Николай Ге "Тайная вечеря", 1863 г.
В 1863 году на свет появилось одно из удивительнейших полотен, принадлежащих кисти Николая Ге - «Тайная вечеря». Именно за эту картину художник был удостоен звания профессора Академии художеств, и именно она принесла ему популярность среди современников.
На холсте - одна из самых узнаваемых библейских сцен: Христос трапезничает со своими ученикам накануне дня ареста. Однако зрители привыкли видеть Тайную вечерю в совершенно другом формате: стол стоит по центру, во главе сидит Христос, а по бокам от него - апостолы.
Николай Ге меняет правила композиции этого столько раз трактовавшегося сюжета. Стол он сдвигает в правый угол, делая его совершенно второстепенным персонажем, который даже не пытается претендовать на важную роль. Иуда, чей силуэт погружён во тьму, направляется к выходу из комнаты. Фигура Христа чуть смещена влево от центра. Самое новаторское для того времени - Спаситель полулежит на диване. Этим приёмом художник одновременно очеловечил образ Христа, и придал его облику больше скорби.
Действие картины разворачивается после слов Иисуса: «Один из вас предаст меня». После этого Иуда встал из-за стола и направился к выходу из комнаты. Христос, поняв всё, с грустным взглядом опустил голову. Остальные апостолы с недоумением смотрят вслед Иуде. Николай Ге с такой психологичностью прописал лица учеников Христа, что мы можем прочувствовать все их эмоции: негодование, изумление, абсолютная невозможность поверить в происходящее. Весь образ Иуды Ге погрузил во тьму, так, что мы видим лишь задрапированный силуэт. С помощью такой контрастной игры света и тени автор подчёркивает разницу между добром и злом, чистой душой и заблудшей. Весь облик Иуды навевает мысли о чём-то театральном.
Это очень контрастирует с остальными персонажами сцены, которые вполне естественны и непринуждённы. Учёные говорят о том, что во второй половине XIX столетия театральность в простой жизни была неприличной. Считалось, что когда человек ведёт себя слишком манерно - он не искренен и что-то скрывает. Иуду Николай Ге не случайно окутал таким театрально-загадочным эффектом - это должно было подчеркнуть непорядочность поступка ученика Христова.
Действие Тайной вечери разворачивается в убогой комнатёнке, скудно обставленной элементарной утварью. Это в очередной раз напоминает нам, что Николай Ге был приверженцем традиций реализма, неотъемлемой частью которого является интерес к бедным слоям населения, их жизни и быту. С помощью детальной прорисовки скудного убранства Ге как бы пишет историческую сцену в бытовом жанре. К слову, такой интерьер вполне отвечает библейским описаниям, где сказано, что лишь Иуда был знатного происхождения, а все остальные апостолы - из низших слоёв общества. Интересно, что действие на картине происходит в углу комнаты. Учёные в один голос утверждают, что этим символом Ге хотел показать загнанность Христа и его учеников в угол.
Некоторые исследователи полагают, что в образе Петра (старец, стоящий босяком в правой части полотна, возле стола) прослеживаются черты лица самого Николая Ге. На момент создания картины художнику было всего 32 года. Но если сравнивать образ Петра с автопортретом Ге в старости - сходство действительно есть. Художник не случайно изобразил себя именно в образе Петра, который неоднократно отрекался от Христа, но затем вновь возвращался, переосмыслив и осознав всё. Ге считал очень важным умение признавать ошибки, а также глубокий смысл был для мастера в моменте, когда человек осознаёт прегрешения и затем старается исправить их.
Николай Николаевич Ге написал «Тайную вечерю» во время пребывания в Италии, и сразу по возвращении представил её на академической выставке 1863 года. Картина имела огромный успех. Причём мнения зрителей и критиков разделились на тех, кто искренне полюбил полотно за его новаторство, и тех, кто буквально возненавидел картину. Например, Достоевскому картина не понравилась:
«Всмотритесь внимательнее, это обыкновенная ссора весьма обыкновенных людей… где же и причём тут последовавшие восемнадцать веков Христианства? Как можно, чтобы из этой обыкновенной ссоры таких обыкновенных людей, как у г. Ге, собравшихся поужинать, произошло нечто столь колоссальное?».
Для самого Николая Ге главным было - показать библейский сюжет сквозь призму реалий XIX века, сделать так, чтобы современники смогли прочувствовать историю многовековой давности. Как писал сам художник:
«Я увидел те сцены, когда Иуда уходит с Тайной вечери, и происходит полный разрыв между Иудой и Христом… Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека. Близ него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидел Петра, вскочившего, потому что он тоже понял всё и пришёл в негодование он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт».
Источник Задание на день: Размышление над предательством Иуды. Какова была причина? И нет ли того же самого в моей жизни? Вспомнить все ситуации, когда я предал свою веру во Христа и попросить за них прощения.