Общество Иисуса или иезуиты

Jan 03, 2025 09:21



Когда в 1528 году 37-летний Иниго де Лойола прибывает в Париж, чтобы продолжить начатую в Испании учебу, постепенно вокруг него, весьма незаурядной личности, собирается небольшая группа студентов. Это Пьер Фавр из Савойи и Франциск Ксаверий из Наварры, разделявшие с ним комнату в общежитии, а также португалец Симон Родригес и несколько испанцев.

Один за другим они решают, под руководством Игнатия, выполнить Духовные упражнения. Они часто встречаются, они озабочены состоянием Церкви, идейными движениями, которые волнуют мир парижских студентов. Они беседуют о божественном и часто молятся вместе.

Две вещи кажутся им необходимыми и неотложными: «знать Иисуса Христа, подражать ему и следовать за ним» и вернуться к подлинной евангельской бедности. Они составляют план, который намерены осуществить сразу же по окончании своей учебы: они вместе отправятся в Иерусалим. Но если они не смогут этого сделать, они пойдут в Рим, чтобы предоставить себя в распоряжение папы для «всякой миссии среди верных или неверных».



15 августа 1534 года, ранним утром семеро сотоварищей взбираются на холм Монмартр, возвышающийся над Парижем, и в Часовне Мучеников запечатлевают свой план личными обетами, во время Мессы, которую служит Пьер Фавр, принявший сан священника несколькими месяцами ранее.

В конце 1536 года сотоварищи, которых теперь уже десять, отправляются из Парижа в Венецию. Однако из-за войны с турками в Святую Землю не отплывает ни одно судно. Тогда они идут в Рим и, в ноябре 1537 года, принятые папой Павлом III, поступают на службу Церкви для выполнения любой ее миссии.

Теперь, когда их могут разослать «по всему миру», сотоварищи предчувствуют, что их группа может распасться. Перед ними встает вопрос о том, какие отношения они должны отныне установить между собой. Напрашивается очевидное решение: раз Господь собрал их из столь разных стран, людей столь различного образа мыслей, то «лучше было бы для нас быть таким образом объединенными и связанными в единое тело, чтобы никакое физическое разделение, сколь бы велико оно ни было, не могло нас разделить».

Однако в ту эпоху отношение к монашеским орденам было не самым доброжелательным. На них многие возлагали большую часть ответственности за упадок в Церкви. Тем не менее, после долгого размышления принято решение основать новый монашеский орден. Написан проект устава, который представлен папе. Последний утверждает его 27 сентября 1540 года. В апреле следующего года товарищи Игнатия избирают его своим настоятелем («praepositus»).

В течение оставшихся пятнадцати лет своей жизни Игнатий руководит Обществом (он поддерживает впечатляющую переписку: 6.800 писем) и составляет Конституции нового института. Ко дню его смерти они практически завершены. Первая Конгрегация, которая изберет преемника Игнатия, внесет в этот труд последние штрихи и официально его утвердит.

Члены Общества, число которых стремительно растет, разосланы по всему миру: в христианскую Европу, взбудораженную различными движениями Реформации, а также в земли, открытые испанцами и португальцами. Франциск Ксаверий отправляется в Индию, потом в Японию и умирает у врат Китая. Нобрега в Бразилии, прочие - в Конго и Мавритании служат зарождающейся Церкви. Четыре члена Общества участвуют в Тридентском соборе, который занимается реформой Церкви.

«Золотой век»

Первое столетие существования Общества отмечено замечательным развитием, в частности, в области образования. Число коллегий быстро растет, и управление ими - нелегкая ноша для молодого ордена, но они вносят свой вклад в численный рост Общества и в его общественное влияние: в 1565 году орден насчитывал 2,000 членов; в 1615, когда умер пятый генерал ордена, - 13,112.

Продолжается миссионерская деятельность. Иезуиты появляются во Флориде, в Мексике, в Перу, на Мадагаскаре, на Филиппинах, в Тибете… Многие их них пытаются помочь индийцам, с которыми бесчеловечно обращаются европейские колонизаторы. В этом же духе основаны «редукции» Парагвая.

В Азии иезуиты пользуются большим успехом. В 1614 году в Японии более миллиона христиан - до того момента, как Общество и христианство в целом подверглось в этой стране преследованиям. В Китае иезуиты получают от императора право провозглашать Евангелие благодаря своим знаниям в области астрономии, математики и других наук.

