«Прорыва не будет», но по другим причинам

Jun 20, 2019 21:05


Чтобы начать понимать эти причины, для начала, следует внимательно выслушать ответы Президента не на так называемые «жизненные» вопросы, которые, как население думает, без него не решаются чиновниками, а на совсем иные вопросы, например: «не надоело ли Вам быть Президентом?»,  «когда Вы уйдёте?»

Чтобы тот же Путин, чьи, скажем так, коллеги по Питерской мэрии и прочие члены команды, которые сейчас работают в Правительстве и на подрядах у этого Правительства и у Губернаторов, т.е. региональных правительств, мэрий, глав округов, районов, муниципалитетов и т.д. сначала взялись за руки и все вместе сказали: ребята, мы уходим, а Вы тут решайте. Вы же и есть - рынок, так?

Нет, не так, и ответ на этот вопрос подсказывает, правильно, ответ Президента на ещё один интересный вопрос: «Куда нас ведет банда патриотов из Единой России?» Та часть ответа, которая не попала в РБК, звучит так: «Когда люди берут на себя ответственность за будущее страны, это значит - зрелые люди. Не буду называть бандой тех людей, которые были у руля в 90-х годах. Но отмечу, что за это время у нас развалилась промышленность, оборонка, развалили вооруженные силы, довели страну до гражданской войны и поставили на грань развала. Далеко не все люди, которые работали в 90-е годы, несут ответственность, но наверняка есть такие». Если читать то, что написано в СМИ, будет неполная версия. Если читать только эту фразу, то вообще непонятно, что хотел сказать Президент.

Нет, то, о пишет inetmakers, конечно, хорошо и правильно, что касается того, как следовало бы поступить, если бы ни Путина, ни созданной при нём (я ни сейчас, ни когда-либо позже не буду говорю им лично, потому что не один человек создаёт систему, а она создаётся в команде, в которой у сегодняшнего Путина есть важная роль - она не единственная, но, вероятно, одна из важнейших - эта роль при этом не является драйвером, она скорее арбитражная) системы не существовало, не было людей, которые эту систему используют и поддерживают в работоспособном состоянии, ну, т.е., если бы система, которая сейчас функционирует, была не такая, какая она есть, а какая-то другая. Так вот, на мой взгляд, фишка как раз и состоит в том, что Путин пытается регулировать верхний уровень системы, вице-премьеры Правительства - аналогично, каждый крупный (на своём уровне) чиновник как лицо, заинтересованное в развитии того направления, и далее вниз - отрасли (курируемых министерством проектов), и далее вниз (по территориальному признаку), в конечном итоге понимают свою роль как ключевых участников в распределении денег, выделяемых на эти проекты из бюджета. Эту свою роль они усвоили очень хорошо, она им понятна.

Мало того, что они регулирование осуществляют вместо рынка, а не вместе с рынком, помогая ему и расчищая дорогу; наоборот, многое, если не всё в стране осуществляется в интересах финансово-промышленных групп, которые называются обобщённо крупным бизнесом. Структуры эти не вполне, скажем так, прозрачны, акционеры не меняются годами и десятилетиями, а если меняются, то на представителей своих кланов (друзей, родственников или людей, обладающих нужным соцпакетом связей), у которых уже протоптаны нужные дороги, есть account manager'ы (чиновники) и набор тендеров, в которых побеждают «свои люди» (прокладки под конкретный тендер или проект, зачастую с уставным капиталом 10 тысяч рублей, реже 100 или даже миллион рублей), т.е. они, быть может, даже и не свои в плане чисто родственных или дружеских отношений, но понятные и понимающие, т.е. лояльные мета-корпорациям.

При этом неважно, о какой сумме в тендере идёт речь: о 500 тысячах рублей, о 500 миллионах или о десятках миллиардов. Алгоритм разбиения (или как ещё говорят, распила), распределения бюджета чисто административен, атрибутика типа тендеров и «прозрачной» процедуры госзакупок никого не в состоянии обмануть. Если в шестерёнки этого конвейера попадёт «случайная» компания, то на следующей итерации начнутся сложности у акционеров, попытки задавить бизнес в судах, создать репутацию недобросовестного поставщика итд итп, покуда компания либо не проиграет тендер, либо не станет «понятной и понимающей», зачастую путём давления на принципиальных руководителей вплоть до увольнения и замены на своих людей.

