Святилище Мачерето (Италия)

Sep 29, 2024 00:21



Святилище Мачерето - это часовня в стиле Ренессанса или храм Марии в Виссо, провинция Мачерата, Марке, Италия. Построенный между 1528 и 1538 годами вокруг деревенской часовни 14 века, в которой находится почитаемая статуя Мадонны, он расположен в Национальном парке Монти Сибиллини.

Святилище находится на месте, ранее занимаемом средневековым замком Мачерето, построенным ниже горы Гротанья. Его стратегическое положение контролировало пересекающиеся маршруты, которые пересекали негостеприимную цепь Сибиллин в Апеннинских горах. Одна дорога проходит на восток через Купи, вниз по долине к Фиастре, а оттуда к восточному побережью. Другая дорога проходит вдоль хребта горного хребта до Усситы, а оттуда до Асколи-Пичено. В святилище дороги сходятся, а затем поворачивают на запад, к Виссо.

Для паломников, путешествующих с запада к месту назначения Святилища Лорето начиная с 13 века, фламинианская и саларианская дороги были бы самыми безопасными и посещаемыми маршрутами. Святой Бассо в Купрамариттиме был местом остановки по пути паломников, прибывающих с юга, а Пресвятая Дева в Понте Метауро в Фано была местом остановки тех, кто прибывал с севера ".

В этом небольшом регионе Виссо и Камерино соперничали за контроль над дорожным движением и местным населением. Камерино, более старый город, имел лучшее положение для контроля огромного количества транспорта, проходившего через узкий перевал в Мучча на Фламинианской дороге. Камеринцы стремились контролировать маршруты, ведущие в южную Италию. Замок в Гротанье, который стал называться Мачерето, часто оспаривался в ходе ожесточенного соперничества с Виссо, и когда папа Бонифаций IX передал Мачерето под юрисдикцию Виссо в 1404 году, а затем, наконец, в 1521 году, когда "герцог Джованни Мария Варано организовал инспекции и углубленное изучение разногласий между общинами Аппеннино, Уссита и Купи" и был издан указ, который разделил спорные земли и передал вершину холма Мачерето под контроль Виссо. Виссанис отпраздновал это событие по поручению святилища.

Плато Мачерето служило пастбищами для пастухов, переходивших с гор Сибиллини на территории Виссо и Норчи, а также Римских равнин в период с конца сентября по начало мая. На равнине Мачерето стада могли приходить и пастись, не посягая друг на друга. Это привело к ежегодным летним ярмаркам овец (fiere), которые продолжаются по сей день.

Альтопиано Мачерето также пересекала дорога, идущая из Марке в Неаполитанское королевство. С увеличением потока паломников фиера Мачерето приобрела все большее значение. Небольшое святилище,за которым ухаживали пастухи, вероятно, уже существовало на том месте до чуда.

Святилище в Мачерето предположительно было воздвигнуто после чуда. Деревянную статую Мадонны с Младенцем (Мадонна ди Мачерето) неизвестного мастера перевозили через горы в подарок Неаполитанскому королевству от Marca di Ancona. 12 августа 1356 года животное, которое тащило повозку со статуей, остановилось здесь, в Мачерето, месте, предположительно выбранном Мадонной. Этот милый и сентиментальный стиль резьбы был популярен в Марке; похожие статуи есть в замке Святого Ангела, Кальдароле, Виссо, Пречи, Камерино и Сарнарно. Неясно, родом ли скульптор из Умбрии или Сиены.



К 1414 году статуе приписывали чудесные исцеления; например, некто Анджело ди Форсиво обрел зрение в присутствии статуи. Кьезетта наполнилась подарками ex-voto, и многие жетоны также были переданы церкви Санта-Мария-ин-Виссо. К 1486 году кьезетта была обычной остановкой на паломническом маршруте в Лорето. (Церковь сама не одобряла Лорето как место паломничества до 1507 года). "Согласно юридическому завещанию, составленному 29 апреля 1486 года, некий Клементе ди Арбе отправил вместо себя человека для совершения благочестивого паломничества и призвал его, побывав в Ассизи, продолжить путь к Святой Марии ди Лорето, выбрав маршрут Вальнерина, с остановкой в Мачерето".

