Васнецов Виктор Михайлович "Распятие", 1902 г.
«Распятие Христа» кисти Виктора Васнецова отличается невероятной камерностью и лаконичностью сюжета. Кажется, что рядом с Господом не было ни шумной толпы, ни римских стражников, а лишь его мать и любимый ученик, которые разделили с Ним горестные минуты страдания.
В самом центре полотна изображен распятый на кресте Спаситель. У ног Христа склонилась Его Пречистая мать, в скорби она молитвенно сжала руки. С правой стороны мы видим фигуру апостола Иоанна, который с трудом сдерживает рыдания. Только что учитель поручил ему заботу о Богоматери и нарек его ее сыном- «…говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!». (Ин. 19:26-27).
По закрытым глазам Христа можно предположить, что Он уже испустил дух. В лике Иисуса нет следов физического страдания, зритель ощущает лишь внутреннюю боль Христа за всё человечество. Подобная традиция изображения Распятия без акцента на физических муках вполне соотносится с классическим православным каноном, где крест становится не просто орудием пытки, но символом победы над смертью. Отсюда естественное ощущение, что Христос погрузился в сон, но Он жив, и грядущее воскресение брезжит в лучах рассвета. Неслучайно практически весь фон картины - черно-коричневый, и лишь вдали едва светлеет горизонт, предвещая скорое Воскресение Спасителя и Радость праведных о Господе.
История создания.
В 1885 году Васнецов получает от профессора Петербургского университета Прахова А.В. приглашение расписать свод Владимирского собора в Киеве, который осуществлялся под патронажем знаменитого русского мецената Саввы Мамонтова. В эту работу художник погружается со всем своим пылом и горячим желанием послужить Богу и Отечеству. В течение 10 лет живописец создает несколько сотен эскизов и более 1000 квадратных метров фресок на стенах храма, многие из которых расцениваются как шедевры русской иконописной школы.
По образу Спасителя Васнецов создает отдельный Страстной цикл, который выделяется в самостоятельный иконографический стиль. Его мозаики на тему распятия Иисуса Христа, несения и снятие с креста, сошествия Иисуса в ад, фреска «Радость праведных о Господе», а также утраченные фрески из храма Спаса-на-Водах в Санкт- Петербурге, по которым остались только эскизы, - воодушевляют истиной верой многие поколения и являются величайшим наследием Православной церкви.
Картина «Распятие Христа» написана несколько позже его основных трудов над оформлением храмов, поэтому значительно отличается от большинства подобных произведений. Если большая часть библейских творений, по критическим оценкам специалистов, часто перегружена отвлеченными деталями, изгибами пейзажей или одежд, то «Распятие Христа» максимально лаконично, сдержанно и в красках, и в присутствующих на картине персонажах. К сожалению, история не сохранила ни обстоятельств появления полотна, ни имен первых владельцев. Известно лишь, что после революции картина попала в Ленинградский музейный фонд, откуда картина и поступила в 1928 г. в Карельский государственный краеведческий музей. В 1960 г. картина была передана в Музей изобразительных искусств Республики Карелия.
Отношение автора к вере.
Своей жизнью и творчеством Виктор Васнецов являл пример истинно христианской жизни. Художник родился в семье сельского священника. Отец дал своим шестерым сыновьям разностороннее образование и привил им любовь к русской культуре. Выросший в религиозной семье, Виктор Михайлович хорошо знал русскую историю, народные обычаи и поверья, всю жизнь изучал деревенские песни и сказки. Позднее он и сам получил духовное образование.
Живописец был не только глубоко верующим человеком, но и истинным патриотом. В своих произведениях Виктор Михайлович выразил мощь, эпическое величие, творческую энергию русского народа, преданность Родине, воплощенную в народном искусстве. Через все творчество художника проходит трепетное отношение к историческому прошлому России. В письме В.В. Стасову Васнецов писал: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще в каком бы то ни было произведении искусства - образа, звука, слова - в сказках, песне, былине, сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим <...> Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории!»
Однако главным поприщем Васнецова была религиозная живопись, которой он посвятил много лет. Он верил, что «нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма - то уже поистине дело народное, и дело высочайшего искусства». Наиболее полное представление о том, что значило для художника творить для Русской Православной церкви, мы получаем из писем самого Васнецова: «Мое искусство - свеча, зажженная перед ликом Господа. <...> Я не отвергаю искусство вне Церкви. Искусство должно служить всей жизни, всем лучшим сторонам человеческого духа, - где оно может. Но в храме художник соприкасается с самой положительной стороной духа - с человеческим идеалом. Нужно заметить, что если человечество до сих пор сделало что-нибудь высокое в области искусства, то только на почве религиозных представлений».
История Задание на день:
Крестный Путь Прощения