Страстная неделя: Великий Четверг

Mar 28, 2024 02:05



Поленов Василий Дмитриевич "Повинен смерти", 1906.

Картина Василия Дмитриевича Поленова «Повинен смерти» представляет собой художественную иллюстрацию одного из самых драматичных событий в новозаветной истории, суда над Христом, после которого Спасителю был вынесен смертный приговор. На полотне изображён суд Синедриона, который возглавлял первосвященник Каиафа. Вероятнее всего, именно он стоит в центре собрания, возвышаясь над остальными. Собравшиеся книжники, старейшины и иные знатные люди Иерусалима оживленно обсуждают, в чём обвинить пророка из Назарета. Художник очень детально проработал жесты и выражения лиц, запечатлев бурный и динамичный процесс.

В противовес обвинителям, сидящим под ярким светом лампад, одиноко стоит Христос. Он связан и, кажется, спокойно взирает на обезумевшую от жажды расправы толпу. На все лживые свидетельствования Господь отвечает молчанием. И лишь соглашается с тем, что Он Божий Сын. Иисус находится в затемненной части комнаты, куда с трудом проникает свет. Но истинным светом является Он сам. Те, кто собрался Его казнить, ещё не понимают, что Христос есть источник жизни, что Своей смертью Он победит тьму, в которой сейчас находится. В. Д. Поленов удивительно реалистично передаёт напряжение сцены, вызывая у зрителя чувство человеческого сопереживания Господу, Который, будучи ни в чём не виновен, оказался приговорен к смерти.

История создания

Работа В. Д. Поленова «Повинен смерти» относится к циклу «Из жизни Христа», который художник создавал на протяжение многих лет. Главной целью своей масштабной работы Поленов считал возможность пробудить в людях желание жить в любви, нравственной чистоте, стремиться к горнему, к тому, что вечно.

Перед тем как приступить к процессу, Василий Дмитриевич решил, что важно воочию познакомиться с тем миром, в котором Христос провел свою земную жизнь в образе человека. А потому художник отправился на Восток в 1881-1882 годах. Он объехал Сирию, Палестину, Грецию и Египет, постоянно делая зарисовки местных пейзажей. Повторно Поленов вернулся в эти земли уже в 1899 году. Он задумал представить в своих работах Христа таким, каким Он был в глазах современников, а потому отошел от традиционных трактовок евангельских сюжетов. Эта серия картин о жизни Христа стала главным достижением живописца.

Отношение автора к вере

На протяжении своей жизни Василий Дмитриевич Поленов стремился познать христианство не только сквозь безусловную и безоговорочную веру в Писание, но и путём постижения разумом того, что возможно постичь. Иными словами, образ Иисуса Христа, который так часто использовал художник в своём творчестве, был интересен ему в первую очередь, как воплощение Бога в человеке. На своих картинах он изображал Спасителя в Его земном облике без божественного ореола над головой. Тем самым Поленов хотел подчеркнуть близость Господа к людям, Иисус воспринимался им как «добрый пастырь».

Религиозная живопись занимает основную часть творчества В. Д. Поленова, хотя он известен и как прекрасный мастер пейзажа. Но именно евангельские мотивы вдохновляли художника больше всего. Ещё в юношеском возрасте Василий Дмитриевич был крайне впечатлен картиной А. Иванова «Явление Христа народу». С тех пор библейская тема в искусстве не покидала его. Живописец также принимал участие в возведении нескольких храмов. Его картины, изображающие различные сцены из жизни Христа, а также иные духовные сюжеты в работах Поленова стали своего рода путеводителем для многих в светлый мир христианства.

Источник

Задание на день: Вспомнить все моменты, когда меня неправедно осуждали. Помолиться за гонителей и простить их.

искусство, история, живопись, размышления на Великий Пост, Великий пост, размышления о вечном, Страстная неделя, религия, Священное Триденствие, Библия

Previous post Next post
Up