Знакомство с Мехико началось, естественно, с аэропорта, а затем сразу - с метро. Несмотря на все предостережения об ужасах и криминогенности мексиканской столицы в целом и ее подземки в частности, мы добирались до отеля, а в дальнейшем и до всех остальных нужных объектов на метро, и живы и целы. Так что слухи сильно преувеличены.
Одна поездка - 5 песо (21 рубль). Никаких зон, разделения по линиям и т.д. Едешь ли одну станцию или через весь город.
Турникеты проглатывают билетик но никак не показывают, что что-то изменилось - ни лампочка зеленая не загорается, ни надпись не меняется. После первого раза привыкаешь и просто проходишь через вертушку, скормив турникету клочок картона (с напоминаем о международном женском дне 8го марта!).
Сложно судить об оптимальности схемы линий. Из аэропорта ехали в центр города (на местный аналог Красной площади) всего 8 станций, но с ТРЕМЯ пересадками 1-3-3-1. Кольцевой линии нет. С другой стороны, линия от аэропорта идет до автовокзала, местному населению должно быть удобно.
Жарко и душно, хуже, чем на поверхности. Метро неглубокого залегания, часть линий идет по эстакадам, в центре глубина метров 10-15, пара лестничных пролетов и все. Положение пытаются спасать вентиляторами с водой. Где-то с одним распылителем, где-то с двумя, где-то отключены.
Зоны для женщин и детей. Передняя часть платформы отгорожена для женщин и детей до 12 лет. При этом не сказать, чтобы все женщины стремились попасть именно в нее, большинство стоят вперемешку с мужчинами. На одной из пересадок туннель для прохода поделён на полосы с указателями - в такие-то дни утром одна из полос тоже только для женщин и детей. Три возможных объяснения - чтобы не домогались; чтобы не воровали; чтобы не задавили.
Стенд "их разыскивает полиция".
Давка в час пик присутствует. Туристов, привыкших передвигаться по родному городу на авто и решивших проехаться на метро в Мехико она, может, и шокирует. Но для метропассажира Петербурга ничего нового, никаких откровений. Так же люди не снимают рюкзаки, так же вспоминают о том, что им выходить, в последний момент и лезут через полвагона, так же трамбуются в вагон. Двери автоматические, как и у нас закрываются с большим усилием.
Полицейские на каждой станции и в каждом переходе группами по два-три. Странно, ни одной фото полицейских в метро не нашел. Книга с пометками текстовыделителем - Ницше.
Вагоны на резиновом ходу, но не сказал бы, что сильно тише в метро. Уровень шума такой же, только отсутствует стук колёс на стрелках и стыках.
Большинство станций двухплатформенные, были только на одной с островной платформой.
Один раз стоял прямо рядом с табличкой - вагон 1982 года сделан в Мексике с участием Alsthom. Старые составы из отдельных четырехдверных вагонов. Более новые составы со сквозным проходом и сделаны при участии Bombardier.
Очень длинные пересадки, зато неплохая навигация. Многие эскалаторы не работают. В целом метро с нулевой доступностью для колясочников (питерское я оцениваю как метро с 25% доступностью). Практически каждый переход это несколько лестниц (в том числе благодаря двухплатформенной компоновке - просто чтобы сесть в обратном направлении надо минимум по разу спуститься и подняться. Нигде даже нет рельсов для тележек/чемоданов/колясок. Для слепых в платформах желоба сантиметровой глубины - туда ставится наконечник трости и можно идти, не стуча ей влево-вправо.
Навигация в виде табличек и стрелок очень наглядная, зато станции в вагонах не объявляют. В новом составе стояли прямо под динамиком и там что-то говорили про станции, но так тихо, что в шуме поезда НИЧЕГО не слышно. Так что остается только считать станции, читать названия станций на остановках и сверять продвижение с навигатором или схемой линии в вагоне. Схемы метро в вагонах нет! На перронах схема всех линий, а в вагоне только схема линии. У каждой станции своя пиктограмма, что относительно удобно - увидел пиктограмму на станции через окно и, даже если ты стоишь далеко от схемы линии и прочитать название не можешь, разглядеть такую же картинку (кенгуру, мужик в мундире, крест и т.д.) на схеме намного легче.
Нищие и/или инвалиды в таком же количестве как у нас, если не меньше. Ближе к вечеру и бомжи видны. Продавцы всякой мелочи в метро - продают драже типа тик-так. Музыканты, проходящие по вагону. Много торговли всякой всячиной типа прессы, бижутерии, одежды. Примерно как в нашем метро в конце 90х.
Еду, воду, мороженое тоже продают - продавцы во многих лавках слепые. На ощупь определяют номинал купюры, товар берешь сам. Неужели не воруют? Либо надзор полиции сильный, либо тут считается, что воровать у слепых не по понятиям. После шести вечера торговля усиливается - появляется много спонтанных торговых точек прямо на полу и тележках. Многие продавцы и с утра орут, зазывая покупателей, а вечером в каждом переходе просто хор голосов. Есть сборщики пожертвований для Красного креста - тоже отнюдь не молчат.
Несмотря на повсеместную торговлю и поедание/выпивание тут же - чисто. Станции все, с одной стороны, довольно обшарпанные, но мусор не валяется СОВСЕМ. Уборщики со швабрами, ни одного пылесоса, все вручную.
Отделки станций как таковой нет. Все сугубо функционально. И вместе с тем в некоторых переходах стоят скульптуры, на станции Zocalo три больших макета, показывающих эту местность при ацтеках и затем в средние века и позже.
В переходе на станции Raza очень большая экспозиция на тему происхождения Земли и эволюции жизни на Земле (переход минут на 10 пешком, так что удалось поместить множество подсвеченных постеров).
На станции Polanco лестница-клавиатура пианино, реагирующая на пешеходов. Получается та еще какофония, да и на фоне орут продавцы и краснокрестовец, но идея забавная. На Tacuba, если не ошибаюсь, фотовыставка - то есть о наполнении метро культурным и научно-популярным содержанием тут озаботились. Рекламы на станциях много, а вот в вагонах, как ни странно, ее нет совсем. На перронах телевизоры с развлекательным каналом(!). Просто видеоклипы и прочие передачи - женский рестлинг, например. Такой рекламный канал пропадает, прямо странно.