Христос воскрес!

Mar 31, 2024 02:35



Веронезе Паоло «Воскресение Христа», около 1570 г.

На полотне Паоло Веронезе изображена сцена Воскресения Иисуса Христа, описанная во всех четырех канонических Евангелиях. В центре композиции изображен Спаситель, который с распростертыми руками воспаряет в небо. Его фигура излучает золотое сияние, а яркий алый цвет плащаницы, обвивающий Его тело, символизирует победу над смертью. Все фигуры, находящиеся возле мраморной гробницы Иисуса, вынуждены закрывать лица ладонями, гиматием или щитом, защищаясь от излучающегося сверху божественного света. Их позы и жесты свидетельствуют о страхе и панике - никто из римских солдат не верил, что Христос может воскреснуть.

Сложная композиция картины совмещает два временных пласта. На заднем плане справа художник представил другую сцену, которая позже развернулась у гробницы Христа. Наиболее подробно она описана в Стихах 1-6 главы 28 Евангелия от Матфея: «…По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь…» (Мф.28:1-6)

Белая, ступенчатая гробница, поросшая кустарником, и руины здания на заднем плане символизируют то, что старый мир рухнул. Своей любовью и великой жертвой Господь разорвал узы смерти, утвердив возможность спасения для каждого человека.

История создания

Данная картина Веронезе, вероятнее всего была предназначена для алтаря веронского или венецианского храма. Полотно имеет соответствующие для этого размеры - 136 x 104 см, но ныне оно находится в Германии. Это говорит о том, что собор, который украшала картина, скорее всего, был давно разрушен. Но само произведение не оказалось утраченным, хотя история его бытования до сих пор остается весьма туманной.

Отношение автора к вере

Паоло Веронезе был не только талантливым и верующим человеком, но и глубоко думающим художником. Нередко создавая картины на древний религиозный сюжет, он пытался увидеть его через призму понимания жизни своих современников. Однако за такие «вольности» можно было поплатиться, что и случилось с художником.

В 1573 году, после создания полотна «Тайная вечеря» для монастыря Санти-Джованни-э-Паоло, художника вызвали в трибунал инквизиции на допрос. Его обвинили в чересчур вольной трактовке религиозной сцены и нашли картину весьма греховной. В композиции этого полотна, помимо Христа и апостолов, присутствует большое количество вельмож в дорогих одеждах, которые даже не смотрят в сторону Спасителя. Все они заняты более важными делами - поглощением еды, танцами, пением. Между тем, как известно, именно на этой последней трапезе Христос объявил, что один из присутствующих предаст Его. И в этой картине художник представил множество людей, готовых продать Господа за красивую одежду, вкусную еду и развлечения. Такая трактовка канонического сюжета - весьма вызывающее заявление автора, но будучи истинным христианином, он не мог не попытаться своим творчеством обратиться к душам современников, даже если за это последует наказание.

Источник

искусство, история, живопись, Пасха, Пасхальное время, религия, праздники, Библия

Previous post Next post
Up