Церковь - это не только здание, но и Мистическое Тело Христа. Что это значит? Это значит, что верные и составляют данное тело. Это живые камни, из которых эта Церковь созидается. Поэтому очень важно участвовать в жизни прихода, чтобы не терялось значимость этого понятия.
Прежде всего участие в жизни прихода - это участие в Святой Мессе, Евхаристии, вершине жизни каждого христианина. Добрый католик обязан участвовать в Мессе каждое воскресение и в предписанные праздники, но очень поощряется, когда люди приходят и в будние дни. Впрочем, мало просто приходить, надо участвовать, праздновать. Для активного участия нужно знать Чин Мессы, которая построена в форме диалога между предстоятелем и народом. Просто так мозги не отключишь, потому что ты все время должен что-то делать. Месса может служиться на русском, польском и прочих национальных языках, а так же на латыни. Необходимо знать Чин хотя бы на родном языке, но в идеале нужно знать и на латыни, хотя, конечно, в молитвеннике он есть, но тогда ты будешь сосредоточен не на смысле произносимого, а на том, чтобы вовремя найти нужное место в книге, и потом еще думаешь, как читается то или иное слово. Каюсь, я пока из латинского знаю лишь самое начало, конец и Отче наш. А вот на "Исповедую..." меня уже клинит. Но я не так уж часто посещаю Мессу на латыни. Предпочитаю на русском. Так проще.
Месса бывает обычной - начальные обряды, Литургия Слова, Евхаристическая Литургия и Отпуст - а бывает и праздничной, когда могут добавляться еще какие-либо обряды или Таинства.
А еще бывает детская, когда дети во время проповеди сидят на ступеньках алтаря и ведут беседу со священником. Порой отменно зажигают.
-Дети, против какой заповеди мы грешим, когда не принимаем нужные лекарства, не ложимся вовремя спать и гуляем без шапки в холодную погоду? - спрашивает священник. После небольшой заминки руку тянет мальчик и изрекает:
-НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСВУЙ! (Питер)
В самом конце Великого Поста, перед Пасхальным Триденствием, служится Месса Освящения елеев. В этот день епископ освящает привезенные сосуды с маслом - елеем и миром (кризмой), а потом священники разбирают для своих приходов. В этот день приезжает как никогда много священников.
В этом году у нас в храме данная Месса служилась утром 30 марта.
Ни одна Месса не обходится без проповеди. Разве что утренняя "тихая", но она так и заявлена, что без проповеди, но на праздники она обязательна.
После проповеди архиепископ принимает сосуды с маслом для освящения.
Масло освящается особым чином.
А в конце каждый священник забирает свой сосуд(ы).
Наш отец Михаил тоже несет.
Для чего нужно это масло? Без него никак не обойтись во время совершения Таинств. Елеем помазывают больных и катехуменов, ожидающих Крещения, а миро используется для Миропомазания (Конфирмации) - одном из Таинств христианского посвящения.
Католическая церковь крестит младенцев и неразумных детей по вере их родителей и крестных. Для этого нужно лишь договориться со священником. А вот взрослых, как правило, не крестят по отдельности. Для этого нужна серьезная подготовка, которая длится минимум год. В это время кандидаты знакомятся с основами христианского вероучения и верой Католической Церкви, размышляют над прошлой жизнью и пытаются в чем-то ее исправить, а главное, пытаются войти в общину, чтобы в будущем стать ее полноценным членом.
У нас в храме взрослых крестят обычно дважды в год - в Навечерие Пасхи, а так же 10 января в праздник Крещения Господня, ну или где-то около. В этом году этот день пришелся на воскресение, так что аккурат на утренней мессе.
В этот день ой как много народу было! В центре места всем не хватило. Виновникам торжества и их крестным повезло - им забронировали первые скамейки, так что точно не надо ни о чем волноваться.
В воскресения и в дни больших праздников Месса начинается большой торжественной процессией, которую все встречают стоя, вопреки сложившемуся мнению, что католики все время сидят. Садятся все не раньше, чем выходит министрант читать первое чтение из Библии, а это минут пятнадцать занимает. До пения Аллилуйя все сидят, после стоя слушают Евангелие, а потом на проповедь садятся. В этот раз отец Сергей, предстоятель, обращался к кандидатам на Крещение, сколько помню, напоминал о том важном шаге, который они собираются сделать. После окончания проповеди, выносят купель, а монахиня-наставница делает знак катехуменам и их крестным выйти вперед. Всех выстраивают парами в линию и поется Литания Всем Святым, где испрашивается благословение для крещаемых, после совершается обряд освящения воды.
Ну а потом всех катехуменов по очереди выводят к купели. Крестный держит руку на плече своего крестника, другой рукой держит табличку с именем, которое тот себе избрал, ну и через плечо полотенце - куда ж без этого-то?
В России и СНГ, как мне говорили, вроде принято иметь до четырех имен.
Кате остался какой-то миг до нового рождения. В этот день она была ужасно счастливой.
