Karhulan Aviation Museum

Dec 20, 2010 17:27



На прошлой неделе съездил в авиамузей в Котке (вернее, в Кархула). Он обычно открыт с мая по сентябрь, но я решил попробовать написать непосредственно его владельцу - и это сработало!




справа автор сего поста, а слева - Юркки Лаукканен, владелец авиамузея в Кархуле, на аэродроме Кюми.
Он закончил технический университет в 1968 (1942 г.р.) и пошел служить в финские ВВС, где стал летчиком-истребителем. Но через пару лет командование поняло, что летчик-истребитель с техническим образованием годится и на что-то большее. Так он стал тест-пилотом. То есть, он летал на всех типах самолетов, которые были на вооружении финских ВВС, а также и на тех, которые финны в итоге не стали закупать.
Это рекордсмен по числу часов налета в Финляндии - 9918. Не знаю, идут ли ему в зачет его частные полеты на Gloster Gauntlet - то есть дотянет ли он до 10000.
В начале 1970х он провел 2 месяца в СССР, в Краснодарском крае, изучая МиГ-21. В итоге по-русски говорить он не начал, но надписи на приборной доске и все технологические надписи понимал. В результате ему, как знающему хотя бы это, доверили облет ВСЕХ МиГ-21, которые покупала Финляндия. То есть этот человек летал на каждом из МиГов, которые у финнов были на службе.
Он рассказал, как однажды перегонял МиГ-21 в СССР в Пулково(!), откуда его уже должны были отправить на завод. По его словам, работники аэропорта подходили и спрашивали "что это за самолет?" и очень удивлялись, услышав, что это вообще-то советская модель.
И еще, по его словам, он единственный финн, который летал на одноместном Мустанге. То есть, понятно, что в ВВС США были финны по происхождению, но из граждан Финляндии он один, кто сам пилотировал одноместный Мустанг. Он помогал американским авиалюбителям восстанавливать "Мажистер", и они устроили ему два 30-минутных полета.
"Если бы у меня не было опыта полетов на Gauntlet, я бы не сел в Мустанг, винтовые самолеты это совсем другое дело, чем реактивные"

под потолком ангара подвешены планеры




"Аист", восстановленный одним из членов аэроклуба


Глостер Gauntlet - единственный в мире, который продолжает летать. Белая полоса на нижней плоскости крыла - снег








Полеты выполняются летом, при боковом ветре не более 5 узлов. Как сказала Юркки "цифра взята не из инструкций, а по опыту". Два раза у него случался выезд за пределы полосы из-за ветра, это привело к двум поломанным пропеллерам. Сейчас на самолете третий (и последний).
Gauntlet использовался во времена "круглых" аэродромов, когда самолеты просто заходили на посадку против ветра. В данном случае ему приходится летать с ВПП Кюми, созданной в 1943 году для Bf109. Поэтому Karhulan Aviation Museum не делает анонсов о полетах Gauntlet'a заранее - никогда не знаешь, какая будет погода.

Личный самолет одного из членов аэроклуба, который оплачивает аренду места в ангаре музея.


пропеллер от Kotka Vl.22


DB-605 с Bf-109G - получен от центрального авиационного музея Финляндии (Вантаа)


Folland Gnat стоит без давления в гидросистеме, поэтому он оочень низкий.





забыл спросить зачем нужны эти патрубки на воздухозаборнике - выглядят как выхлопные на поршневом истребителе





Draken (конкретно этот экземпляр был куплен б/у у Швеции, но финны собрали 12 Дракенов самостоятельно)


Raketstol - очевидно, катапультное кресло )


Крыльчатка




воздухозаборник для охлаждения форсажной камеры






"костыль"


Естественно, я не мог не спросить о сравнении Дракена и МиГ-21.
"Дракен" было легче обслуживать, но это не значит, что у него не было технических проблем."
"МиГ был гораздо маневреннее. Зато Дракен превосходил его по системе вооружения. Радар был лучше."

Я также спросил, почему в качестве замены Дракенов и 21х Финляндия купила не Гриппены и МиГ-29, а F/A-18?
"если бы СССР не развалился, Финляндия обязательно купила бы МиГ-29. Покупать советские самолеты было выгодно - ведь Финляндия платила за них товарами, бартером. А Россия стала требовать за самолеты оплаты в долларах, и недешево. Самым дорогим из предложенных вариантов был Мираж 2000, самым дешевым - F-16"
почему не F-16? Почему более тяжелый F/A-18?
"Хорнет может сесть на носовой платок. Он может заходить на посадку с большой вертикальной скоростью, коснуться земли и тут же остановиться. А F-16 нужна длинная ВПП"

Юркки получил этот счетчик попаданий в подарок на свое 50-летие


Владелец музея рядом со своим любимым самолетом - всего у него на МиГ-21 1300 часов налета


"на МиГ-21 ты чуть отклоняешь ручку вбок - и уже делаешь оборот на 360 градусов. МиГ-21 был единственным самолетом, который летал на М=2 при полностью ручном управлении."
максимальная высота горизонтального полета, которую достиг Юркки на МиГе - 21350 метров, при скорости М=2,05 (приборная около 500 км/ч)

Эмблема истребительной эскадрильи на киле МиГ-21Ф-13




FW-44 Stieglitz


учебная Р-60 под крылом МиГ-21бис


со снятым колпаком


МиГ-21бис Юркки нравился меньше, чем Ф-13:
"он стал тяжелее, "толще", они поставили более мощный двигатель, который стал потреблять гораздо больше топлива. Самый длительный полет на МиГ-21бис с ПТБ был 1,5 часа"



на Мажистере Юркки налетал больше всего часов - 2200.




тоже с хвостовой опорой






по его словам:
"Мажистер" был очень надежным самолетом, Финляндия потеряла 12 машин этого типа и все - из-за ошибок пилотов, ни одного по техническим причинам. Ему не хватало тяги, крейсерская скорость была около 400, максимальная - 600, но это если хватит терпения дождаться, пока он ее наберет в горизонтальном полете"

после "Мажистеров" Финляндия закупила британские "Хоки":
"Хок" очень приятный и простой в управлении, может выходить на сверхзвук в пикировании, я на нем разгонялся до Мах1,1. Финляндия тестировала L-39, но у них более тяжелое управление, а прямое крыло ограничивало максимальную скорость"

На "Мажистере" запрещено летать, потому что самолет все еще в собственности ВВС, а они разрешения на полеты не дают, но он иногда катает в задней кабине пассажиров по ВПП, с отрывом передней стойки.

самодельный вертолет, созданный одним из жителей Котки. Он никогда не летал, только совершал небольшие подскоки на привязи. Создателю и этого было достаточно, он понимал, что вероятность убиться на нем, если попробовать полететь повыше - немаленькая.


в стороне стоит двигатель от МиГ-21


Ангар не отапливается, поэтому температура там уличная. Впрочем, как сказал Юркки, проблем это особых для самолетов не создает, при условии, что температура зимой стабильно ниже нуля.
В любом случае состояние самолетов очень хорошее, если сравнивать с теми, которые стоят под открытым небом (на днях выложу фотографии из Рижского авиамузея, сделанные двумя днями позднее - там все будет видно).
Спросил я и о том, получают ли они поддержку от муниципалитета:
"Город выплачивает нам довольно большую сумму, которую мы платим городу в виде налогов на недвижимость :) "

karhula, Финляндия, поездки, авиамузеи, музеи, авиация

Previous post Next post
Up