В солнечный весенний денек самое время навестить могилы родных, так как, наконец, не придется месить ногами грязь или прыгать по сугробам. Хотя раньше это меня не особо останавливало. Так что, пользуясь близостью и легкодоступностью Ваганьковского кладбища, отправилась в ту сторону.
В небо смотрят сразу три креста прямо у входа.
Народу на центральных аллеях всегда много. Будто в парке находишься.
Кладбищенская церковь. Редко сюда захожу, так как она очень тесная внутри. Но злобных бабок ни разу не наблюдала, что замечательно.
Колокольня, которая почему-то надрывно звонила, когда я пришла. В первый раз слышала голос местного колокола, и он в прямом смысле похоронный. Уж не знаю, по какому поводу звонили. То ли Литургия только что кончилась, то ли отпевали кого-то.
Церковный киоск. Очень удобно, что один снаружи, а другой внутри. Очереди меньше.
Самая первая аллея слева от входа. По ней я обычно добредаю до могилы пани Хелены, если есть настроение. Заметила, что не воспринимаю больше могилы как могилы, а потому у меня нет мрачного настроения, когда я нахожусь на кладбище. Скорее я считаю это временной квартирой, куда переехали наши близкие, а потому и иду, будто бы в гости. Все-таки странно, что нигде невозможно найти человека и быть поближе к нему, разве что здесь. Хотя, конечно, память сама по себе ни в местах, ни в вещах не нуждается.
А потом до меня, наконец, дошло, где находится вход на армянское кладбище, куда я давно хотела заглянуть.
Так что воспользовалась случаем.
Я бы сказала, что здесь весьма монументально. Восточные люди любят все большое, думается. Мы всегда, когда идем на могилу прабабушки, издалека ориентируемся по двум огромным памятникам из черного мрамора, под которыми покоятся как раз представители этой национальности.
Армянское кладбище оно разное, я бы сказала. Здесь встречаются вполне рядовые, ничем не примечательные памятники, на некоторых даже вполне русские имена и фамилии.
А есть некоторые с характерными особенностями. Почему-то очень много камней с узорами.
Или таких резных памятников.
Кресты здесь несколько другого образца.
А это похоже на склеп.
Есть и вовсе непонятные сооружения. Что значит эта золотая "рука", так и не поняла.
Немного удивила надпись. Будто бы с заделом для будущих поколений сказано, к какому веку относится памятник.
Здесь так же находится церковь и "поминальный дом" или дом причта.
Церковь, естественно, не православная, а Армянская Апостольская, к которой принадлежит большинство армян.
Хотя с такой архитектурой она вполне могла бы принадлежать и РПЦ.
И здание явно требует реставрации.
В целом, если смотреть издалека, то ничего особенного.
Разве что, если подойти к входной двери, то увидишь характерную узорчатую резьбу. Внутрь я заходить не стала, хотя явно было открыто. Я знаю характерную особенность армян, которые любят собираться возле церкви как у клуба. Наши армяне-католики, мужчины большей частью, именно так и поступают. Здесь было тоже самое. И собравшиеся не очень дружелюбно на меня поглядывали. Так что зайти не решилась. Сразу ведь понятно, что просто так. Характерная славянская внешность выдает с головой. Мужу было бы куда комфортнее в таком окружении, могли бы и за своего принять. Может быть, в другой раз как-нибудь.
Снаружи церкви несколько навесов, разделенных стеклянными перегородками, под которыми находятся свечники с песком, в который прихожане втыкают большое количество толстых свечей. На православные они ничуть не похожи. Армяне очень любят ставить свечи, как я успела уяснить. Армяне-католики по воскресениям и пятницам, когда у них Литургия в нашем храме, тоже все свечники заставят огромными лампадами из красного стекла. Места для всех не хватает порой. А раньше ставили маленькие свечки-таблетки по целому пакету каждый. В чем смысл, для меня загадка, но он явно есть, если так себя ведут практически все без исключения.
И все-таки на "русской части" кладбища мне как-то спокойнее. Никто не косится хотя бы.
Макет возводимого в Москве Кафедрального собора Армянской Апостольской церкви. Вот сюда я точно хочу заглянуть как-нибудь. Здесь очень характерная архитектура.
На территории есть церковный киоск. Посмотрела, что продают, но не смогла найти ничего интересного на русском. А жаль. Я люблю непосредственные источники. Хотелось и о христианстве в Армении почитать что-нибудь стоящее. Зато четок там полно всяких разных.
В целом, познавательная прогулка получилась. Не жалею, что время потратила.