Давным-давно, когда я зажигал по асфальту на замечательном автомобиле,
в народе называемом "четыркой", а отпуска проводил таская рюкзак по горам,
мне на глаза попалось два видеоролика - один про "110 километр",
а другой - про то, как ребята из клуба "ТАМ.В России" доехали до Норильска.
Было это в 2009 году. И так мне запал в душу такой формат, что...
Ну, собственно, это и привело к тому, что я стал путешествовать на автомобиле.
И с тех пор, Норильск был для меня не то что бы мечтой,
а... - такой строкой в моем мысленном блокноте, напротив которой,
я знал - я когда-нибудь поставлю галочку. И вот это случилось.
Мы сидим в Норильске в гостинице и решаем, как нам выбираться на "большую землю". Изначально планировалось, что после Диксона мы будем выходить обратно так же как и заходили - через Новый Уренгой. Но, благодаря везенью, грамотно проработанному маршруту и напору Стаса - у нас впереди еще две недели от запланированного на эту экспедицию месяца. И у Стаса с Алексеем возникает мысль сделать кольцевой маршрут - выйти из Норильска через Хатангу в Якутию. Это, конечно, даст +146% к нашей "экспедиционной крутизне" - все это понимают, хотя вслух никто не говорит. Обратной стороной этого "пряника" является +6000 км. к нашему общему пробегу. Из них, 1400 км. - это ну ооочень "дикий" зимник Норильск - Хатанга - Юрюнг-Хая.
Я против этой идеи и говорю, что за две недели - ну никак не успеть. Но Стас приводит железобетонный довод - по его информации, дальнобойщики недавно за пять дней прошли от Норильска до Красноярска именно этим маршрутом. Инфа - 100%. А значит решено - выходим через Якутию!
(Теперь, пройдя этот маршрут за 13 дней - я бы очень хотел посмотреть в глаза этим дальнобойшикам. Не сомневаюсь, что все они как на подбор - огромные великаны с добрыми глазами, могущие не спать, не есть, и "в кустик не ходить". Вокруг головы у них сияние и застрявшие КАМАЗы они выталкивают одной рукой.)
Дорога на Хатангу идет вдоль плато Путорана. Отличительная черта этих мест - жуткий ветер, дующий с плато. Поставив для красивой фоточки машины на наледи и отойдя от них по ветру, мы потом с трудом смогли добраться до них обратно - сдувает, а наледь скользкая. :)
Но от ветра есть и плюс - снега почти нет - все выдуто до земли.
Четыре дня ушло у нас на дорогу от Норильска до Хатанги.
Знаменитая хатангская ледовая дамба:
После Хатанги прозвенел первый звоночек...
В Новорыбной заправились. Вы когда-нибудь заправлялись из ведра на ветру? А на сильном ветру? Мне кажется, по полведра солярки каждый на себя точно вылил.
"А кто это тут такой у нас солярку тырит?!"
После Новорыбной поехалось чуть полегче, жаль только, что обе красивейшие реки - Попигай и Харабыл мы прошли ночью. Встретили мужиков - везут продукты из Якутска в деревню Попигай. Что нам - удовольствие и экстрим, им - обычная работа.
И вот однажды утром мы приехали в Юрюнг-Хаю.
КАМАЗ оленины - обычное дело в этих краях.
От Юрюнг-Хаи начинается обслуживаемый зимник по реке Анабар.
По традиции, все самое интересное, а именно - Анабарские столбы - мы проскочили ночью. Кстати, в эту же ночь была зафиксирована самая низкая температура за всю поездку -42°.
Утром к нам пришли олени (но не те, которые в КАМАЗе, на фото выше, а настоящие и живые).
А потом... потом зимник из Анабара вышел в лес.
Какой это кайф - после двух недель тундры, заехать в настоящий лес! Не знаю почему, но еще со времен увлечения горным туризмом, я заметил - когда спускаешься с гор и попадаешь в лес... Прямо как-то на душе хорошо становиться и спокойно. Может потому что я родился и вырос на Урале, а не в каких-нибудь калмыцких степях - не знаю.
Приехав в Удачный, в шиномонтаже попробовали починить одно из моих колес. Забегая вперед, скажу, что ремонта хватило километров на 30.
Посетили алмазный карьер.
Грандиозное, конечно, сооружение. Технику на дне карьера можно разглядеть только через зум фотоаппарата.
Пообщались с позитивными парнями из удачинского мотоклуба...
... и выдвинулись в сторону Мирного. И тут началось - километров за сто до Мирного у меня одно за другим начали рваться колеса. Именно здесь, кстати, пришло ощущение, что мы действительно команда. Никто не говорил мне - "задрал ты уже со своими китайскими колесами" или что-нибудь в этом духе. Когда рвалось очередное колесо, все спокойно останавливались и выходили мне помогать. Сначала пытались ставить камеры - бесполезно. Потом просто уже начали запихивать в дыры все жгутики, которые у нас были. Так, подкачивая каждые десять километров спускавшие колеса мы и добрались до Мирного.
Мои соображения по поводу случившегося с колесами можно почитать здесь -
http://www.drive2.ru/l/6212385/ В Мирном я сразу поехал на шиномонтаж, а остальные уехали спать, чтоб с утра, пока я пытаюсь починить колеса, попытаться найти для меня комплект какой-нибудь резины на которой я смог бы добраться до дому - ведь нам предстояло еще 1000 км. зимника и 4000 км. асфальта до дома.
Усилиями Стаса и Алексея, такой комплект (35" Hankook DynaPro MT) был найден. И вот, оставив в Мирном 4 из 5 своих колес и обувшись в летнюю МТ-шную резину, мы вышли на знаменитый Марковский зимник. Знаменит он, конечно же, благодаря рассказам Альбины про работу дальнобойщиков на этом зимнике -
http://travel.drom.ru/34750/ Зимник этот, я вам скажу - жесть жестяная. Дальнобоям, который по нему ходят - надо реально ставить памятники при жизни. Почитайте рассказы Альбины - она хорошо об этом пишет.
Ну а мне этот зимник на МТ-шной резине тоже доставил много веселых минут. Вот бы всех тех, кто говорит - "а, чо на МТ-шке зимой нормально, я всю жизнь так езжу, а ты просто ездить не умеешь" - пропустить бы разок по этому зимнику. Здесь я понял, что очень сильно торможу Стаса и Райта. Поэтому, когда они решили вставать на ночевку - мы попрощались с ними и тихонько, в своем ритме, поскреблись дальше. Забегая вперед, скажу, что в результате они нас догнали между Усть-Кутом и Братском.
И вот наконец-то, в Усть-Куте мы выехали на асфальт.
22 февраля, в поселке Тазовский Ямало-Ненецкого АО мы съехали с асфальтовой дороги на лед Тазовской губы и ушли в тундру.
21 марта, в городе Усть-Кут Иркутской области, выйдя с зимника, я целовал асфальт и гладил синий бок своего автомобиля.
Мы прошли 6000 километров по тундре, рекам и океану. Побывали в Дудинке, Диксоне, Норильске, Хатанге, Юрюнг-Хае, Оленьке и Мирном. Пересекли север Красноярского края и вышли в Якутию. Мы ехали по льду великих рек - Енисею и Анабару. Продирались через торосы Северного Ледовитого океана. Мы были на Диксоне!
И я точно знаю - однажды, я снова буду там. Ведь Север - это навсегда.
Карта с треком и привязанными фотографиями: