Новая Третьяковская галерея - Абстракционизм

Aug 08, 2023 22:11

Абстракционизм ― это направление в живописи, последователи которого отказываются от подражания реальности. Термин «абстракционизм» произошел от латинского слова abstractio, что в переводе означает «удаление, отвлечение.

Вместо явлений окружающей действительности объектами для изображений становятся формы, линии и цвета, а в основе выразительности композиций лежат отноше­ния между этими элементами.

С их помощью художники стараются показать, что реальность субъективна. Такой подход ― одна из важных характеристик абстракционизма.

Сложно точно определить, когда возникло абстрактное искусство. Большинство экспертов считают, что оно появилось в 1910 году, когда Василий Кандинский «создал первые абстрактные рисунки в качестве иллюстраций к своему теоретическому труду «О духовном в искусстве».

Первопроходцами абстракционизма называют Казимира Малевича, нидерландского художника Пита Мондриана, чеха Франтишека Купку, француза Робера Делоне. Часть искусствоведов полагает, что истоки абстрактного искусства можно найти в XIX веке - в произведениях американского художника Джеймса Уистлера и даже французского живописца Клода Моне. По их мнению, эти мастера уделяли больше внимания визуальным ощущениям, чем изображению объекта.

С начала XX века абстрактное искусство привлекло многих художников, его расцвет пришелся на 1950-70-е годы. Самыми известными стали представители школы абстрактного экспрессионизма: Джексон Поллок, Ли Краснер, Марк Ротко, Франц Клайн, Аршил Горки.

Начиная с 1910­-х к беспредметности стали обращаться многие русские художники - кто-­то ограничивался единичными экспериментами (как Наталия Гончарова в работе «Пустота» 1913 года); другие превращали ее в главный принцип своего искусства (например, Ольга Розанова), а также наделяли абстрактную живопись духовным содержанием и делали ее носителем философской идеи (как Василий Кандинский или Казимир Малевич).

Источник



Удальцова Н.А. Гитара. Фуга. 1914.
К слову, вот такие композиции мне нравятся. Элементы реализма даже в абстракции нужны.



Пуни И.А. Натюрморт с трубкой. 1926
Эти работы рядом висели. Не знаю, какая связь между стилями. Это вроде бы реализм.



Редько К.Н. Муж и жена. 1922.
АААА! Где тут двое-то? Ничего себе семейный портретик! Я б пристрелила за такое в наш адрес.



Композиция. 1916.
Пусть будет композиция. Авор сам знает, что хотел сказать, но хотя бы без претензий.



Клуцис Г.Г. Фигура. Красный человек. 1918-1919.



Явленский А.Г. Дом в горах. 1912.



Бурлюк В.Д. Пейзаж с деревьями. 1912.



Экстер А.А. Флоренция. 1914-1915.
Только по надписи догадалась.



Розанова О.В. Керосинка. 1910-е.



Пестель В.Е. Композиция. 1916.



Степанова В.Ф. Танцующие фигуры на белом фоне. 1920.
Это таки отдаленно напоминает дискотеку. Так что неплохо.



Розанова О.В. Рабочая шкатулка. 1915.
Тут тоже композиция есть, потому получилось интересно.



Экстер А.А. Натюрморт. 1915



Попова Л.С. Итальянский натюрморт. 1917-1918.



Попова Л.С. Скрипка. 1915.



Удальцова Н.А. Ресторанный столик. 1914-1915.



Удальцова Н.А. Швея. 1912-1913.
Бедная! Что у нее с лицом? Или у автора со зрением плохо?



Кандинский В.В. Движение. 1935.



Кандинский В.В. Дамы в кринолинах. 1909.
Стиль своеобразный, но вполне адекватный. Чего его потом переклинило?



Кандинский В.В. Импровизация № 7. 1910.



Кандинский В.В. Композиция VII. 1913.



Кандинский В.В. Импровизация холодных форм. 1914.



Кандинский В.В. Смутное. 1917.



Кабаков И.И. Без названия. 1974. Пространство. 1962.



Инфанте-Арана Ф. Проект кинетического подсвета старинных архитектурных сооружений Красной площади Московского Кремля. 1968.



Злотников Ю.С. Счетчик Гейгера. 1955-1956.



Турецкий Б.З. Беспредметная композиция. 1958-1959.



Слепян В.Л. Абстрактная композиция. 1958.