В латинском обряде принято крестить обливанием головы, это уже многовековая практика. Как сильно обольют, зависит от священника, совершающего Крещение. Может обойтись легким полосканием челки, а может произойти настоящий душ. Впрочем, если не вынудили сильно наклониться, то, значит, кропить будут. Крестят следующими словами:
-Мария-Екатерина (например), я крещу тебя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Если Крещение в тишине, без хора, то община отвечает: "Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь" за каждого новокрещеного.
После того как оттерли мокрые волосы "новорожденного", крестные уходят к свече Пасхалу зажигать крестильные свечи. Свеча потом передаются крестнику со словами: "Прими Свет Христов".
Дальше всю литургию почти новокрещеные стоят со свечами, их плечи покрывают белым полотном, как знак того, что они облеклись во Христа и им было даровано отпущение всех грехов.
Ну а потом всех опять строят парами, чтобы вести на Конфирмацию, Таинству, в котором посвящаемый получает 7 Даров Святого Духа.
В латинском обряде оно совершается помазанием лба святым миром.
На Миропомазании можно взять себе еще одно или несколько имен. У кати вроде так и было написано Мария-Екатерина, другой таблички не было. Уж не знаю, что в свидетельстве написали.
После новокрещеных отпускают по местам и читается Молитва верных, а потом, как обычно, следует Евхаристическая Литургия в конце которой новокрещеные примут свое Первое Причастие.
Сначала совершается возложение даров - хлеба и вина - на алтарь.
Потом совершается Евхаристическая молитва и Пресуществление в Тело и Кровь Христа, во время которого весь храм встает на колени.
Все-все встают, кроме священников, которым надо совершать литургические действия.
Потом читают или поют Отче наш, за которым следует привествие Мира, когда все пожимают руки соседям.
После бывает хлебопреломление, за которым следует Причастие священников.
И, наконец, вдоль алтарной преграды выстраивают новокрещеных.
Там они и принимают Причастие впервые в жизни. Потом так же встают крестные и наставники.
После причащаются все желающие. Причащаться могут католики, недавно бывшие на исповеди и не имеющие смертного греха на совести. Кто не может по каким-то причинам причащаться (например, только проходит катехуменат), может поступать как этот ребенок. В этом случае просто дают благословение. Я так почти полтора года ходила.
Потом следует благодарственная молитва, а потом кульминация.
К амвону выходит отец Иосиф, настоятель с неизменной бумажкой в руках и с совершенно непередаваемой интонацией тянет:
-Приходские объявления на такое-то воскресение такого-то времени.
Кто хоть раз слышал, тот поймет о чем я. Когда не он читает их, то как-то неуютно даже. По первости меня всякий раз смех прошибал, сейчас уже привыкла.
А после выходит делегацию от новокрещеных читать молитву и произносить благодарности.
Делается фотография на память, а потом всех отпускают с миром. Новокрещеные бегут вниз праздновать, а прочие расходятся по своим делам.
Впрочем, община пополняется не только за счет новокрещеных, но так же и за счет тех, кто уже будучи крещеным в другой церкви, выражает сознательное желание стать католиком. Эти люди так же год илии больше ходят на катехизацию, а потом проходят через чин присоединения, который состоит из исповедания веры и выражения письменного согласия с ней.
Эти чины могут проводиться несколько раз в год в присутствии настоятеля, в группе или индивидуально.
Вначале что-нибудь поется, например "Бог есть Любовь..." для торжественности. Хотя я, помнится, переходила в полной тишине, но зимой нам пришлось послужить мини-хором.
После настоятель читает подходящий отрывок из Евангелия, произносит небольшую проповедь-наставление намеревающимся исповедовать веру, а потом их приглашают выйти вперед.
Новообращенные читают Никео-Константинопольский Символ Веры со знаменитым Филиокве в составе, из-за которого столько копий было сломано и продолжает ломаться, а так же согласие с послушанием Папе Римскому и Коллегии Епископов.
Потом мы опять поем, пока новообращенные по очереди поднимаются к алтарю, где собственоручно подписывают свое исповедание веры, а настоятель визирует его своей подписью.
Потом мы читаем Отче наш, а после получаем благословение и расходимся.
В том февральский вечер в общину прибыло 8 человек.
А это весь выпуск 2009 года - и новокрещеные, и католики византийского обряда, и новоиспеченные католики латинского обряда, которые, собственно, и совершали в тот вечер исповедание веры.
После новообращенные должны записаться в приходскую книгуи исповедаться, прежде чем приступить к Причастию. Обычно, это делают в тот же день, но было уже поздно, поэтому отложили и разошлись.
Так пополняется община.
Основная жизнь на территории храма, но несколько раз в год мы выходим за его пределы. Например, в конце марта впервые проводилось богослужение Крестного Пути по улицам города, чтобы могло принять участие побольше народу.
Впереди министранты несут крест.
За ними священники и хор.
А потом все остальные верующие.
Переодически процессия останавливается для молитвы и размышления над Страстями Христа.
Много народу было.
Порой с трудом удавалось преклонить колени, так как в толпе было тесно.
Еще раз за ограду выходят летом - на Праздник Тела и Крови Христовых.
http://reporter.rian.ru/checked/20100607/243540423.htmlВот тут про это неплохо рассказано.
Так живет католическая община. Окончание следует.
Фотографии кроме мессы елеев и Крестного Пути не мои, а из сети взятые.