К 1917 году в России самым многочисленным сословием было крестьянство - более 80% от общего населения. На его плечах лежало материальное благополучие страны, и крестьянин был не просто основой государства - он был хранителем русской народной культуры.
В основе уклада жизни лежал церковный календарь с его постами и праздниками, а также обычаи предков, которые сохранились в древних орнаментах росписей и вышивки на предметах быта и костюма, формах и этимологии названий головных уборов, обрядах, песенной культуре. В них отражены важнейшие аспекты национального менталитета и понимания красоты.
В первом зале Илья Сергеевич Глазунов воссоздал интерьер северной избы с настоящей, сложенной по традициям русской печью. Шкаф с заборкой, старинный опечек с изображенным на нем львом, резные оконные наличники - все это когда-то было частью крестьянских домов Вологодской и Олонецкой губерний. Здесь можно также увидеть медную и деревянную посуду, домашнюю утварь, а на стенах - увеличенные со стеклянных негативов В.М. Шульца изображения северных деревень и сцен из крестьянской жизни. Эти уникальные негативы были приобретены И.С. Глазуновым в 1990-х годах и до этого нигде публиковались.
Деревенские макеты.
Коллекция прялок. Каждая с уникальным рисунком.
Тоже вроде что-то к пряже имеет отношение, но я забыла, как это называется.
В залах экспонируется большая коллекция ситценабивных и шелковых платков и шалей из собрания Ильи Глазунова - в фондах галереи их насчитывается более пятисот. Некоторые платки отображали памятные исторические события, важные моменты русской истории. На протяжении всего XIX века именно русским ситцем был заполнен весь мир: Россия к концу столетия потеснила на рынках Средней Азии «законодательницу мод» в производстве набивных тканей - Англию.
Многообразие резных и расписных прялок, вышитых и тканых полотенец, сундуков, саней, ларцов, колокольчиков, самоваров, лубков создает полную картину мира народного искусства XVII - начала XX века. Как особое явление культуры народное искусство отражало потребность украшать быт и труд. Сейчас многие предметы, которыми когда-то пользовались наши предки, являются ценными экспонатами музея.
Резной фронтон избы.
Предметы быта.
Рукавицы.
Богатейшее собрание народного костюма двадцати губерний России отражает всю красоту и мощь русского народа, его неисчерпаемую творческую фантазию и мастерство. До революции 1917 года на севере крестьянки одевались в шелковые сарафаны, парчовые душегреи, богато отделанные рубахи, расшитые золотными нитями венцы, кокошники, сборники, на юге - в украшенные вышивкой шерстяные понёвы, завески, фартуки, рубахи и многосоставные кички и сороки. Это составляло праздничный женский наряд в течение многих столетий. Его берегли и передавали по наследству. В каждой губернии, уезде, а нередко даже селе были свой костюм и традиции.
Создавая третий этаж Музея сословий России, Илья Глазунов продумал художественное решение каждого зала: от резных деревянных ворот до русских пейзажей. После императора Александра II, устроившего Этнографическую выставку в московском Манеже в 1867 году, Илья Сергеевич впервые задумал показать великолепие крестьянского костюма на манекенах, созданных индивидуально для каждого наряда по его эскизам художниками Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Яркие образы этих крестьянок на фоне русских просторов, переносят нас в прошлое народной культуры России, которая создавалась веками. Нас отделяет всего 100 лет от этого удивительного мира, навсегда исчезнувшего, как овеянный легендами сказочный град Китеж, сокрытый в водах озера Светлояр…
Информация с
официального сайта музея. Продолжение следует...