Прокофьев О.С. Вокруг центра. Конец 1950-х.



Прокофьев О.С. Серийная живопись. 1958.



Прокофьев О.С. Твист. Конец 1950-х.



Куклес И.Н. Конспект. 1956.
Если б у меня были такие конспекты, я бы не закончила вуз.



Янкилевский В.Б. Мужской портрет. 1982.
Ну гдееее???



Янкилевский В.Б. Мужской портрет. 1982.
Почему не женский?



Янкилевский В.Б. Композиция. 1961.



Соостер Ю.И. Яйцо. Эволюция. 1959.



Инфанте-Арана Ф. Точка в своем пространстве (вариант ИИ). Образ метафизического измерения. 1964-1992.
Наверное, он почти 30 лет решал, куда точку поставить...



Галкин В.П. Структура. 1976
Тут похоже на оптическую иллюзию. Эффект интересный.



Дорохов М.А. Око. 1973
Свечение зачетное. Годно.



Инфанте-Арана Ф. Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства. 1964.



Инфанте-Арана Ф. Рождение вертикали. Из серии "Визуальные метафоры бесконечности". 1962.



Заневская (Сапгир) Р.И. Без названия.
Я дам название - Узор для матраса.



Заневская (Сапгир) Р.И. Абстрактная композиция. 1964-1965.



Заневская (Сапгир) Р.И. Абстрактная композиция. 1964-1965.







Вечтомов Н.Е. Абстрактная композиция. Триптих. 1960.



Вечтомов Н.Е. Кавалерийская атака. 1960.
Лошадь найти не получилось...



Вечтомов Н.Е. Черные идолы. 1968.
Это хотя бы правдоподобно.



Вечтомов Н.Е. Без названия. 1963.



Вечтомов Н.Е. Конец последнего жителя. 1990.
Апокалипсис?



Вечтомов Н.Е. Жители планеты Х. 1969.
Эта мне даже понравилась - в ней действительно есть нечто инопланетное.



Вечтомов Н.Е. Реквием. 1958.



Рабин О.Я. Один рубль № 3. 1967



Кропивницкий Л.Е. Исчезновение траектории. 1962.
Название вполне справедливо.



Рабин О.Я. Пьяная кукла. 1972.
Просто последние времена - игрушки бухать начали!



Кропивницкий Л.Е. Без названия. 1960.
Правильно. Было бы что называть в самом деле!



Немухин В.Н. Осенний пейзаж. 1964.
Маловато осенних красок что-то. Надо больше рыжего. Так о зиме мысли скорее. Если, конечно, эту мазню вообще можно назвать пейзажем.



Штейнберг Э.А. Композиция "А-Я". 1970.



Штейнберг Э.А. Композиция апрель. 1970.
Почему апрель-то?



Штейнберг Э.А. Композиция памяти Николая Федорова. 1972.
Странный реквием какой-то.



Штейнберг Э.А. Композиция "Март-май". 1981.
Ну и что тут весеннего? Что?



Краснопевцев Д.М. Натюрморт с раковиной. 1960.



Немухин В.Н. Посвящение П.Е. Соколову. 1985. Бронза.



Плавинский Д.П. Слово. 1967.
На кроссворд в газете похоже.



Кудряшов О.А. Окна. Рельефная конструкция. 1982 (2000)



Кудряшов О.А. Рельефная конструкция. Дом №7. 1980.



Кудряшов О.А. Рельефная конструкция. 1981.



Шелковский И.С. Облако. 1977. Дерево, эмаль.



Пивоваров В.Д. Без названия. Триптих. 1977.



Пивоваров В.Д. Красный стол. 1974.



Пивоваров В.Д. Композиция с красным квадратом. 1974.



Пивоваров В.Д. Голубая комната. 1980.



Чуйков И.С. Окно 23 (Арбат). 1981



Чуйков И.С. Фрагменты моря и неба. 1985.



Соков Л.П. Угол зрения. 1976. Дерево, пластмасса, эмаль.



Лебедев Р.Е. Солнцеворот. 1980. Дерево, оргалит, масло, эмаль.



Чуйков И.С. Дорожный знак 2. 1973.





Шаблавин С.П. Структура круга. Крест. Темный крест. 1975-1976.

Продолжение следует...

скульптура, музеи, Москва, искусство, ЦДХ, Третьяковская галерея, живопись

Previous post Next post
Up