Размышления от Сергея Сабсая - Радостные тайны

Oct 12, 2024 01:54

1. Благовещение

Всё начинается с инициативы Творца; и первые слова, которые слышит Мария от ангела, - “радуйся!” и затем: “не бойся”. “Не бойся принять Марию”, - слышит чуть позже Иосиф. Эти же слова: “Радуйтесь” и “не бойтесь” - первое, что слышат мироносицы от Воскресшего (Матфей и Лука вторят друг другу). Это одна из арок, которыми обрамлена евангельская история (другая - из чудес: первое чудо - воду в вино, последнее - вино в Кровь).

Но творя невиданное - беременность девственницы, принятие беременной невесты праведным Иосифом, - Бог через ангелов вступает в диалог с человеком, позволяет задавать вопросы, даёт ответы, ожидает свободного согласия.

2. Посещение Пресвятой Богородицей святой Елисаветы

“Вот и Елисавета зачала сына в старости своей, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”, - сообщает Марии ангел, и та “с поспешностью пошла” к родственнице. Замечательную фразу, которую хочется повторять: “И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?”, Елисавета произносит, потому что “исполнилась Святого Духа”. Урок встречи для того, чтобы вместе, в общении разделить и радость, и волнующее удивление перед происходящим. И слова Елисаветы (как и её опыт) подтверждают слова ангела: “И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа”. Бог исполняет Свои обещания, какими бы невероятными они ни казались.

3. Рождество Христово

“Не бойтесь” - говорит и ангел пастухам, ведь “слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим”; “я возвещаю вам великую радость” (снова та же весть, что Марии и Иосифу).

Радость - родился Спаситель, Христос Господь; знак - Младенец в пелёнках, лежащий в кормушке для скота (что?!) - да, “пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях”. Спаситель мира, Мессия, Господин Вселенной - его предлагается узнать по столь скромному знаку: младенец в кормушке для скота, в маленьком городке в дальней провинции… И почему-то именно эти незнакомые пастухи - мало ли полей и пастбищ вокруг? - приглашены приветствовать от всего человечества Божьего Сына, как потом царь из Его притчи велит позвать на пир первых проходящих на распутье.

Но если один знак, для местных пастухов - подчёркнуто скромен и мал, то для волхвов с востока - целое астрономическое представление: звезда, ведущая издалека в Вифлеем. Каждому - свой знак, а язык Творца - от яслей до звезды. И ещё один знак в том же рассказе - на будущее: Вифлеем, Бет-Лехем - Дом хлеба: “Я хлеб живой, сшедший с небес”.

4. Сретение

Короткий эпизод, перенасыщенный смыслами; последний из великих евангельских гимнов, приводимых Лукой: песнь Захарии, Марии, теперь Симеона, который только ради этих своих слов и появляется в Евангелии (но не на земле).

Снова Бог, исполняющий обещания. Снова действие Духа: “ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм”. Лука явно и последовательно готовит читателя первого тома к тому, что случится во втором.

Мария и Иосиф приносят Младенца в храм, чтобы исполнить закон, и из рядового ритуального действия вдруг исходит великое пророчество.

И горькое предсказание Марии, которое мне объяснил Бродский: “Рана сия даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око”.

5. Обретение Отрока Иисуса в храме

“…но думали, что Он идёт с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме…”

Похоже, что здесь “через три дня” означает скорее “на третий день”: день пути из Иерусалима, под вечер которого обнаружилось отсутствие подростка Иешуа, затем - день обратной дороги и, наконец, день поисков в совсем небольшом тогда Иерусалиме. И эти три дня так похожи на три дня от Распятия до Воскресения…

Представим себе тревогу Марии и Иосифа: во-первых, Сын пропал - и этого достаточно! - но кроме того, ведь они уже многое знали: чудесное зачатие, елизаветино “пришла матерь Господа моего ко мне”, симеоново “спасение Божие, которое Он уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля”… И вот Этого Ребёнка, доверенного им, они потеряли! Неудивителен упрёк Марии: “Чадо, что Ты сделал с нами?”

Может быть, эта сцена - редкий намёк на самосознание Иисуса: подросток уже чувствует зов Небесного Отца, но ещё не научился заботиться о земной Матери. И точно - урок, если не утешение, нам: кто не страдал от действий самых близких и дорогих нам людей?! Но если даже Иисус подростком так “косячил”… В любой потере нам могут сострадать Иосиф и особенно Мария, не только Христос, который всё-таки Бог и потому может казаться нам более далёким.

Источник

Радостные тайны, религия, месяц Розария, размышления на Розарий, молитва, Розарий, размышления о вечном

Previous post Next post
Up