Святыня стала получателем пожертвований и наследства и была центром местного поклонения. В 1480 году жителям Усситы было рекомендовано посещать церковь "по крайней мере раз в месяц в период с апреля по сентябрь ". За отказ посетить церковь взимается плата в размере 10 сольдо. Кроме того, все, от владельца замка до рабочего, должны петь во время мессы и принимать участие в молитвах ". Важные посетители начали прибывать в паломничества, как записано на храмовом камне "prodigiorum pompa culture populum illustres principes frequenter viros traxit ad se", а 12 августа 1464 года было записано, что "между паломниками были кардиналы Марко Ровере и Теодоро Лели", также в 1503 году "когда умер папа Алессандро VI, тиранический герцог Валентино захватил территорию близ Виссо. В свою очередь, епископы из Умбрии, паломник в Мачерето, а также епископы и священник из Камерино просили нашу могущественную королеву о новом папе и мире для Церкви." 12 августа 1520 года "в толпе знаменитых паломников был Марк Никколо Бонафеде, епископ Кьюзи".

В 1510 году слава Мадонны Мачеретской побудила герцога Камерино Джованни Марию Варано и его спутников перенести статую из Мачерето в Камерино. Однако виссани перехватили отряд на переправе через Варенези. В последовавшем сражении статуе был нанесен непоправимый ущерб. Вмешался епископ Бонафеде из Кьюзи, и к 1517 году он помог пресвитерии Виссо подать заявку на передачу часовни Мачерето в ведение местного правительства и убедил Варано определить границы между Камерино и Виссо. Как только законные права на землю были закреплены, Виссани быстро спланировали строительство святилища, охватывающего кьезетту. Капитолийской коллегии Виссо, которая ранее управляла кьезеттой, было поручено собирать средства из трех источников: доходы, полученные от земли, которая уже принадлежала святилищу, деньги из четырех ящиков для сбора пожертвований, размещенных в церкви, составляли вторую часть, а третий раздел состоял из пожертвований и подарков, которые поступали извне самой церкви. Как только стало известно, что здесь будет построено чудесное святилище, местное население начало жертвовать на проект большие суммы денег. Естественно, большая часть денег поступила от богатых покровителей. Связанные с Церковью, эти пожертвования смягчали чувство вины, которое, возможно, испытывали очень богатые. В данном случае пожертвования были перевезены на "фиуме делле лейн" (Дон Санте Дейтери - интервью), что принесло огромное богатство землевладельцам региона.

Этот амбициозный проект был осуществлен за счет значительных пожертвований Виссо, оставшихся после паломничеств и пожертвований таких набожных людей, как Кристофоро Пьеранджель из Усситы, который умер в 1524 году "недалеко от святилища, куда он отправился по состоянию здоровья". К 1520-м годам поступило так много пожертвований, что было сказано: "не было составлено ни одного завещания, которое не оставило бы что-то на строительство этой церкви".Коллегиата управляла средствами до 1562 года, когда были отмечены нарушения, например, "по-видимому, по доброй воле 47 скуди, поступившие из Мачерето, были потрачены на покупку нового этажа в Санта-Мария-де-Виссо". Затем на приори Виссо были возложены административные обязанности, и они, в свою очередь, отчитывались перед Коллегиатой.

26 сентября 1586 года папа Сикст V издал документ, который сделал ситуацию официальной посредством "сделки, которая состоялась 12 декабря 1583 года между церковными и общественными лидерами Виссо... Среди прочего, порядок распределения расходов на содержание церковных служителей в Мачерето, их права и обязанности, ответственность Priori за все расходы, которые они не могли санкционировать без приказов и планирования архитекторов, невыполнение которых привело бы к тому, что они были бы привлечены к ответственности своими собственными вещами, - все подпадало под строгие правила ".

В 1527 году Коллегиата и коммуна Виссо поручили мастеру Джану Баттисте да Биссоне разработать дизайн Святилища. Он спроектировал и построил Палаццо Оттони (1452) и Палаццо Пьерсанти в соседней Мателике. Также был задействован мастер Филиппо Сальви из Мелиде, Швейцария, который работал на Санта-Мария-делла-Консоляционе (Тоди) в Тоди. Некоторые предполагают, что оригинальный круглый дизайн был разработан Донато Браманте. Но Браманте, Сальви и Джан Баттиста да Лугано бежали из Ломбардии примерно в одно и то же время.

