. Дальше наступает момент, когда все описанное выше начинается по новой - новая династия, новая метла.
Главное в этом всем то, что идеология остается прежней. Нельзя сказать, что идеи конфуцианства не менялись. Менялись времена, менялись и идеи. Проходили проверку практикой. Впитывали даосизм и буддизм. Но костяк оставался прежним. Конфуцианство воспроизводило само себя с помощью хорошо продуманной системы создания «интеллигенции». И именно эта интеллигенция управляла страной, и каждый раз при смене династий у руля оказывалась новая школа конфуцианцев, которая загодя думала над тем, почему в этот раз все так случилось и что надо предпринять новому правителю в данных условиях.
Система трехступенчатых государственных экзаменов на должности работала стабильно уже с 6-го века, хотя появилась намного раньше. Любой налогоплательщик (все, кроме рабов) мог претендовать на должность при условии сдачи экзаменов. Это весьма стимулировало стремление к образованию во всех слоях общества, так как это был фактически единственный путь преуспеть. Даже если смышленый мальчик рождался в бедной семье, часто на его образование собирала деньги вся деревня - это считалось хорошей инвестицией, так как в случае успеха он мог принести много пользы своему роду.
Программа экзаменов была едина, и включала в себя труды конфуцианцев по устройству государства и его управлению, философии, этике, истории, а также стихи. Такое стимулирование образования приводило к широкому и главное осмысленному распространению идей учения, образованию школ. Система экзаменов напоминала ЕГЭ - комиссия по приему обязательно приезжала из другой отдаленной местности, письменные экзамены проводились в отдельных кабинках и подписывались кодом, а не именем. Устные экзамены предполагали творческие решения определенных предлагаемых экзаменаторами ситуаций, умение вести дискуссию и сочинять стихи.
Существовали ранги чиновников - до 20 степеней и три уровня экзаменов. Каждый уровень регламентировал максимум, чего может достичь его владелец по службе. Продвижение дальше происходило в зависимости от заслуг и при наличии рекомендаций от чиновников более высокого ранга. Причем существовала система поруки - если твой протеже не справлялся, то наказывали (понижали, увольняли или казнили) одновременно и поручителя.
Чиновник всегда отправлялся в другие регионы, не там, откуда он родом. Обязательной была и ротация - каждые три года смена места. Это и снижало коррупцию, и способствовало обмену опытом, и объединяло страну - общий язык и письменность были просто необходимы всему чиновничьему классу.
Таким образом формировалась элита нации, которая осуществляла управления страной.
**
Теперь пару слов о России. Фактически СССР был копией классической китайской империи, что, думаю, видно из описанного выше. Правы, наверное, те, кто говорят, что Россия стоит на стыке западного и восточного мировоззрения. Капитализм умер, не успев толком родиться, затем на смену пришло государство восточного типа, но и оно долго не продержалось, снова свалившись в сторону капитализма, и все это проходит весьма неустойчиво и специфично.
Исламские страны тоже, как я писал выше, находятся на таком стыке, пытаясь соединить рационализм и коллективизм Востока, и эмоциональность и эгоизм Запада. Но мне кажется это направление тупиковым - слишком в радикальных формах этот синтез производится.
**
Еще пару выводов навскидку.
В целом сейчас преимущество у Запада - и территориальное, и экономическое. Но это преимущество уже на сегодня - нереализуемое. Запад не может без Китая, он его крепко прихватил за яйца. В идеале нужен баланс. Правого и левого, коллективного и индивидуального, духовного и материального. На данном этапе важно, чтобы Китай не проиграл - иначе баланс на планете жестко нарушится. Ему ни в коем случае не надо принимать западную модель, вестись на провокации с правами человека, демократией, не подпускать на пушечный выстрел к себе христианство и ислам, сохранить иероглифическую письменность. Он должен оставаться империей, хоть и называется сейчас республикой. В этом ему, наверное, должна помочь Россия.
Ну а потом уже настанет черед самой России, и возможно она родит нечто новое, что сможет объединить Восток и Запад.