Успехи Общества на протяжении первого века его существования возбуждают против иезуитов соперничество, зависть и интриги. Во многих случаях борьба была столь ожесточенной, что орден едва не прекратил свое существование. В эпоху, обуреваемую борьбой самых противоречивых движений, таких как янсенизм, квиетизм, идеи Просвещения, иезуиты принимали участие во всех спорах. Но эти научные баталии, в которых прославляли себя богословы, не должны заслонять от нас продолжающуюся работу по евангелизации. В XVII и XVIII веках в разных европейских странах растет число «народных миссий», целью которых было развитие христианского образования там, где население, будучи христианским, на самом деле не имело доступа к катехизации.

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии, Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году. Последний генерал ордена заключен в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в ХIХ и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако, по различным причинам, Общество продолжало свое существование в некоторых странах: в Китае и в Индии, где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России, где Екатерина II отказалась публиковать декрет папы. То, что было предпринято Обществом на территории Российской империи, могло дальше существовать и действовать.

Общество было восстановлено в 1814 году. Вновь началась традиционная апостольская работа. Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях промышленной революции проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Études«, основанный в 1856 г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным, выходцем из России. Важной инициативой становится создание центров общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В 1903 г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того, чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъем в XX веке. Из этих ученых наиболее известен палеонтолог, философ и богослов Пьер Тейяр де Шарден.

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на Ватиканском радио со времени его основания по сегодняшний день.

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводах, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие и позволить Церкви присутствовать там, где раньше ее не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты возвращаются к истокам, изучая богословие Отцов Церкви, и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию Миня: это собрание «Христианских источников» («Sources Chrétiennes«). Работа над ним продолжается и по сей день. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором: о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Другая важная сфера - экуменическая деятельность. II Ватиканский собор дал ей мощный импульс. Одним из пионеров в этой области был о. Августин Беа (впоследствии кардинал).

После Собора, Общество осознало необходимость поставить новые приоритеты в своей деятельности. В 1965 году была созвана 31-я Генеральная Конгрегация, которая избрала нового Генерала, о. Педро Аррупе и задумалась над необходимыми изменениями (формация, образ апостольства, функционирование Общества и т.п.)

Через 10 лет о. Педро Аррупе решает собрать 32-ю Генеральную Конгрегацию, чтобы более глубоко задуматься о миссии Общества в сегодняшнем мире. Эта Конгрегация, утвердив в своих декретах первостепенное значение миссии «служения веры», которая была определена 31-ой Конгрегацией, выдвинула и другую задачу - содействие справедливости в мире. И ранее многие члены Общества Иисуса, выходя за привычные пределы своего и без того разностороннего призвания, включались в разные сферы общественной деятельности для установления более справедливого общественного строя и защиты прав человека. Но то, что в прошлом считалось делом отдельных членов, отныне после официальных декретов Конгрегации, стало церковной миссией Ордена наряду с миссией противостояния атеизму. Поэтому 4-й декрет, принятый этой Конгрегацией носит название: «Наша миссия сегодня: служение веры и содействие справедливости».

Многократно высказывалось суждение, что вместе с исчезновением веры в Бога исчезает и уважение к человеку, что гуманизм и социальная справедливость имеют христианские корни. Но впервые в истории Церкви религиозный орден соединил в своем служении эти две миссии: защиту веры и защиту достоинства человека, установление справедливости во всех частях света, среди всех народов, независимо от вероисповедания, культуры, политического строя, расовой принадлежности.

«Иезуиты - это не просто международная структура с разнообразными талантами и ресурсами; оно имеет универсальный характер, который преодолевает границы провинций …Общество призвано к тому, чтобы быть готовым идти повсюду, через все географические и культурные границы, туда, где есть нужда трудиться с Христом ради Царства Божия.»

- Acta Romana Vol 20, n 111.

Как самый большой мужской Орден католической Церкви, Общество Иисуса присутствует практически во всех странах мира. В настоящее время оно организовано в примерно 100 провинций и регионов. Общество не только присутствует в большинстве местных церквей и культур, Общество является международной структурой и всегда стремилось к тому, чтобы укрепить наши служения посредством международного сотрудничества. Одной формой этого сотрудничества является тесное отношение между двумя провинциями, которое мы называем «стать близнецом». В дополнение к этому, Общество сейчас создало структуры, называемые Конференциями, которые сближают провинции в основных географических районах, с тем, чтобы они могли работать вместе более эффективно, как внутри Конференций, так и между Конференциями. В заключение, Генеральная Курия в Риме, руководимая нашим Генеральным Настоятелем достопочтенным Адольфо Николасом, S.J., координирует работу Общества по всему миру.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

1. Кто такие иезуиты и чем они занимаются?

