Буддизм
Буддийские чётки, мала (санскр. माला мала, тибет. འཕྲེང་བ་ тренгва, оба слова переводятся как гирлянда) - культовая принадлежность, инструмент для подсчёта мантр, выполненных ритуалов и поклонов. Однако в буддизме чётки играют ещё и роль предмета, в котором кодифицирована информация, связанная с основными философскими и практическими аспектами Учения Будды. Известны с III века.
По конструкции близки чёткам иных религиозных и мистических практик. Состоят из бусин нанизанных на нить, концы нитей объединяются образуя кольцо. Чётки могут завершаться дополнительной большей бусиной, которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая привеска, к ней часто прикрепляют «хвост» из нитей.
Чаще всего в буддийских чётках 108 зёрен, но могут применяться и чётки с иным числом бусин, обычно являющимися делителем 108: 54, 36, 27, 18 или 21. Чётки со 108 зёрнами часто имеют разделители-привески после 36-й и 72-й бусин (либо отличающиеся от прочих 36 и 72 бусины). Четки с 18 зернами в честь 18 архатов - учеников Будды, 21 зерно - в честь 21 формы богини Тары, 32 зерна - для отсчёта 32 достоинств или признаков Будды.
Материал
Так, например, последователями тибетской ветви буддизма считается, что чётки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают чётки из красного коралла и темно-синего лазурита.
Чётки из сандалового дерева, горного хрусталя и жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.
Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи - увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг. Чётки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.
Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют чётки из можжевельника, чёрного или красного дерева, кости, чёрного хрусталя, агата, чёрного коралла.
Монахи-воины нередко носят железные чётки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.
Встречаются также чётки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.
Особо ценятся последователями буддийской традиции Ваджраяны («Алмазной» или Тайной Колесницы) чётки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких чёток идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие чётки - большая редкость, то чаще встречаются просто костяные чётки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа.
Символика
Количество бусин
Классическое количество бусин в буддийских четках равно 108. Однако, встречаются чётки и с другим количеством бусин. В любом случае - число бусин кодифицирует определенные положения Учения. Так, например, 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:
желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6);
по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3);
к объектам внутренним и объектам внешним (2);
три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3).
Отсюда - канонические числа буддизма: 6х3 = 18; 18x2 = 36; 36х3 = 108.
12 созвездий зодиакального круга (эклиптики)х 9 планет = 108. Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта - наиболее распространённая. Чётки делятся дополнительной большой бусиной (109-й), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус - Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы.
«Хвост»
Из цилиндрической бусины выходит «хвост» из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы. Так, например, чёрный цвет может означать принятие мирских обетов (санскр.: упасака, тиб.: генен), красный цвет - начальные монашеские обеты, послушник (санскр.: шраманера, тиб.: гецул), жёлтый - полные обеты монашества (санскр.: бхикшу, тиб.: гелонг). «Хвост» может быть двойной - в этом случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг, а вторая - Практику Мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности - шаматхи и Прозрения - випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины - символизирует их единство-недвойственность.
Чётки, используемые адептами Ваджраяны, зачастую гораздо сложнее и по своей символике и по процессу изготовления. Часто такие чётки играют ещё и роль своеобразного опознавательного знака для посвященных, указывая на уровень и тип духовной практики хозяина четок.
В дополнение к общей символике классических четок, ваджраянские чётки, особенно у посвященных в практики гневных йидамов, часто выполняются в форме черепов, что символизирует бренность этого мира или Практику бренности. В форме черепов могут быть как все бусины, так и только разделительные - 36-я, 72-я и 109-я. Может быть выполнена в форме тройного черепа и одна только большая, 109-я, бусина. В этих случаях три черепа обозначают ещё и три главных омрачения-"яда" сознания: страсть, злобу и неведенье.
Основание четок (в районе «хвоста» или вместо него) часто украшается одним из тантрических символов из железа, бронзы, серебра или золота. По этому символу можно примерно определить тип тантр, которые практикует владелец четок. Наиболее часто в качестве такого символа встречается ваджра, как общий символ Ваджраяны или дхармачакра - как символ Учения Будды вообще. Гридуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения) и посвященные в практики гневных йидамов; металлическое зеркало - практики системы Дзогчен; пурбу - посвящённые в практики йидама Ваджракилайи и т. д.
