Гильдебранд, будущий Папа Григорий VII, родился в 1028 г. в Тоскане. Рано поступил на службу в Латеран, и уже в 1046 сопровождал в изгнание в Кёльн Папу Григория VI. После смерти последнего возвратился в Рим (1047), где сделался правой рукой Папы св. Льва IX и соавтором его великих реформаторских планов. Папа назначил его кардиналом и казначеем. Возможно, что до этого Гильдебранд был монахом бенедиктинского монастыря в Клюни (где зародилась идея церковной реформы). Папы Григорий VI, Лев IX, Николай II посылали его с миссией в различные страны. В 1065-1056 гг. он был папским легатом во Франции, а в 1057 г. - в Германии. Позже управлял базиликой св. Павла За Стенами. Оказывал существенное влияние на папскую политику XI в. Папа Александр II назначил его кардиналом-архидиаконом, что значит первым по достоинству после Папы духовным лицом. После смерти этого Папы Гильдебранд был избран на Апостольский Престол 22 апреля 1073 г. и принял в связи с этим рукоположение во священника и епископа.
Григорий VII предпринял глубокую реформу Церкви, стремясь обеспечить её независимость от светской власти. С самого начала своего понтификата принялся за приведение в порядок дел Папской области. Обновил договор с норманнами о предоставлении им в лен Южной Италии и Сицилии в обмен на поддержку вплоть до военной помощи Апостольского Престола. На территориях, оставшихся под непосредственным папским управлением, привёл в порядок церковные дела. Выступил против симонии (покупки церковных должностей), инвеституры (поставления на церковные должности, в том числе епископские, светскими властями), а также против несоблюдения целибата духовенством. В 1074 г. созвал синод в Риме, на котором было установлено, что приобретение церковной должности за деньги автоматически влекло за собой отрешение от этой должности, а женатым священникам было запрещено исполнять священнические функции. Если же кто-либо из таких священников пожелал бы воспротивиться этому постановлению, то самому церковному народу вменялось в обязанность отказать такому священнику в послушании и в каком-либо содержании. После синода Папа разослал своих легатов по всей Европе с целью огласить принятые постановления и проследить за их исполнением. На Папу посыпались обвинения, что он перешёл в манихейство и выступает против супружества; на него даже стали появляться карикатуры. Поддержал Папу только король Англии Вильгельм Завоеватель, и заслужил за это прозвище «жемчужины монархов».
В 1075 г. Папа созвал в Риме второй синод, на котором были оглашены декреты относительно светских властей, направленные против инвеституры. С этого момента запрещалось под угрозой отлучения от Церкви принимать от светских властей церковные должности, все же прежние подобные назначения синод объявлял недействительными. Этим решением Григорий VII настроил против себя светских владык. Во главе недовольных стал германский император Генрих IV. Дошло до того, что он стал публично поносить «монаха Гильдебранда», и продолжал распоряжаться церковными должностями по собственному усмотрению. На его сторону стали не только светские властители, но и те представители иерархии, которые от них получили свои должности. Император даже послал в Рим заговорщиков, которые напали на Папу во время совершения им рождественской литургии, вывели его из храма, ранили и собирались убить, но Папу спас народ, который бросился на заговорщиков, и тем пришлось спасаться бегством. Император созвал контрсинод в Германии и заставил епископов отказать Папе в повиновении. Об этом император направил Папе крайне оскорбительное послание.
В ответ на эти события Папа на Римском синоде в январе 1076 г. отлучил Генриха IV от Церкви. Это возымело последствия. Многие иерархи Церкви заявили о своём послушании Папе и просили его о снятии с них церковных кар. Многие светские князья также выступили против императора. Генрих, видя, что проиграл, проявил покорность и отправился в Италию, чтобы успеть оправдаться перед Папой до начала сейма в Аугсбурге, на котором предполагалось его низложение. На сейм было приглашён и Папа, он уже выехал туда из Рима и по пути остановился в замке Каносса, принадлежавшем его стороннице Матильде Тосканской. Сюда же прибыл и Генрих, однако Папа, не испытывая к нему доверия, отказался его принять. Тогда император три дня подряд, в зимнюю стужу, в покаянных одеждах простоял у ворот замка, выражая полную покорность и смирение. Уступив просьбам Матильды и аббата Клюни Гугона, который был его крёстным отцом, св. Григорий снял с императора отлучение.
