5 июля - св. Антоний Мария Дзаккариа

Jul 05, 2023 06:05



Антоний родился в Кремоне в 1502 г., в знатной семье. Вскоре после рождения умер его отец, и ребёнок остался на попечении матери. После обучения в местной школе и в Павии, юноша Антоний отправился в университет в Падую, где стал доктором медицины (1520-1524). После этого вернулся в Кремону, где работал врачом, а также в качестве мирянина занимался катехизацией молодёжи из бедняков при церкви св. Виталия, расположенной возле их родового палаццо, и одновременно неустанно трудился над собственным освящением.

В 1528 г. был рукоположен во священника. В Кремоне тогда существовало братство «Вечной Премудрости», которое основала при монастыре сестёр-августинок Арканджела Паникарола. После её смерти братство стало приходить в упадок. Однако под руководством св. Антония оно приобрело новый размах. Больше того, преобразовалось в три монашеские семьи, которые он посвятил св. Павлу Апостолу: «Сыновья св. Павла», утверждённые Апостольским Престолом под названием «Регулярные клирики св. Павла Обезглавленного»; женский орден «Ангелов св. Павла Обращённого», а также орден для мирян - «Благочестивых мужей св. Павла». Наибольшую славу доставил Антонию мужской орден, членов которого, по имени церкви св. Варнавы (лат. Barnaba), в которой он возник, стали называть «барнабитами» (или «варнавитами». Это название перешло и на членов женского ордена, которых стали звать «барнабитками» («варнавитками»). Мужской орден был утверждён Папой Климентом VII в 1535 г., а женский - Павлом III в 1543. Третья община, которую можно было бы называть «третьим орденом барнабитов», или терциариями, имела своей целью привлечь мирян, живущих в своих семьях, к апостольской деятельности.

Последующие годы Антоний провёл в Милане, где основывал дома своей монашеской общины. Чтобы склонить жителей Милана к покаянию, организовал акт публичного покаяния. Во главе кающихся шли его духовные сыновья и дочери. Это хорошо повлияло на людей, которые в большом количестве стали присоединяться к этой практике публичного удовлетворения Богу за массовое отступничество от веры. Нашлись, однако, и те, которые усмотрели в этой практике извращение христианской аскезы и даже проявление ереси. Они возбудили в Риме два судебных процесса (1534-1535 и 1537), в которых Антоний был полностью оправдан.

Для оживления религиозного духа св. Антоний ввёл практику «15 пятниц». На звон колоколов в тот час, когда Господь претерпел крестную смерть, люди собирались в церкви, где проходило богослужение с проповедью о Страстях Господних. Целью Антония было постоянно напоминать верным о том, какой ценой досталось людям искупление, и в соответствии с этим строить свою христианскую жизнь. И потому эти богослужения сочетались с исповедью. Антоний отличался также особым почитанием св. Евхаристии. Вопреки укоренённому тогда обычаю, побуждал верных к частому и даже ежедневному святому Причастию. Это было очень смелое нововведение для той эпохи, когда даже причащение один раз в недели считалось слишком частым. Антонию приписывается также введение 40-часовой адорации Святых Даров, выставленных в монстранции.

Изнурённый апостольскими трудами, Антоний скончался в 37 лет, 5 июля 1539 г. Его тело было погребено в Милане, в церкви св. Павла, принадлежащий барнабитам. В 1891 г. оно было перенесено в церковь св. Варнавы, куда доныне совершаются многочисленные паломничества. Беатификация св. Антония состоялась 3 января 1890 г., а торжественная канонизация - 27 мая 1897. Осуществил их Папа Лев XIII.

В иконографии св. Антоний Мария нередко изображается в обществе св. Павла, которого весьма почитал. Изображается также с монстранцией или с крестом в руках, как великий почитатель Страстей Господних, или же с лилией в руках, поскольку его называли «ангелом в человеческом обличье». Его атрибуты: хостия, чаша, лилия.

Из обращения к собратьям св. Антония Марии Дзаккариа
(J. A. Gabutio, Historia Congregationis Clericorum Regularium S. Pauli 1, 8)

Ученик Апостола Павла

«Мы безумны Христа ради» (1 Кор 4,10). Так говорил святой Павел, наш покровитель и руководитель, о себе, об иных апостолах и обо всех, ведущих жизнь христианскую и апостольскую. Но это не должно нас удивлять или пугать, ибо «ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» (Мф 10,24). Те, кто нас преследует, вредят себе самим, поскольку привлекают на себя гнев Божий; нам же они оказывают добро, ибо украшают наш венец вечной славы. И потому мы должны скорее сочувствовать им и любить их, нежели презирать их и ненавидеть. Нам следует молиться за них, и, как как говорит св. Апостол Павел, «не будь побежден злом, но побеждай зло добром. Ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим 12,21.20), что значит, выразишь ему самые горячие чувства. И тогда, увидев наше терпение и кротость, они исправят своё поведение и воспылают любовью к Богу. Бог в Своём милосердии, вопреки нашему недостоинству, избрал нас от этого мира, чтобы мы, служа Ему, всё больше совершенствовались и через терпение приносили обильный плод любви, хвалясь не только надеждой славы сынов Божиих, но и нашими испытаниями.

«Посмотрите, возлюбленные братья, на своё призвание» (ср. 1 Кор 1,26). Если мы будем относиться к нему внимательно, то легко обнаружим, чего оно от нас требует. И если мы следуем, хоть и вдали, по стопам Апостола и других воинов Христовых, не станем избегать удела в их страданиях: «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр 12,1).

Мы, избравшие столько великого Апостола руководителем и решились ему последовать, постараемся своею жизнью свидетельствовать о его учении и поведении. Никак не подобает, чтобы, имея такого предводителя, мы оказались трусливыми солдатами или дезертирами, были негодными сынами столь славного отца.

Молитва

Дай нам, Господи, в превосходнейшем Христа Иисуса познании
духу Павла Апостола следовать,
наделённый которым, блаженный Антоний Мария
слово спасения в Церкви Твоей проповедовал непрестанно.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

Источник

святые, проповедь, литургический календарь, цитаты, Рядовое время, история, религия, монашеские ордена, молитва, Библия

Previous post Next post
Up