Икона Матери Божьей Гудогайской

Sep 06, 2023 02:37



Гудогай - небольшая деревня в Островецком районе Гродненской области, на трассе Ошмяны-Островец, недалеко от железнодорожной линии Калининград-Вильнюс-Минск-Москва. Живописные окрестности - лес, холмы и широкие ленты-волны сельскохозяйственных полей придают этому месту особый шарм. На окраине села стоит небольшой деревянный костёл, построенный на холме, откуда видны соседние села и город Островец.

История гудогайского прихода неразрывно связана с иконой Богородицы. Одна из легенд гласит, что в окрестностях древнего Ошмянского леса жил отшельник, который вдали от людей погружался в молитву и практику покаяния, а также давал советы и оказывал духовную помощь людям, которые к нему приходили. Рядом проходила дорога, соединяющая Запад и Восток. В то время по ней ездили купцы, которых часто грабили воры. Однажды на торговый караван напали грабители, и в том месте, где это произошло, осталось много ценностей. Среди них могла быть икона Мадонны, которую затем принесли отшельнику, и он поместил ее в своем доме. Другая легенда гласит, что недалеко от Бернасишек, на хуторе Поляна (местность сохранилась до наших дней), находился дом лесника, в котором жил очень благочестивый человек, особым образом почитавший Богоматерь. Икона Марии появилась в его хижине. Согласно еще одной легенде, икона была выброшена из дома одного из знатных родов после принятия протестантизма или кальвинизма, и как следствие - отрицания культа Небесной Царицы и святых. Независимо от истинности версий, ясно одно: сам Бог избрал это место, как и многие другие, чтобы дарить людям Свою благодать. Прямоугольная икона Божьей Матери размером 31,2х27,7 см, покрытая красивым облачением, является копией иконы Владимирской Богородицы, которая вскоре стала почитаться местным населением. Люди стали приходить к хижине в роще, чтобы просить помощи у Девы Марии, присутствующей в иконе, и их просьбы были услышаны.

Строительство храма и создание прихода в Гудогае

Первые исторические сведения об иконе Гудогайской Богородицы мы находим в акте основания монастыря кармелитов босых в Гудогае, датируемом 19 января 1764 года. Из него мы узнаем, что икона Гудогайской Марии, прославившаяся «сотней лет чудес», была куплена 25 сентября 1735 года вместе с имением Гудогай у семьи Розвадовских Людвикой Анной Война, в девичестве Сулистровской (Козел-Поклевской по первому мужу). Через год новая хозяйка Гудогая построила для иконы часовню вместо старой, сожженной шведами в 1656 году. Анна Война хотела таким образом выпросить вечное спасение для своего первого мужа Михала Козел-Поклевского, трагически погибшего во время нападения грабителей на обратном пути с Варшавского сейма. Он ушел из этого мира без святых таинств и, более того, во сне беспокоил жену, поэтому она хотела, чтобы верующие молились во время службы о вечном покое для ее мужа.

В 1763 году Войны построили в Гудогае костёл, а через год с левой стороны за костёльной площадью (костёльным кладбищем) - двухъярусный монастырь кармелитов босых Литовской провинции святого Казимира, которых перевели из Вильно, из Острой Брамы, чтобы они заботились о чудотворной иконе. После прибытия кармелитов в Гудогай 8 сентября 1764 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, они торжественно перенесли икону в храм и поместили в главный алтарь. Летописец монастыря отмечал, что «весь Гудогай приобрел торжественный вид, были воздвигнуты и украшены врата в местах выступлений. Весь путь от входа до костёла был покрыт коврами и цветами… Мелодичная музыка слилась с боем костельных колоколов». С самого начала своего присутствия в Гудогае кармелиты расширяли культ Небесной Царицы, особое внимание уделяя скапулярному богослужению и беря под пастырскую опеку местное население. 21 сентября 1777 года виленский епископ Игнацы Якуб Масальский основал Гудогайский приход, в котором насчитывалось около 1500 верующих. В приходе монахи организовали школу для сирот и больницу, а также приют для бедных.

