Недавно читала очередную книгу про значение Фатимских явлений Богородицы для России, и там был поставлен интересный вопрос. Богородица являет Свое присутствие среди нас и у католиков, и у православных, но делает это по-разному. У католиков явления обычно были физическими, а у православных обычно являются иконы. Интересно, почему так? Меня тоже
(
Read more... )
Это не так :)
И католики почитают многие чудотворные иконы Божией Матери - как собственно западные (как римская икона "Спасение народа римского", лат. "Salus Populi Romani", как астурийская икона, называемая в Испании "Богоматерью битв", исп. "Virgen de las Batallas", а на Востоке так и именуемая Испанской), так и изначально восточные (восточная "Путеводительница", "Одигитрия", в Риме почитается как "Богоматерь пути", ит. "Santa Maria della Strada"). Даже "Страстная", о которой Вы сейчас вспоминали, восходит к оригиналу, который находится в Риме, в храме Сан-Альфонсо, и на Западе обычно именуемая "Матерь Божия Неустанной Помощи". Праздник ей на Западе 27 июня - в годовщину её коронации в храме Сан-Альфонсо по распоряжению Папы Пия IX.
И у православных известны множественные явления Божией Матери. Некоторые даже внесены в церковный календарь - явление св. Иову Анзерскому (18 июня / 1 июля) или последнее, 12-е явление св. Серафиму Саровскому (25 ноября / 8 декабря). Некоторые явления (как упомянутое явление св. Сергию Радонежскому) внесены и в литургический календарь - в Троице-Сергиевой Лавре 24 августа / 6 сентября совершается особая служба в честь этого явления. Известны и явления Божей Матери тем христианам, которые к лику святых не причислены - явление Божией Матери пастухам на Почаевской горе в 1241 году (календарное воспоминание 11 (24) апреля), явление четырём детям в Архангельске в 1919 году (21 июля / 3 августа).
Просто сказываются акценты в традиционной культуре почитания Богоматери. С одной стороны, даже почитая явления, восточные христиане склонны их изображать, и именно в виде икон. В Псково-Печерском монастыре икона явления Божией Матери св. Серафиму Саровскому прославилась чудесами. В Москве копия с этой иконы есть в храме святых Новомучеников в Строгино. Почаевское явление, во время которого Божия Матерь наступила на камень и оставила на нём отпечаток Своей стопы, привело к появлению почитания "стопы Богоматери", но опять-таки в виде икон - либо изображение Стопы дописывалось снизу к изображению Почаевской иконы Божией Матери, либо делалось отдельно, но опять-таки в виде иконографического изображения Стопы. В 1950 году русский иконописец-эмигрант Георгий Морозов создал иконы (очень красивые!) явлений Божией Матери в Лурде и в Фатиме. С другой стороны, католики зачастую вспоминают не явление как таковое, а его аспекты или последствия - явления в Лурде были связаны с учением о Непорочном Зачатии, а явление в Париже св. Екатерине Лабурэ привело к появлению "чудотворного медальона", который в наше время частенько цепляют на розарий. Не все с ходу вспомнят, что в основе празднования Богоматери Снежной лежит не эпитет Божией Матери, я её явление и последовавшее за ним чудо.
Да, восточное почитание чаще ассоциируется с "явлёнными" иконами. Но это сплошь и рядом не чудесное явление иконы как таковой (хотя, конечно, были и такие - явление Казанской иконы, 8 (21) июля), а явление силы Божией - совершение выдающегося, знакового чуда от этой иконы. Таким было, например, исцеление в 1688 году от иконы "Всех скорбящих радость" в храме на Большой Ордынке сестры тогдашнего Патриарха. А сама икона мало того что старше, так ещё и иконография её восходит к польским образцам. А вот в Сарагосской архиепархии, например, есть два разных праздника - один в честь явления Божией Матери св. апостолу Иакову Старшему "на колонне" (2 января), а второе - в честь образа (статуи) Божией Матери, который был создан на основе этого явления (12 октября). Так что и на Западе всё не вполне линейно :)
Reply
Leave a comment