Нанизываются ваджраянские чётки на шнур, сплетенный из пяти разноцветных нитей: белого, синего, жёлтого, красного и зелёного цветов. Эти нити символизируют пять аспектов Просветления, выраженных фигурами пяти Пробуждённых-Татхагат: Вайрочаной, Акшобхьей, Ратнасамбхавой, Амитабхой и Амогхасиддхи. Во время плетения шнура читаются слоги-биджи и производится специальная визуализация этих Татхагат. Считается что таким образом шнур заряжается их энергией. Пять нитей могут быть связаны и с практикой-мандалом того или иного йидама - в этом случае, соответственно, меняются мантры и визуализации. Иногда шнур состоит из 9-ти нитей - в этом случае они символизируют йидама Ваджрадхару и восемь главных бодхисаттв.
Кроме центрального «хвоста» ваджраянские чётки могут иметь ещё два, после 36-й и 72-й бусин (в этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих «хвостов» продевается через пять мелких бусин или дисков. Два «хвоста» символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости, а мелкие бусины - десять Совершенств-парамит, первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять - к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный «хвост».
После изготовления чётки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путём проведения особого обряда. Такие чётки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти чётки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если чётки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же - сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои чётки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.
Чётки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто чётки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.
Тантрический буддизм
В тантрическом буддизме часто используют чётки из костей яка или человека, но это не является обязательным. Как правило, чётки делаются из различных пород дерева или камней. Традиционное количество бусин в чётках - 108. В буддизме чётки используются для подсчёта количества произнесённых мантр. При этом каждая бусина чёток используется дважды: в первый раз, когда практикующий произносит полный круг мантр - 108, во второй, когда количество начитанных мантр превышает 1000, то есть 10 раз по 108. В этом случае специальный счётчик передвигается на одну бусину вперёд относительно центрального звена чёток - «ступы». Часто этот счётчик состоит из десяти элементов, которые передвигаются подобно чёткам, что облегчает подсчёт сотен. Для каждой практики в буддизме есть определённое рекомендованное число повторений мантр, которое является минимальным для достижения опыта духовной реализации данной практики.
Для тантрического буддизма также свойственны чётки с девятнадцатью зёрнами в форме человеческих черепов.
Индуизм
Джа́па-ма́ла (санскр. जप माला - «гирлянда джапы») - чётки, используемые в духовных практиках индуизма. Джапа-мала обычно состоит из 108 зёрен. В вайшнавизме используются малы из дерева туласи, в шиваизме - из семян рудракши.
Джапа-мала из дерева туласи.
Чётки из священного дерева туласи, используемые в вайшнавизме, традиционно имеют не гладкую, а грубо вырезанную поверхность, однако многие четки имеют хорошо обработанную поверхность. Бусины разные по диаметру и размещены на нити по убыванию величины. Каждая бусина перевязывается узлами, так что даже при разрыве чёток, бусины не будут утеряны. Отсчёт начинается от большой бусины и заканчивается на самой маленькой, после чего мала разворачивается по часовой стрелке и следующий круг идёт в сторону увеличения бусин. В бенгальском вайшнавизме и некоторых других традициях кришнаизма, 108 бусин символизируют 108 гопи, большая бусина с хвостиком символизирует Радху-Кришну. «Переступать» через эту бусину считается непочтительным. Также разворот символизирует разрыв колеса сансары, в то время как «переход» через бусину Радхи-Кришны и дальнейшее чтение по кругу без разворота означает продолжение движения по накатанной: рождение, взросление, болезни, смерть и т. д. Восемь первых бусин отделяются от девятой меткой, как правило это короткая нить, веревочка или ленточка с концами 1-3 сантиметра, символизирующая 8 главных гопи (ашта-сакхи). Чётки носят в мешочке с отверстием для указательного пальца. Повторяют мантру (имена Кришны) на чётках только правой рукой. Чётки должны содержаться в чистоте.
Четки из плодов рудракши.