Под властью российских императоров

К сожалению, деятельность прихода была прервана после подавления ноябрьского восстания. В 1832 году по указу императора Николая I монастырь в Гудогае также был ликвидирован, а его имущество передано государству. Приход был разделен и присоединен к соседним приходам, а храм, колокольня и другие постройки были проданы евреям. Чудотворная икона Гудогайской Божьей Матери была спрятана в костеле в Ошмянах, куда ёё в торжественной процессии перенесли преданные почитатели Богородицы. Вместе с иконой в качестве ее хранителя отправился в Ошмяны и последний гудогайский настоятель отец Урбан Клепацкий, который стал викарием Ошмянского прихода и сохранил за собой право носить кармелитское облачение.

Верующие не могли согласиться с потерей любимой святыни и места поклонения Богу. К счастью, благодаря заботе Мадонны, а также молитвам и деятельности прихожан евреи не разобрали костел и колокольню. В 1856 году Гудогайский храм приобрел, а позже отреставрировал кс. Донат Семашко. В 1878 году власти разрешили служить в Гудогае Святую Мессу каждую субботу, а со временем все чаще совершать литургию в большие церковные праздники. Огромное количество верующих собиралось на празднование торжества Матери Божьей Скапулярной и Рождества Пресвятой Богородицы. Неустанные и настойчивые усилия верующих способствовали тому, что в 1906 году власти восстановили приход в Гудогае и настоятелем в нем стал кс. Феликс Мингин.

Восстановление культа Гудогайской Девы Марии

Костёл ждал только возвращения чудотворной иконы Божьей Матери. Это произошло 2 августа 1907 года. Многотысячная процессия вышла из Ошмян в Гудогай, откуда икона Гудогайской Богородицы была торжественно перенесена на прежнее место. По дороге стояли многочисленные ворота, украшенные зеленью и цветами. Люди из деревень, через которые проходила процессия, на коленях приветствовали Марию, радуясь тому, что спустя 75 лет Гудогай снова стал местом почитания Приснодевы. Один из очевидцев из гудогайского прихода, о. Александр Ляхович в 1931 году писал в своих воспоминаниях: «С возвращением иконы возобновились прежние паломничества. И хотя пока не наблюдается многолюдных шествий, люди на протяжении всего лета прибывают практически ежедневно из достаточно отдаленных мест. Особенно это заметно по время торжества Матери Божьей Гудогайской, когда количество верующих иногда превышает 10 тысяч».

Большую роль в восстановлении культа Гудогайской Богородицы сыграли местные священники, среди которых следует отметить кс. Павла Сенкевича, настоятеля Гудогайского прихода в 1921-1929 гг. и с 1931 года до своей смерти 13 февраля 1959 года. Он, как прилежный пастырь, заботился не только о духовном развитии прихода, но и восстанавливал костёльные постройки, построил приходской дом, а также в 1938 году позаботился о реставрации и консервации чудотворной иконы Девы Марии Гудогайской, поручив наблюдение за реставрационными работами виленскому реставратору памятников старины. В 1938 году в святыне установили орган, а спустя год был расписан интерьер. Кс. Павел Сенкевич поручил нарисовать несколько экземпляров иконы. Для распространения культа были напечатаны 1000 икон в натуральную величину и несколько тысяч икон меньшего размера, на оборотной стороне которых разместили гимн Богородице Гудогайской, который исполняли кармелиты босые в XVIII веке.