Иезуиты - это мужской монашеский орден Католической Церкви. Он был основан в 1540 году св. Игнатием Лойолой и утвержден Папой Павлом III. Орден был назван именем Иисуса «для служения одному Богу и Его Церкви» («Конституции Общества Иисуса»). Среди иезуитов были миссионеры, педагоги, духовники, ученые, медики, юристы, астрономы, плотники, поэты, администраторы. Иезуиты всегда направляются туда, где Церковь более всего в них нуждается. Членов Общества можно найти на любом континенте, почти во всякой стране, и повсюду они заботятся о народе Божием и несут Благую Весть Иисуса Христа не знающим Его.

2. Что означают сокращения SJ и ОИ?

SJ: Societas Jesu (лат.), Society of Jesus (англ.)
ОИ: Общество Иисуса. Неофициальное название - иезуиты.

3. Сколько всего иезуитов в мире?

В настоящее время Общество Иисуса насчитывает более 16 тысяч членов (72% - священники, 15% - братья, 13% - схоластики). Это самый многочисленный монашеский орден Католической Церкви.

4. Сколько времени требуется, чтобы стать иезуитом?

С момента поступления в новициат до последних обетов проходит примерно 15 - 20 лет.

5. Есть ли возрастные ограничения?

Обычный возраст кандидатов - от 18 до 35 лет.

6. Каковы требования к кандидатам в Общество Иисуса?

Для вступления в Общество Иисуса кандидат должен не менее трех лет находится в лоне Католической Церкви. От него требуется искреннее желание служить Богу и народу Божию. Он должен быть готов к длительной формации (духовной подготовке и академическому обучению). От него требуется готовность к работе с людьми различного происхождения, возраста, к всевозможным делам служения в разных частях мира. От кандидата ожидается желание стать человеком молитвы с глубоким и искренним отношением ко Христу и Церкви. Он должен быть активным членом своей местной церковной общины, регулярно посещающим Мессу и участвующим в жизни прихода.

7. Какова процедура поступления в Общество Иисуса?

Обычно до вступления кандидаты поддерживают регулярный контакт с иезуитами, с ответственным за призвания либо духовным руководителем. В нашем регионе кандидату необходимо до поступления в новициат пройти преновициат. Это позволяет Обществу и кандидату лучше узнать друг друга, чтобы решение, каким бы оно ни было, принималось сознательно.

8. Чем я буду заниматься, если стану иезуитом?

Иезуиты - люди миссий. Региональный настоятель каждому поручает определённое задание (или задания), учитывая, с одной стороны, его способности, интересы и ограничения, и, с другой стороны, нужды Общества Иисуса, связанные с исполнением миссии, полученной от Церкви.

9. Живут ли иезуиты в общине или в одиночку?

Обычно иезуиты живут в общине, которой руководит настоятель. В исключительных ситуациях, в связи с апостольскими нуждами, иезуиту приходится жить одному.

10. Какова разница между епархиальным священником и священником-членом ордена?

Епархиальный священник связывает себя с определенной епархией, обещая послушание ее епископу. Священник, принадлежащий ордену, связывает себя с харизмой этого ордена. Он приносит обеты бедности, целомудрия и послушания и живет в общине. Он живёт согласно духовности своего ордена.

11. Как молятся иезуиты?

У иезуитов нет никаких особых и регламентированных молитвенных практик. Каждый день в наиболее подходящее время иезуит совершает молитву и испытания совести.

12. Носят ли иезуиты рясу?

Иезуиты свободны от ношения монашеских или церковных одежд. Только в случае необходимости и когда того требует исполнение миссии, члены Общества Иисуса могут использовать официальные церковные одежды.

Что такое…

13. … обеты?

Это обещание, которое дается Богу на определенный срок или на всю жизнь и касается соблюдения евангельских советов бедности, целомудрия и послушания. Эти три обета - бедности, целомудрия и послушания - приносят все монашествующие, не только иезуиты.

14. … первые обеты?

Это обеты, которые приносятся впервые, то есть после окончания новициата. Первые обеты иезуитов являются и «вечными», т.е. постоянными, хотя до завершения формации они и обновляются каждые полгода.

15. … последние обеты?

Это обеты, которые приносятся после завершения формации, то есть после 15-20 лет жизни в Обществе.

16. …»четвертый обет»?

Это обет послушания Папе «в вопросах миссий», входящий в число последних обетов иезуитов. Этот обет не означает, как многие полагают, слепого послушания Понтифику во всем, но лишь готовность принять от него любую апостольскую миссию.