Факты таковы, что когда Браманте отправился в Милан в 1480 году, где он работал над созданием купола для церкви Санта-Мария-делле-Грацие. "К 1490 году среди эскизов Леонардо появились централизованные сооружения, мало чем отличающиеся от собора Святого Петра Браманте или Санта-Мария-делла-Консоляционе в Тоди".

Прагматике строительства симметричной церкви бросает вызов стоимость. Предполагая, что удалось решить вопрос с размещением главного алтаря, остается еще один вопрос без ответа - где разместить колокольню. Темпьетто Браманте не ставил перед собой этой дилеммы, поскольку она не требовала ее; для базилики Святого Петра стоимость не была проблемой, поэтому на каждом "углу" была запланирована колокольня (таково было видение Леонардо, см. Рис.). Самой яркой иллюстрацией попытки решить вопрос о колокольне в церкви за пределами Рима является святилище Санта-Мария-делла-Консолационе в Тоди, которое на самом деле даже явно не приписывается Браманте, хотя Бруски приводит ссылки на Браманте в связи с ним.

"Обычно понимаемый как упрощение его плана строительства собора Святого Петра, есть свидетельства участия Браманте в его проектировании на каком-то уровне. Дизайн, в конце концов, имеет много общего с леонардескими мотивами, которые Браманте привез с собой из Милана. Прежде всего, нетронутое сочетание куба, барабана, купола и апсид Consolazione показывает его происхождение от эскизов Леонардо, которые сыграли центральную роль в его становлении как художника (рис.)...Хотя во многих отношениях идеи Браманте, несомненно, присутствуют, вялые распоряжения на внешней стороне этой впечатляющей в остальном церкви наводят на мысль, что он, возможно, не принимал непосредственного участия в ее исполнении ".

Связь между святилищем Санта-Мария-делла-Консоляционе и святилищем в Мачерето очевидна в архитектурных деталях и мотивах. Как и в Тоди, святилище Мачерето имеет централизованную планировку, построено по системе греческого креста внутри восьмиугольного барабана. Тоди также был построен для хранения реликвии, которая должна была быть помещена в небольшую часовню под центральным куполом, как в Мачерето. Архитектором, работавшим над обоими зданиями, был мастер Филиппо Сальви да Мели, который работал с Джаном Баттистой да Лугано, и именно Джан Баттиста оставался ответственным за строительство до своей безвременной кончины в 1539 году, когда он упал с лесов, завершая возведение арок храма.

Влияние Браманте ощущается повсюду, и большинство людей, пишущих о святилище, упоминают его в какой-то момент, даже если только для того, чтобы сказать, что здание построено в стиле Браманте. В своем "Храме Мадонны Мачеретской". Мальпели утверждает, что "храм Мачерето находился под сильным влиянием Браманте, особенно в декоративных колебаниях, которые были очень специфическими. Вот почему нам разрешили сказать, что памятник выполнен в стиле Брамантеск. Отцовство храма следует отдать архитектору Баттисте Лугано, особенно за общую идею и более конструктивную часть, которая заключалась в отходе от минимализма, присущего работам Браманте ".

Внушительные внешние стены святилища почти полностью не украшены. Здесь есть три большие двери в классическом стиле с фронтонными арками, украшенными колоннами с дорическими капителями. Неприкрашенные белокаменные стены поднимаются к карнизу, который также просто украшен коринфскими колоннами. Внешняя часть здания остается незаконченной, поскольку работы пришлось прекратить в 1566 году, когда строители обнаружили, что земля не выдерживает внешний купол или колокольню. Однако именно интерьер имеет такое поразительное сходство с интерьерами как Санта-Мария-делла-Консоляционе, так и Санта-Марии в Лорето.

Все три здания имеют большой купол над священным изображением. В случае с Санта-Мария-делла-Консоляционе изображение оказалось в одной из полукруглых апсид, но именно эта церковь имеет архитектурные связи со святилищем Мачерето. Четыре основных столба, соединенные большими арками, которые оформлены идентично, поддерживают центральный купол. Арки украшены сундуками с розетками. Обе церкви украшены одинаково, и именно этот стиль связывает святилища Тоди и Мачерето, на что указывает большинство комментаторов. Эту технику использовал бы мастер Филиппо Сальви, работавший над обоими проектами. Эти два великих марианских святилища в чинквеченто в центральной Италии соответствуют друг другу из-за фактической связи, обеспечиваемой Сальви, но они также отражали дух эпохи. И даже если на самом деле не Донато Браманте представил оригинальные чертежи зданий, нельзя отрицать, что его присутствие присутствует в обоих сооружениях.

