Трудно сказать, когда именно идея воскресения мертвых появляется в богословской мысли Ветхого Завета. В Евангелии от Иоанна Марфа уже достаточно точно выражает это учение: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин 11,24) - и это свидетельствует о том, что «теология воскресения мертвых» ко времени прихода Христа была уже достаточно развитой. Исповедовали ее фарисеи - этот факт выясняется в ходе спора, который спровоцировал св. Павел: «Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое» (Деян 23,7-8).
О воскресении «в последний день» говорит сам Иисус (Ин 6, 39-54), но ведь не от Него фарисеи приняли это учение. Практически идентичные слова (связанные с «последним днем») находим в книге Иова: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов 19,25-26) - бесспорно, одно из древнейших свидетельств веры в воскресение, как и слова Псалма: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (16,10).
Пророчество о воскресении мертвых встречаем в Книге Даниила: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (12,2). Веру в воскресение во времена гонений Антиоха-Епифана исповедовали также семь братьев-мучеников из Книги Маккавейской: «ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» (2Макк 7,9).
Но о саддукеях нам известен тот факт, что из всех книг Ветхого Завета они признавали только Моисеево Пятикнижие. И действительно, на первый взгляд, в этих книгах нет и намека на какую бы то ни было вечную жизнь. Бог выводит израильтян из Египта, дает им свой Закон и обещает дать им землю, а не Небо; долгую, счастливую и мирную жизнь на этой земле, но вовсе не жизнь вечную. Этим и довольствовались саддукеи.
Поэтому Иисус, споря с ними, не приводит слова из Псалма, или Книги Иова - Он обращается к источнику, который признавали саддукеи - книге Исход (3,2-6), и делает очень важный вывод: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». И этот вывод раскрывает нам тайну самого воскресения. Это для нас, живущих во временном мире, воскресение - тайна «последнего дня», для Бога же нет никаких последних дней - у Него всегда все живо.
Автор: о. Ириней Погорельцев, ОР
Источник