Спасение храма и веры

В межвоенный период небольшой костёл не мог вместить многочисленных верующих, поэтому в 1935 году кс. Павел Сенкевич приложил немало усилий, которые через пять лет завершил кс. Генрих Драгель, чтобы построить новую святыню. Был подготовлен строительный проект и даже начался сбор материалов, но смутные времена помешали реализации проекта. Военные события, а затем и коммунистические времена приостановили развитие прихода и культа Гудогайской Божьей Матери, но прилежные пастыри сделали все, что было в их силах, чтобы вера не угасла. Они неустанно напоминали, что вера в помощь Пресвятой Девы Марии - это единственное настоящее спасение. После смерти кс. Павла Сенкевича настоятелем прихода стал кс. Адам Войцеховский, преданный почитатель Марии и великий проповедник, который, как и его предшественник, не поддавался унынию и не боялся запугивания со стороны властей, но жертвенно обучал словом и примером учению о Боге и Его истине. Физически и морально истощенный, он скончался в праздник Матери Божьей Кармельской, 16 июля 1973 года. Прихожане увидели в его смерти явный знак благодарности за самоотверженный и добросовестный труд, данный Богородицей. На его могиле верующие установили памятник, на котором написали: «Мир вашей душе, достопочтенный отец». По сей день на могиле кс. Адама стоят живые цветы.

Следующие семнадцать лет в Гудогае не было постоянного священника, поэтому пастырское попечение осуществлял декан Островца, которого верующие называли «патриархом земли Островецкой» - ксендз пралат Алоизий Тамкович. Он дожил до 91 года и умер 6 декабря 2001 года. Священник часто говорил: «Если кто-то хочет попотеть, как в бане, он должен приехать на праздник Богоматери Скапулярной в Гудогай» (на праздник собирается большое количество людей, в храме тесно и жарко).

Важную роль в сохранении веры и защите костёла сыграли сестры доминиканки: после ликвидации затворнического монастыря в Вильно им приходилось служить в разных приходах, чтобы пережить гонения и помогать священникам. Чудо спасения храма в коммунистические времена прихожане считают делом Божьего Провидения, заботой Небесной Царицы и плодом святости жизни местных священников и сестер.

Возвращение отцов кармелитов

По воле Божьей, 158 лет спустя, 7 июля 1990 года, перед чудотворной иконой Гудогайской Богородицы, братья кармелиты и сестры кармелитки Младенца Иисуса вновь исполнили антифону Salve Regina, доверив Марии новое время в истории Гудогая. В этот день в костеле в глазах верующих стояли слезы радости и благодарности за величие и силу Бога. Отец Бернард Радзик ОСD после долгого перерыва стал первым настоятелем гудогайского прихода. Закипела приходская и монашеская жизнь. Кармелиты устроили монастырь в приходском доме, который после войны местные власти превратили в школу, а в бывшей школе межвоенного периода поселились сестры кармелитки. Отец Бернард при поддержке епархиального епископа, а также прихожан и его собратьев начал старания по восстановлению культа Гудогайской Богоматери. 17 ноября 1991 года отец Бернард и председатель колхоза Мечислав Волуевич, участвовавшие в канонизации кармелита из Вильнюса, отца Рафаила Калиновского, подарили Папе Иоанну Павлу ІІ копию иконы Девы Марии Гудогайской, написанной ее почитателем Дмитрием Балтрушкевичем, прося Святейшего Отца о благословлении для прихожан и паломников.

Вскоре на торжество Богоматери Скапулярной стало собираться столько верующих, что во время Святой Мессы вся площадь около костёла была заполнена. Многие паломники приезжали из разных уголков Беларуси и соседней Литвы. И теперь вызывают удивление верующие, которые от входа в храм до пресвитерия идут на коленях и с розарием в руках проходят под иконой. В праздник Божьей Матери Гудогайской с каждым годом все больше верующих принимают скапулярий. Кажется, что санктуарий в Гудогае становится пристанищем скапулярной семьи.