Но конфликт на этом не закончился. В 1084 г. Генрих, собравшись с силами, решил отомстить Папе, захватил Рим и посадил там антипапу Климента III. Папа укрылся в замке св. Ангела. Некоторое время спустя на помощь Папе пришли норманны и прогнали германского императора и антипапу. Однако помощники повели себя как захватчики и жестоко разграбили Рим. Это вызвало такое яростное сопротивление римского народа, что норманнам пришлось оставить Рим, а вместе с ними пришлось покинуть город и Папе, поскольку народ был возмущён тем, каких он призвал «защитников». Григорий VII сперва направился в Монте-Кассино, затем в Беневент, и наконец в Салерно, где его встретили с рукоплесканиями. Под конец того же года созвал в Салерно синод, на котором повторно отлучил императора Генриха и поставленного им антипапу Вильберта.
Измождённый трудами, Папа скончался в Салерно 25 мая 1085 г. На смертном ложе произнёс слова, которые поместили на кафедре при алтаре, где он покоится: «Я возлюбил справедливость и возненавидел неправду, и потому умираю в изгнании».
Папа Григорий XIII (1572-1585) вписал имя Григория VII в Римский Мартиролог. Папа Павел V в 1606 г. официально причислил его к лику святых. Папа Бенедикт XIII в 1728 г. распространил его почитание на всю Церковь. В 1961 г. гроб с мощами св. Григория доставляли в Рим в особом вагоне-часовне, чтобы Вечный Город мог воздать им честь, а затем их снова вернули в Салерно.
В иконографии Григорий VII изображается в папском облачении, часто в тиаре. Его атрибуты: голубь, книга, слёзы (из-за перенесённых испытаний), образ Матери Божией, Которой он оказывал особое почитание.
Из послания св. Григория VII, Папы
Церковь свободная, чистая, католическая
Просим и заклинаем в Господе Иисусе, Который искупил нас Своею смертью, чтобы вы старательно уразумели, почему и как мы терпим испытания и преследования от врагов христианской религии.
Ибо с тех пор, как, промыслом Божьим, Матерь наша Церковь возвела меня, недостойного, на Апостольский Престол, чего, Бог мне свидетель, я вовсе не желал, изо всех сил я старался, чтобы святая Церковь, Возлюбленная Божия, наша Госпожа и Матерь, обретя подобающую ей славу, навсегда оставалась свободной, чистой, католической. Но поскольку это не нравилось извечному врагу, он, дабы воспротивиться нашим предприятиям, направил против нас своих служителей, и причинил нам, а ещё более Апостольскому Престолу, столько зла, сколько не осмеливался причинять со времени Константина. Однако нет ничего удивительного в том, что чем больше уходит времени, тем сильнее он старается уничтожить христианскую религию.
И потому теперь, братья, слушайте внимательно то, что я скажу вам. Кто только на целом свете носит имя христианина и поистине знает христианскую веру, тот верует и признаёт, что Пётр, князь Апостолов, является отцом всех христиан, первым после Христа пастырем, а святая Римская Церковь является Матерью и Наставницей всех Церквей.
Итак, если вы веруете и признаёте это, прошу вас и повелеваю, я, ваш смиренный брат и негодный учитель, ради милости Бога всемогущего придите на помощь и поддержите тех, которых назвал я вашим отцом и матерью, если желаете получить через них отпущение всех ваших грехов, а также благословение и благодать как в этом свете, так и в будущем.
Бог всемогущий, от Которого исходит всякое благо, до освещает непрестанно ваш разум и да обогащает вас любовью к Себе и ближнему, чтобы вы своей всецелой преданностью сделали своими должниками вашего отца и матерь и пребывали в нерушимом единстве с ними.
Даруй Церкви Твоей, просим, Господи, крепости дух и ревность о правде,
которыми блаженного Папу Григория Ты одарить соизволил,
да, отвергнув нечестие, в праведном свободно подвизается.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.
Источник