Страстная неделя: Вторник

Mar 26, 2024 01:26



Репин Илья Ефимович "Моление о Чаше", начало 1860-х.

«Моление о чаше» является одним из ранних произведений живописи Ильи Ефимовича Репина на евангельскую тематику. В Евангелии это событие описывают Матфей, Марк и Лука, практически одинаково повествуя о Гефсиманском молении Христа. Далее представлено повествование евангелиста Марка: «Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз, и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников».(Мк.14:32-41).

На картине изображен коленопреклоненный Спаситель, в одиночестве молящийся перед подвигом страдания и искупления человечества. В самом центре картины лик Христа, стоящего на одном колене и смиренно скрестившего на груди руки, что как бы подчеркивает слова Спасителя к Отцу: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». (Лк.23:42). В верхнем левом углу картины изображен Ангел с Чашей и Крестом, укрепляющий Христа, и как бы указывающий заранее на те муки, что должно претерпеть Спасителю мира, но в то же время, как посланник Бога Отца, своим присутствием подтверждающий, что все происходящее является исполнением воли Отца Небесного, от которого он и послан Божественному Сыну в этот трагический час. Несколько далее, в правой части картины видны силуэты спящих от печали учеников Христа, отягощенных и подавленных будущей участью своего Учителя. Тем временем, самый край картины за спинами учеников уже озарен пламенем факелов и будто слышны голоса людей, следующих за предателем Иудой, который «беззако́нным судия́м Тебе́, Пра́веднаго Судию́, предае́т» (из тропаря Великого Четверга). Еще несколько минут, и Христос будет взят под стражу.

История создания.

Картина Ильи Репина «Моление о чаше» была написана им в довольно юном возрасте. Исследователи относят ее написание к 1860-1863 годам. В это время Репин готовился к поездке в Петербург и поступлению в Академию художеств. Картина написана на доске, а не как большинство картин автора - на холсте, что близко к стилю иконы, и это как раз отражает определенный этап жизни автора, который в те годы, несмотря на молодость, приобрел известность талантливого иконописца и зарабатывал на жизнь, расписывая церкви. Эта работа позволила ему скопить необходимое количество денег и отправиться на учебу. И для самого Ильи Ефимовича в это время жизнь подошла к этапу, когда человек осознает, что ждет его в будущем, но еще не решился переступить черту невозврата.

Как говорится в Священном Писании: «От избытка сердца глаголят уста». Человек извергает в мир то, чем полна его душа, что рвется наружу, требует выражения. Так и для автора, написание каждой картины есть выражение его внутренних чувств, переживаний и надежд.

Отношение автора к вере.

Илья Ефимович Репин был человеком верующим, православным христианином и регулярно участвовал в богослужении, за исключением одного периода в жизни, когда перерыв был вызван желанием защитить другого человека. То, с каким чувством передавал художник библейские, исторические и современные события жизни христиан, говорит о его искренней вере в действительность событий, выраженных на его полотнах и сопереживании духом тому, что выражалось на картинах.

Нельзя с точностью сказать, какова была духовная жизнь Ильи Ефимовича на момент написания картины, но выражение ее можно увидеть на всем протяжении творчества художника. Особенно начиная с вышедшего в 1886 году цикле картин «Евангельские сюжеты» и последующих произведениях автора.

Источник

Задание на день: Скорбные тайны Розария. Уделить особое внимание размышлению над тайной Моления Христа в Гефсиманском саду.

искусство, цитаты, история, живопись, размышления на Великий Пост, размышления о вечном, Страстная неделя, религия, Библия

Previous post Next post
Up