Гертруда Великая, Гертруда Хельфтская (6 января 1256 г. - 17 ноября 1302 г.) - католическая святая, автор мистических и богословских сочинений.
"«Пророчица внутренней жизни» - так один богослов назвал святую Гертруду Хельфтскую, которую впоследствии благодарные потомки прозвали «Великой». Она была одной из самых выдающихся мистиков Германии, хотя говорили о ней гораздо меньше, чем о других. И лишь в 20 веке сочинения Гертруды пережили ренессанс, вероятно, потому, что написаны они предельно ясным и понятным языком.
Жизнь святой Гертруды внешне проходила на редкость тихо и спокойно. Здесь нет ни бурных духовных поисков, как у святого Франциска, ни самоотверженного бегства из мира и отречения, как у святых Клары и Терезы, ни жёсткого, с самого детства противостояния окружению, как у святой Екатерины Сиенской. Вся работа души проходила у Гертруды без очевидных проявлений. Но тем и интересен духовный опыт, что каждый накапливает его по-своему.
Гертруда родилась 6 января 1256 года, по всей вероятности, в небольшом немецком городке Эйслебен в Тюрингии. О её детстве и юности не сохранилось почти никаких сведений. Известно лишь, что, когда Гертруде исполнилось 5 лет, родители отдали её в монастырь цистерцианок в городке Хельфта, неподалёку от Эйслебена. Вскоре к ней присоединилась и её младшая сестра Мехтильда. В те времена родители часто отдавали своих маленьких детей Церкви - иногда для обучения, а иногда и навсегда. Неясно, что побудило родителей отдать обеих сестёр в монастырь. Возможно, это было с их стороны осознанным актом своеобразной заботы о духовном развитии дочерей. Однако вполне вероятна и другая возможность: обедневшая графская семья хотела просто избавиться от ненужных наследниц, для которых у неё не было приданого. Некоторый свет на детство Гертруды проливает, например, такой эпизод: в одном из видений, которое пережила Гертруда, уже будучи взрослой, Иисус попросил её вспомнить, как мать ласкает своё дитя, и Гертруда не смогла этого сделать.
В монастыре воспитанием девочки занялась сама аббатиса Гертруда Хакеборнская, которая также была выдающимся мистиком. Между прочим, в Хельфтском монастыре, бывшем в то время одним из ведущих женских монастырей в Германии, прошла подвижническая жизнь четырёх выдающихся немецких женщин-мистиков: кроме обеих Гертруд, там жили также Мехтильда Хельфтская (сестра Гертруды Великой) и Мехтильда Магдебургская. Гертруда чувствовала себя очень хорошо в обители и по достижении соответствующего возраста приняла постриг.
В обители Гертруда получила образование, обычное в то время для духовных лиц. Она изучала грамоту, латынь, богословие и гуманитарные науки. Обладая тонким умом и природной любознательностью, Гертруда с таким рвением предалась учению, что иногда забывала свои обязанности монахини. Латынь она выучила настолько хорошо, что могла свободно читать и писать на этом языке. Кстати, все свои сочинения Гертруда написала именно на латыни.
В 25 лет Гертруда серьёзно заболела. В это время она поняла, что знания без Божией благодати не ведёт к спасению. 27 января 1281 года после вечерни Гертруда пережила своё первое видение Христа. Позднее она рассказала в своих откровениях об этой встрече:
«В то время я находилась в нашей спальне, преклонив колени перед одной из старых монахинь, как было принято у нас в монастыре, когда, подняв голову, увидела Тебя, мой Спаситель, превосходящий по красоте всех детей человеческих, в виде 16-летнего юноши, прекрасного и приветливого. Став передо мной, Ты произнёс полные нежности и сладости слова: «Твоё спасение близко, почему ты так опечалена? Неужели тебе в печали не с кем посоветоваться? Я спасу тебя, я избавлю тебя, не бойся». Затем Ты вложил Свою правую руку в мою, как бы подтверждая обещание. Потом я услышала, как Ты говоришь: «Ты была повержена в прах вместе с Моими врагами и собирала мёд среди шипов, но теперь вернись ко Мне - и Я приму тебя и утолю твою жажду потоком Моих неземных наслаждений». При этих словах я почувствовала, что душа моя тает во мне, а когда захотела приблизиться к Тебе, то увидела между нами забор такой длины, что не было видно краёв его, а поверху он был утыкан шипами, и я не нашла, как вернуться к Тебе. Тогда я остановилась и расплакалась над моими провинностями и грехами, которые, безусловно, олицетворял этот разделявший нас забор. Но Ты взял меня за руку и мгновенно поставил рядом с Собой без всякого труда. И когда я взглянула на эту дорогую мне руку, которую Ты протянул мне как залог выполнения Твоих обещаний, я узнала, о, сладчайший Иисус, Твои сияющие Раны».
