Роботам люди не нужны. А то, что людям нужны роботы, это ещё бабушка надвое сказала.
Оригинал взят у
ardelfi в
Новости из жизни роботизируемыхБольшие изменения идут медленно, но даже брендовые эксперты начинают их замечать. Сегодня порадовали эксперты авторы из MIT Technology Review рассказом о буднях китайской промышленной роботизации. Сообщив о давно понятной возможности создания "тёмных фабрик" (без привычных для человеков систем жизнеобеспечения, в том числе света и вентиляции), и не сообщив об экономических выгодах таких изменений, авторы сразу перешли к проблемам, например проблеме чёрного ящика. В простейшем изложении она заключается в ожидаемых и одновременно внезапных отказах без видимых причин. "Робот наклеивал этикетки на коробки всю неделю, заменил труд пятнадцати человек, а потом перестал работать и сейчас отключён," -- вот такие эти роботы странный народ. А кто может это исправить? А никто уже не может (в промышленной реальности), но можно циклировать ему питание или перезагрузить, и получить ещё неделю работы. Для техника, освоившего это несложное упражнение, это гарантированная непыльная работа на годы вперёд -- он незаменим, если у него хватит ума (обычно это так) никому не рассказывать подробности своей магии. Но так сегодня живут авиалинии, значит так можно жить, если согласиться называть это существование жизнью. Проблема также давно понятна: в среднем по больнице встроенном коде при доставке заказчику содержится порядка 10% дефектных строк, причём строки эти написаны на неправильном для задачи языке, никогда не делавшими ничего надёжного людьми, с применением многократно вложенных чёрных ящиков в форме всяких API, библиотек и компиляторов, и в последнее время весьма вероятно без формального технического задания. Люди, способные сделать правильно и надёжно, во-первых известны поимённо, во-вторых вечно заняты чем-то другим, в-третьих принципиально неспособны разговаривать с заказчиком из-за физического отсутствия общего языка. Но даже они, постаравшись, повышают качество кода лишь на 1~2 порядка, что соответствует
уровню нормальной жизни авиакомпаний. Если бы заказчик промышленного робота смог понять что заменил пятнадцать понятных ему человек на фрактальный чёрный ящик бесконечно размерности, он бы немедленно начал пить водку, потому что с одной стороны это ужас без конца в длительной перспективе, а с другой это экономия затрат и повышение качества в ближней перспективе. Такой фундаментальный конфликт префронтальной коры и лимбической системы можно урегулировать только безжалостным применением алкоголя против обеих частей мозга. А невооружённым глазом всё выглядит изумительно хорошо.
Click to view
.
В других отраслях промышленности человеки инстинктивно сопротивляются. Производитель машин для горнодобывающей промышленности Atlas Copco сообщает что полностью автономные версии их машин продаются очень редко. Поэтому компания идёт на хитрость: имея возможность сделать автономную машину, вместо этого предлагается дистанционное управление по радио, вспомогательные функции автоматизации, и прочие полумеры. Но нигде как в шахте не проявятся преимущества и экономия при реализации принципа "тёмной фабрики" -- существование множества добывающих компаний сегодня определяется способностью сократить расходы, потому давление отбора оставит преимущественно восприимчивых к роботизации. Примером таких компаний уже стали крупнейшие из них: Rio Tinto и BHP -- они изначально обладают наилучшей экономикой добычи, а реализация максимальной автоматизации процессов в условиях низких цен на продукцию позволит им пережить и заменить технологически отставших конкурентов.
Проблема доверия автономным машинам уже определена как основное препятствие их интеграции в армии штатов. При этом именно военные машины составляют основную (или первую реализуемую) часть рынка. Позивное решение этой дилеммы за рамками полярных вариантов "не автоматизировать" и "игнорировать ненадёжность" откроет тот (потенциальный пока) рынок автоматизации и автономизации, которым так любят пугать людей эксперты. Но сегодня нужные для этого люди недоступны в нужных для этого количествах никому, впрочем их пока не особо и ищут. Пока руководители компаний экстраполируют сложившуюся за последние два десятка лет практику компьютеризации на совершенно несовместимые с ней задачи, считая автономные машины компьютерами с моторами, и расчитывая что "искусственный интеллект" решит все неизбежно возникающие проблемы, надёжных машин не будет, будут лишь бесконечномерные чёрные ящики. Но как утверждают сами автоматизируемые, выбора уже нет -- он уже сделан и бизнесом, и правительством (Китая).
И ещё. Проходил на днях мимо небольшой строительной площадки в очень премиальном месте, где скоро появится очень премиальный жилой дом стоимостью на глаз от мегабакса за этаж. На площадке стоит экскаватор стоимостью сто килобаксов, и ничего не делает. Почему? Потому что "выходные", потому что "нерабочее время", потому что ещё что-то такое. Но экскаватор за сто килобаксов стоит и ничего не делает, дом не строится, а расходы на финансирование всего этого не прерываются на выходные и нерабочее время. Если принять затраты на проект условно в 5 мегабаксов финансирования под условные 12~15%, это порядка 1.5~2 килобаксов затрат в день, каждый "восьмичасовой" день, а также оплата простоя в выходные. Вот именно это заставит, буквально заставит, заменить человеков там где их нет по их собственному выбору -- не нужно даже увольнять, достаточно чтобы машины работали в "нерабочее" время. А если в ночь с пятницы на понедельник все работы "на следующую неделю" окажутся законченными, то ссзб.