Кто такие…

17. … новиции, или послушники?

Это иезуиты, находящиеся на первом этапе иезуитской формации - в новициате. В течение двух лет иезуиты-послушники посвящают себя молитве, общинной жизни, проникают в тайны игнатианской духовности, пробуют себя в апостольском служении.

18. … схоластики?

От лат. scholasticus - студент. Это иезуиты, которые проходят формацию с последующим рукоположением в священнический сан.

19. … братья?

Иезуиты, которые служат Церкви в Обществе Иисуса, не будучи священниками.

20. … профессы?

От лат. professio - исповедание, публичное заявление. Это иезуиты-священники, принесшие последние обеты.

21. Почему иезуиты говорят, что они не монахи?

В терминологии Католической Церкви различаются «монахи» (лат. monachos), ведущие созерцательный (молитвенный) образ жизни, привязанные к месту - их монастырю, - и «монашествующие» (лат. religiosus), ведущие жизнь апостольскую, то есть деятельную. Члены Общества Иисуса относятся к последним.

22. Во главе ордена стоит «генерал». Является ли это признаком военной организации Общества?

Слово «генерал» - в данном случае сокращение термина «генеральный настоятель». Поэтому к военной терминологии оно отношения не имеет.

23. Духовные упражнения

Духовные упражнения - книга, написанная основателем Общества Иисуса св. Игнатием Лойолой. Они были даны нам как руководство для достижения духовных целей. Духовные упражнения делятся на четыре недели, каждой из которых присуща особая цель и предмет.

24. Распознавание духов

Это особая практика, смысл которой заключается в осознании, тщательном рассмотрении и оценке движений души. Её специфика основана на опыте Духовных упражнений и должна рассматриваться именно в этом контексте.

Известные иезуиты

Св. Игнатий де Лойола (1491-1556) - основатель ордена.
Св. Франциск Ксаверий (1506-1552) - миссионер и проповедник, проповедовал в Азии - от Гоа и Цейлона до Японии.
Св. Пётр Канизий (1521-1597) - богослов, Учитель Церкви, деятель контрреформации.
Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600-1658) - известный испанский писатель и мыслитель.
Антонио Поссевино (1534-1611) - папский легат, посещал Россию.
Хосе де Акоста (1539-1600) - исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континента переселенцами из Азии.
Иосиф Верт (род. в 1952) - российский католический епископ, ординарий Преображенской Епархии в России, один из основателей Санкт-петербургской католической семинарии «Мария Царица апостолов»
Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) - исследователь Северной Америки, замучен индейцами.
Франсиско Суарес (1548-1617) - испанский теолог и философ.
Маттео Риччи (1552-1610) - основатель иезуитской миссии в Пекине.
Мансиу Ито (1570-1612) - глава первого японского посольства в Европе.
Александр де Род (1591-1660) - основатель иезуитской миссии во Вьетнаме
Афанасий Кирхер (1602-1680) - учёный-полимат и изобретатель.
Адам Коханский (1631-1700) - учёный, математик.
Жан Франсуа Жербильон (1631-1707) - французский учёный иезуит-миссионер в Китае.
Жак Маркетт (1637-1675) - французский первопроходец и исследователь Северной Америки, основатель ряда миссионерских постов в США и Канаде.
Джованни Саккери (1667-1733) - учёный, математик.
Лоренцо Риччи (1703-1775)- генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в замок Святого Ангела, где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint» (с лат. - «Пусть будет как есть, или не будет вовсе»).
Мишель Корретт (1707-1795) - французский композитор и органист.
Мартин Почобут-Одляницкий (1728-1810) - белорусский и литовский просветитель, астроном, математик, ректор Главной виленской школы (1780-1803).
Крупский Адам (1706-1748) - белорусский и литовский просветитель, профессор философии, прокуратор провинции Ордена Иезуитов в ВКЛ.
Джерард Мэнли Хопкинс (1844-1889) - английский поэт.
Луис Колома (1851-1915) - испанский писатель.
Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) - французский теолог, философ, палеонтолог.
Энтони Де Мелло (1935-1987) - индийский философ, психотерапевт.
Франциск (папа римский) (род. 17 декабря 1936)
Паулюс Рабикаускас (1920-1998) - литовский историк, профессор Григорианского университета в Риме (1994).

Образование в иезуитских школах получали Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега, Дж. Джойс, Фидель Кастро, Луис Бунюэль и многие другие видные учёные и деятели искусства.

Источник

святые, статьи, религия, история, монашеские ордена, иезуиты, религпросвет

Previous post Next post
Up