Это переживание стало переломным в жизни Гертруды. Она начинает усиленно изучать Священное Писание, а также труды блаженного Августина и Бернарда Клервоского. С этого времени каждая молитва, каждый вздох инокини были обращены ко Христу. Через 8 лет, в течение которых видения регулярно повторялись, Гертруда получила Божественное повеление записать свои переживания. Так возник её многотомный труд «Legatus Divinae pietatis» («Посланник Божественной любви»), ставший важным вкладом в развитие немецкого мистицизма. Кроме того, именно Гертруда способствовала установлению культа почитания Сердца Иисуса, распространившегося впоследствии во всей католической Церкви.
В 1294 году, то есть в возрасте неполных 30 лет, Гертруда становится аббатисой своего монастыря. Тот факт, что на столь важный пост она была избрана такой молодой, свидетельствует о её выдающихся добродетелях и способностях. Рассказывают, что как настоятельница Гертруда отличалась милосердием и страстной устремленностью. Она не могла оставаться спокойной, когда другие страдали душой и телом. И если кто-либо искренне желал избавиться от пороков и искупить свои грехи, то слёзы и молитвы аббатисы лучше помогали им раскаяться и с новым рвением выполнять послушания, чем это сделало бы жестокое наказание или резкий упрёк.
Гертруда приняла постриг и воспитала в своём монастыре более сотни монахинь. Её способность завоёвывать сердца была столь велика, и так она умела расположить к себе, что даже отданные в монастырь дети сильно привязывались к ней. Гертруда отличалась мудростью, мягкосердечием, спокойной сдержанностью и рассудительностью. В милосердии и в любви к Богу, в неусыпной заботе о ближнем, в полной покорности судьбе и подавлении страстей проходила её жизнь.
Среди повседневной работы она находила время не только переводить для своих не столь образованных монахинь библейские тексты, но и толковать их. Гертруда составила сборник под названием «Духовные упражнения», служивший для сестёр монастыря своего рода руководством в духовной жизни. В этой работе Гертруда изложила основные условия, необходимые для духовного роста. Первым из них является самоотречение, а характерным его проявлением становится скромность. Несмотря на свою учёность, Гертруда отличалась искренней скромностью. Она до конца жизни считала себя недостойной милостей, оказывавшихся ей свыше, и очень стыдилась говорить и писать о них. Вторым условием является любовь, которая соединяет великим мостом самое ничтожное создание с самим Творцом, и нет ничего, что способно разрушить этот мост.
Следующим условием духовного роста Гертруда считает труд. Труд на общее благо, труд во имя других. Сама Гертруда всегда трудилась - будь то исполнение монастырских обязанностей, работа в послушание, молитва или беседы с посетителями или сёстрами. Большое значение Гертруда придавала таким качествам, как самопожертвование, верность, преданность, готовность отдать всё во имя высшей цели, доверие, целеустремлённость, воля. Всё это и наполняет жизнь любого подвижника и делает её яркой звездой на небосводе Мироздания.
Гертруда умерла 13 ноября 1302 года. За месяц до своей смерти она полностью утратила дар речи в результате апоплексического удара. Лишь губами она постоянно повторяла одну фразу - «Дух мой». Духовное рвение Гертруды было настолько велико, что она велела переносить себя в церковь, чтобы присутствовать при исполнении причастия, хотя к этому времени одна рука у неё совершенно не действовала, а другая была в таком состоянии, что самое лёгкое прикосновение к ней вызывало острую боль."
С 1606 года почитается как святая в цистерцианском ордене. В 1677 году папа Иннокентий IX вписал её имя в Римский мартиролог, а в 1738 году Климент XII сделал её почитание общим. День памяти - 16 ноября.
Из статьи Марины Селезневой с Deutsche Welle
Источник