Кусково - Эрмитаж

Oct 06, 2023 10:17



Павильон в годы расцвета усадьбы был предназначен только для избранных - друзей хозяина поместья, желавших уединиться во время балов, которые устраивал граф Шереметев. На второй этаж можно было попасть только с помощью подъемного механизма. Первый этаж предназначался для прислуги - подача напитков, закусок и прочего осуществлялась изящно сервированным подъемным столом.

Как и другие парковые павильоны, в XVIII веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Подобные «эрмитажи» были тогда чрезвычайно модными.

На сегодняшний день в России сохранилось всего три парковые постройки данного типа: петергофский (1721-1724), царскосельский (1743-1753) и кусковский Эрмитажи.

Эрмитаж был построен в 1765-1767 годах, под «смотрением» Карла Ивановича Бланка, известного московского архитектора. Особенностью данной постройки является тесное сплетение нескольких стилей. На плавные, округлые формы фасадов наложена строгая, выверенная ордерная система классицизма, в которой, однако, присутствуют и барочные черты, например расположенные в специальных нишах под карнизом алебастровые бюсты римских цезарей.

В начале 1980-х при реконструкции исторического облика была восстановлена оградка фриз по периметру крыши и статуя на куполе. В 2013 году павильон Эрмитаж был открыт для посетителей. Внутри него проводятся выставки Государственного музея керамики.





Скульптуры. Жаль, что не подписанные.



Убранство павильона.



Сейчас там выставка муранского стекла.



Зеркало.



Декоративные фрукты порадовали.



Сосуды в виде корабликов очень понравились.



Лестница на второй этаж.



На втором этаже.







Люстры.



















Различные кубки и посудины.

Муранское стекло, Венецианское стекло (итал. Vetro di Murano, Vetro di Venezia) - историко-региональная разновидность декоративно-прикладного искусства: изделий из стекла, изготовляемых по старинным технологиям, сложившимся и достигшим наивысшего технического и художественного уровня на острове Мурано в Венецианской лагуне. Венецианские стеклоделы традиционно используют наиболее пластичное натриево-известковое стекло, искусно декорируя изделия с использованием различных техник «горячего» формования, а также росписью, золочением, гравировкой и травлением. Производство сосредоточено на венецианском острове Мурано с XIII века. Муранское стекло имеет долгую историю, а также уникальную славу. В XV-XVI веках остров Мурано был главным центром художественного стеклоделия в Европе. Позднее муранские стеклоделы стали лучшими производителями зеркал в Европе.

Ключевым моментом в истории венецианского стекла стал XIII век. Стекло в Венеции изготавливали и до этого, но оно мало отличалось от стекла, производившегося в других европейских странах. В Средневековье стеклянные изделия, в частности лесное стекло, или «вальдглас», расписывали разноцветными эмалями и люстром. В мастерских на севере Италии по древнеримской технологии изготавливали муррины (лат. murrina). Наиболее простой способ изготовления таких «пёстрых сосудов» - обкатывание горячей стеклянной заготовки в разноцветной стеклянной крошке. Затем набирают тонкий поверхностный слой прозрачного стекла и заканчивают формование изделия. «Мозаичный узор» остаётся внутри, между стенок сосуда. Аналогичным образом между слоями стекла помещали ажурный рисунок из металлической фольги. В Византии и западноевропейском Средневековье в технике «межстеклянного золочения» изготавливали кубки с портретными медальонами и посвятительными надписями на дне.

Вначале стекольные мастерские располагались в самой Венеции, но производство стекла, связанное с огнём, грозило пожарами деревянным постройкам города. Поэтому в конце XIII века было принято решение перенести мастерские вначале за черту города, а потом и вовсе на отдельный остров. Именно с тех пор Мурано стал центром производства знаменитого венецианского стекла.

Венецианская республика вела широкую торговлю со странами Запада и Востока, и одним из предметов этой торговли было муранское стекло. Получая от продаж немалую прибыль, Венеция стремилась держать в тайне секреты производства, чему как нельзя лучше способствовала изоляция мастеров-стеклодувов на острове. Чужаки не имели права заниматься производством стекла в Мурано, мастерскую могли основать только потомственные мастера: сыновья владельцев других местных фабрик.

Венецианский сенат строжайшими указами оберегал достояние республики - секреты стекольного мастерства. Вывоз сырья за пределы Венеции был запрещён, разглашение технологий производства каралось тюрьмой или смертью. Однако наряду с этим стеклодувам предоставлялись и особые привилегии, дабы удержать их на острове. Самой почётной из них была та, что дочери главных муранских стеклоделов имели право выходить замуж за венецианских патрициев, и при этом их потомство сохраняло дворянские титулы. Это было особенно удивительно для такой страны, как Венецианская республика, где знать жёстко охраняла свои аристократические привилегии.

За несколько столетий с XIII по XVI век, муранские мастера сумели довести искусство стеклоделия почти до невозможного - до предела технической изощрённости и причуд художественной фантазии. Именно в этот период изобретённая в Сирии в I в. н. э. стеклодувная трубка стала художественным инструментом. Венецианское стекло замечательно тонкостью, прозрачностью и пластичностью. Эти качества обеспечивались длительным совершенствованием технологии: чистотой производства и высокой температурой варки содового стекла. XIV-XV века - время расцвета венецианского стекла. В этот период оно уже широко известно и высоко ценится во всей Европе; стеклянные изделия венецианские дожи преподносят в качестве ценного подарка знатным гостям города. В это же время вырабатываются и определённые каноны изготовления стеклянных изделий, появляются устойчивые формы различных сосудов.

В общем, уникальные изделия.

Кусково, музеи, Москва, прогулки по Москве, история, фото, выставки, усадьбы

Previous post Next post
Up