Коронация иконы Матери Божьей в Гудогай, костелу присвоен титул санктуария

Все чаще возникали мысли о коронации чудотворной иконы. Начался сбор документов о ее культе и свидетельства. Епископ Александр Кашкевич одобрил и благословил эту инициативу. Результат превзошел все ожидания. Оказалось, что верующие, священники и монахи свидетельствовали о многих милостях, которые они получили благодаря посредничеству Гудогайской Богоматери. Они были уверены в действенности молитвы к Мадонне, верили в ее заступничество и хотели, чтобы икону Пресвятой Богородицы как можно скорее короновали. Коронация иконы была одобрена Конференцией Католических Епископов Беларуси. Благодаря усилиям святой памяти отца Бронислава Тарка и пожертвованиям прихожан и паломников были изготовлены короны, которые делегация кармелитов из Беларуси передала Святейшему Отцу Иоанну Павлу II 13 октября 2003 года с просьбой о благословении. Папа, услышав, что короны сделаны для Девы Марии Скапулярной в Гудогае, прикоснулся к ним, осенил крестным знамением и сказал: «Благословляю».

По просьбе епископа Александра Кашкевича Конгрегация Божьего Культа и Дисциплины Таинств 18 мая 2006 года выпустила документ, позволяющий украсить чудотворную икону Гудогайской Богородицы от имени Святейщего Отца. Актом коронации Гудогай присоединился к святыням, где Мария почитается в коронованных иконах. Самая известная икона Божьей Матери Будславской (Покровительницы Беларуси) в национальном санктуарии в Будславе Минско-Могилевской архиепархии была представлена 2 июля 1998 года. В столице страны, в кафедральном костеле, находится икона Приснодевы, подаренная Папой Иоанном Павлом II и коронованная 10 декабря 2005 года. На территории Пинской епархии иконы Божьей Матери находятся в Бресте (коронация иконы состоялась 30 июня 1996 г.) и в Логишине (коронация иконы состоялась 10 мая 1997 г.). 28 августа 2005 года в Фарном соборе Гродно была коронована икона Конгрегацкой Девы Марии. Следует отметить, что коронацию всех этих икон совершил кардинал Казимир Свёнтек, узник сталинских лагерей, глава Католической Церкви в Беларуси, начавший его возрождение в тяжелых условиях после многих лет коммунизма и признанный Церковью как свидетель веры (Fidei Testis). Также стоит упомянуть икону Богородицы Остробрамской в монастыре кармелитов босых в Вильнюсе, которая была коронована 8 сентября 1750 года папскими коронами Бенедикта XIV и повторно 2 июля 1927 года. Следует отметить и икону Божьей Матери Жировицкой, коронованную 19 сентября 1730 года, а также икону Богородицы Белыничской, коронованную в 1761 году.

Известие о коронации иконы Гудогайской Девы Марии было восторженно воспринято верующими. Оказалось, что икона известна и за пределами Беларуси. Семья из польского города Познань узнала о приближающемся празднике и написала на адрес прихода письмо: «Мы очень рады весне, которой Бог наполнил наши сердца. В нашем доме хранится довоенная копия иконы Гудогайской Богородицы, которую бабушка моей жены привезла из Вильнюса. Она могла взять с собой совсем немного вещей, но эта икона была самым ценным, и она не могла её оставить».

Икона Божьей Матери Гудогайской прославилась многими чудесами: известны факты физического и духовного исцеления. Книга просьб и благодарностей пополняется все новыми и новыми записями людей, получивших в Гудогае, у знаменитой Целительницы ожидаемое утешение и благодать. Опекуны санктуария, кармелиты босые, хотят, чтобы каждый, кто встречает Гудогайскую Богородицу на избранном ею месте или духовно рядом с Ее иконой, мог достойно пройти свой жизненный путь и возрадоваться исполнению обещаний, данных любимым детям Бога и Марии.

15 июля 2007 года коронацию чудотворной иконы папскими коронами совершил кардинал Казимир Свентек. Акт коронации стал важным религиозным событием в жизни Гродненской епархии и всей Католической Церкви в Беларуси.

20 июля 2014 года во время празднования 250-летия со дня своего освящения костёл в Гудогае был объявлен епархиальным санктуарием Матери Божьей Скапулярной Гродненской епархии.

Источник: «Наша вера» 2(40)/2007

святые, иконы, святыни, история, Белоруссия, кармелиты, Богородица, религия, образа Богородицы, монашеские ордена

Previous post Next post
Up