В шиваизме рудракша-мала представляет собой чётки из рудракши и имеет, как правило, 108 бусин. Четки различаются по количеству «ликов» рудракши. Также имеет значение, какой вид рудракш был использован. Существует особый вид четок, который называется махамала, в этих четках 14 бусин различных рудракш (начиная от одноликой рудракши и заканчивая четырнадцатиликой. Такие четки считаются очень редкими и ценными. Согласно шиваистским канонам, рудракша приносит большие блага, тем более четки из неё, в «Шива-пуране» сказано: «Человек, носящий рудракшу с любым количеством ликов становится равным мне» (Шиве). Однако, существует целый свод правил, что надо и чего нельзя делать с рудракшой. Например, с рудракшей нельзя ходить в туалет или в ванную, нельзя её трогать грязными руками, нельзя, чтобы она касалась пола, нельзя её касаться указательным пальцем, с ней надо обращаться, как с божеством.
Ислам
Субха (араб. سبحة), мисбаха (مسبحة), тасбих (тесбих, تسبيح) - чётки, применяемые в исламе. Используются в мусульманской среде практически повсеместно для облегчения счёта при совершении зикра, восхваления Аллаха, дополнительных молитв к намазу.
Наиболее часто используют чётки с 99 зёрнами (по числу имён Аллаха).
Согласно одному из хадисов Мухаммед, увидев, как некая женщина пользуется счётными камнями или финиковыми косточками, учил её говорить «Свят Аллах столько раз, сколько созданий в небесах, свят Аллах, столько раз, сколько созданий на земле, свят Аллах столько раз, сколько созданий между ними». То, что Мухаммед не запретил пользоваться счётным приспособлением комментаторы считают аргументом в пользу возможности пользоваться чётками. У Абу ад-Дарды был мешочек со счётными косточками для совершения тасбиха. По преданию Абд ар-Рахман ибн Сахр (Абу Хурейра) использовал в качестве чёток верёвку с тысячами узлов. Хасан аль-Басри использовал чётки.
…Я пользовался ими (чётками) в начале своего пути и не хочу оставлять их в конце, мне нравится упоминать Аллаха сердцем, языком и руками…
Шейх уль-Ислам ибн Хаджар аль-Хайтими, рассматривая вопрос о правомерности использования шёлка, допускал изготовление из него нитей для чёток.
Чётки часто называют «плёткой для сатаны».
Основными аргументами против использования чёток считают их заимствование из других религий и неиспользование их Мухаммедом.
Мусульманские четки из 33 бусин.
Мусульманские чётки обычно насчитывают 99 (по числу имён Аллаха), 33 или 11 бусин и привеску. Традиционные мусульманские чётки состоят из одиннадцати шариков, затем - перемычка (овальное зерно, плоский кружок) и далее опять та же последовательность до установленного количества шариков. Это исходит из того, что мусульманская молитва состоит из одиннадцати частей:
1. Намерение молитвы
2. Стояние на ногах
3. Произнесение слов «Аллах велик» (Аллаху Акбар)
4. Коленопреклонение
5. Падение ниц
6. Произнесение молитвы
7. Повторение имени Бога
8. Произнесение Шахады (свидетельства) «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк Его»
9. Приветствие
10. Произнесение разных имён Аллаха (до 99-ти имён)
11. Непрерывное повторение хором общепроизносимых частей молитвы вслед за имамом.
Чётки в бахаизме
В бахаи используют чётки с 95 зёрнами для обязательного ежедневного 95-кратного повторения Великого Имени. Также возможны чётки с 19 зёрнами по кругу и пятью на свободном конце для счёта 95 как пяти раз по 19.
Чётки в сикхизме
В ритуальной практике сикхов используются чётки с 27, 54 или 108 камнями.
Чётки в неоязычестве
По аналогии с христианством, чётки применяются и в основных течениях неоязычества - викканстве, асатру, родноверии. Устоявшихся традиций, определяющих количество зёрен и их чередование, не имеется, поэтому каждый умелец может изготовить чётки самостоятельно, вложив в них собственный религиозно-мистический опыт и его толкование.
Чётки со славянским амулетом лунницей.
Продолжение следует...