В святилище в Лорето купол и святилище находятся в восточной части обычной церкви, построенной по продолговатой модели базилики. Но как только попадаешь в центр внимания церкви, в крошечную капеллу, в которой находится Санта-Каса, становится ясна связь между этим и святилищем в Мачерето. "Первоначальный" дом Девы Марии был перевезен сначала из Галилеи в Далмацию, а затем, в 1294 году, в кишащую бандитами лавровую рощу над Порто-Реканати, отсюда и название "Лорето". Примерно двести лет спустя, в 1507 году, Церковь одобрила Лорето как место паломничества, и начались работы, которые были примерно в то же время, что и строительство святилищ как в Тоди, так и в Мачерето.

Хотя очевидно, что в Лорето поступило больше денег, и поэтому Санта-Каса заметно великолепнее, убранство внутренних часовен очень похоже, и все согласны с тем, что кьезетта в Мачерето перекликается с кьезеттой в Лорето. Оригинальное здание, содержащее изображение, окружено простой прямоугольной оболочкой из белого камня и мрамора.

Именно Браманте передал оригинальные проекты святилища в Лорето, но после этого имел к нему очень мало отношения, поскольку эту работу взяли на себя великие дизайнеры медалей Джан Кристофоро Романо, Андреа Сансовино и Антонио да Сангалло Младший. Это хороший пример высокой архитектуры эпохи Возрождения, сочетающий элегантность и простоту классических линий и мотивов с богатой инкрустацией статуй и других украшений. Базовый дизайн Санта-Казы перекликается с кьезеттой в Мачерето. Карниз украшен простым рисунком в виде греческого ключа, под которым висят подвески. Колонны с барельефом в Мачерето легче и минималистичнее, чем помпезность и великолепие колонн в Лорето. Там, где находятся статуи пророков, сидящих вокруг нижнего уровня святилища в Лорето (очень напоминающие пророков Микеланджело в гробнице Медичи во Флоренции), в Мачерето есть пустые ниши. Планировалось ли установить какие-либо статуи, неизвестно. Внешние стены Санта-Каса покрыты рельефами, статуями и другими украшениями, пустого пространства очень мало, как будто три художника, которым было поручено достроить здание, не смогли удержаться от того, чтобы сделать еще одно дополнение. В результате оно кажется довольно перегруженным по сравнению с утонченной простотой кьезетты Мачерето.

Если исходить из предположения, что святилище в Мачерето было одной из официально признанных остановок на одном из основных маршрутов паломничества в Лорето, возникает соблазн рассматривать строительство кьезетты как нечто такое, что не только соединит два святилища видимой ассоциацией, но и поможет паломникам не забывать об их конечном пункте назначения. Архитектурные мотивы и стиль двух церквей внутри церквей встречаются редко и имеют такое поразительное сходство друг с другом, что возникает предположение, что Донато Браманте, возможно, приложил руку к дизайну обеих. На каком-то этапе это могло бы намекнуть на то, что их связывает нечто большее, чем тот факт, что они оба являются святынями Марии. Добавим к этому, что святилища Тоди и Мачерето являются централизованно спланированными "храмами" Высокого Возрождения, времени, когда Церковь стремилась убедить население, потрясенное постоянным потоком Реформации, в том, что существует только одна истинная Церковь.

Связь между святилищами в Мачерето и Тоди также очевидна в документах, а также в трактовке других архитектурных деталей, я использовал это, чтобы указать на связь между архитекторами, с Филиппо Сальви в качестве "посредника" для Браманте. Важность этого святилища и, возможно, причина, по которой оно ценилось так высоко, заключалась в том, что в нем находилась святая статуя, физическое воплощение чуда, которое, в свою очередь, символизировало победу одного могущественного и богатого торгового города над его более древним и почтенным соседом.

святые, святыни, храмы, история, Лорето, святилища Божьей Матери, религия, Богородица, образа Богородицы, архитектура

Previous post Next post
Up