Регулирующие органы тоже регулируют в интересах укрупнения бизнес-структур, в сторону большей аффилированности с государством. И к иной роли, заключающейся в том, что меняются приоритеты в работе, они просто не готовы. Потому что усилия, которые не влияют на наполнение бюджета, с их точки зрения, того не стоят. А то, что в результате снижается потребление, которое, в свою очередь, ведёт в дефляционную спираль, их не касается. Как не касается и ЦБ, у которого есть мандат по снижению инфляции, но нет мандата на финансовое обеспечение экономического роста.

Путин, как крупный руководитель чиновничества, «государственной ноги» ГКЧП (государственно-корпоративно-частного партнёрства) не вникает в детали подножия властной пирамиды. Ему не важно, что те люди, которые работают в госструктурах на низовом уровне, абсолютно несамостоятельны, ничего не решают, не могут препятствовать недобросовестным методам работы, а не важно это потому, что он с ними напрямую не взаимодействует, он взаимодействует с руководителями следующего уровня, иногда следующего за этим уровня и крайне редко с представителями того самого частного бизнеса, о сохранении и заботе о котором часто говорит дежурные фразы; при этом высокие руководители получают совершенно непропорциональные зарплаты. В теории эти зарплаты должны предохранять их от воровства, а на практике, страх лишиться должности вынуждает только сильнее эксплуатировать госкорпорации. Те, в свою очередь, передавая давление сверху по цепочке, получают необоснованные преференции за счёт частных партнёров, и все вместе за счёт более лояльного отношения в части соблюдения правил, по сравнению с конкурентами, относящихся к другим кланам. Принципиальность в отстаивании своих интересов частными партнёрами может выйти им боком, т.к. корпорации могут привлечь проверяющие органы, ФАС и регулятора, которые обязательно найдут нарушения в деятельности частных партнёров.

Наконец, сам Президент считает, что проблема не в том, насколько хорошая система получилась, адаптируема ли она для достижения целей «Национальных проектов», и даже нелепа сама постановка вопроса в отношении самой системы. Возможно, низовым чиновникам недоплачивают? Конечно, недоплачивают, но то, что им будут платить больше, означает всего-лишь, что частные партнёры госкорпораций получат ещё меньше. Т.е. снова видит проблему не там, где она есть. Вопрос не следует задавать вопросы о том, насколько хороша система. Вопрос в том, какую роль в этих всех Национальных Проектах играет государство, и есть ли равный по силе Правительству орган, представляющий именно частных партнёров, но не разрозненных, и не персонифицированный в виде чиновника (омбудсмена), а в виде именно коллегиального органа, на который не так-то просто воздействовать. Создаёт ли Государство правила игры на бумаге, чтобы в результате правоприменения и поверки практикой доработать их, или оно создаёт репрессивные и административные структуры для «контроля сверху вниз» и «на местах»? Не «можно ли доверять данным», которыми полнятся десятки и сотни созданных и находящихся в эксплуатации, процессе создания и внедрения в нуждах Правительства Баз Данных, Информационных Систем и Программно-Аппаратных Комплексов, а можно ли доверять каждому конкретному исполнителю, как его поймать, как наказать. Так ставится задача сверху-вниз, но так никогда не будут достигнуты цели.

Какой смысл думать о том, доплачивают или не доплачивают, если нет оценки того, какой вклад трудящегося/частного партнёра/госкорпорации/госструктуры? Как этот вклад оценивается? Чего не хватает этим сотрудникам: квалификации, добросовестности, интересных задач, чувства защищённости или денег? Считают ли они себя ответственными людьми или они считают свою структуру/корпорацию/партнёрство ответственными? Так откуда точка зрения, что что всё решается деньгами? Потому что когда-то так говорили американские советники? Ну так у государства США для убедительности есть ФРС и АУГ на крайний случай. А у государства Россия есть не только Армия и Флот, но и народ, который является не только источником власти, но и бизнеса, и творческих свершений, и вообще всего, что происходит в этой стране. Но который не осознаёт этого в полной мере. И надеется на решение человека, у которого другие задачи, и не столько в стране, сколь в Государстве, играющему очень заметную роль, но которое не может заменить собою всё, в т.ч. и народ.

Вот и inetmakers считает, что один-единственный мусорный вопрос может поднять страну. Оба, разумеется, неправы, но по разным причинам, но и общее - Президент считает, что помогут Нацпроекты, а блоггер считает, что расчистка will make Russia great again :)

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

Previous post Next post
Up