Выставка "Страсти Христовы" в музее Андрея Рублева

Feb 14, 2023 02:18

Эта выставка в отличие от предыдущей платная, но очень советую брать экскурсию. Я узнала много нового. Всего один зал, но многие экспонаты уникальны.



Мозаика "Спаситель в терновом венце", вторая половина 19 века, Санкт-Петербург.



Омовение ног апостолам. Псков, 1520-е-1530-е годы.



Тайная вечеря. 1680-е годы.



Поцелуй Иуды. Вторая четверть 19 века, иконописная мастерская Николаевской Берлюковской пустыни.



Моление о Чаше. Конец 19-начало 20 века, Палестина. Резьба по перламутру. Очень тонкая работа - материал ужасно капризный. Такие святыни привозили паломники со Святой Земли.



А это более сложная работа - Тайная вечеря с праздниками и евангельскими сценами. Последняя треть 19 века, Палестина. Резьба по перламутру. Такие вещи стоили в разы дороже и были по карману только состоятельным людям.



Омовение ног апостолам. 1680-е годы.



Моление о Чаше. 1680-е годы.



Моление о Чаше. Конец 1680-х-начало 1690-х годов.



Христос перед Каиафой. Около 1694 года.



Бичевание Христа. Конец 1680-х-начало 1690-х годов.



Коронование тернием. Около 1694 года.



Христос перед народом. Около 1694 года.



Несение креста. Около 1694 года.



Поцелуй Иуды (Взятие Христа под стражу) Середина-третья четверть 18 века, Север.



Христос перед Каиафой. Конец 17 века, Москва.



Суд иудеев над Христом (Истинное начертание беззаконного суда на Христа), первая треть 19 века, Ветка. Очень интересный образ. Я таких раньше не видела. А суд действительно был беззаконным, так как было нарушено множество правил. Например, синедрион не должен был собираться ночью, а уж тем более в великий праздник. Нужны были полностью совпадающие показания заслуживающих доверия свидетелей. Ничего этого не было. И все было решено заранее по сути.



Несение креста. Конец 17 века, Москва.



Христос перед Пилатом. Последняя треть 18 в., Поволжье.



Поругание Христа, начало 18 века, Север.



Умовение рук Пилатом, начало 19 века, Центральная Россия.



Совлечение риз со Христа. Начало 18 века, Тверская провинция.



Крестный путь, середина 19 века, Владимирские иконописные села. Можно как по книге прочитать события.



Бичевание Христа, вторая четверть - середина 18 века, Вологда или Великий Устюг.



Пригвождение ко кресту. Середина 18 века, Вологда или Великий Устюг.



Христос в темнице (Спас Полуношный), начало 19 века. Дерево, резьба, масло. Заказано, скорее всего, для домашней часовни.



Несение Креста (Спас Беленький), Последняя треть 19 века, иконописная мастерская Спасо-Влахерского монастыря. Оригинал - барельеф. А иконы - это его списки. Отсюда такой цвет.



Поклонный крест. Распятие. Резьба по белому камню, конец 15 в. - начало 16 в.



На обратной стороне святой Николай Чудотворец и два неизвестных святых. Плохо сохранился - дефект в районе головы святого Николая.



Богоматерь Ахтырская с орудиями страстей.



Крест-распятие с избранными праздниками и святыми. Конец 18 в. - начало 19 в., Поморье. Медный сплав, литье, эмаль.



Такие кресты были популярны у старообрядцев - по сути это переносная церковь. А они были вынуждены часто передвигаться с места на место.



Крест-распятие в киоте, начало 1790-х годов. Дерево, слоновая кость, бархат, резьба, окраска, золочение.



Распятие Христово, первая треть 15 в., Москва.



Распятие Христово, Фома и Василий Потаповы, Осташков, 1698 г.



Распятие Христово, середина 16 века, Ростов.



Распятие Христово, 1671 г., Иван Максимов, Москва.



Складень "Распятие Христово со страстями", 1-я половина 18 века, Ярославль.



Раскаяние св. Петра, последняя треть 18 века, Иван Кучумов, Холуй.



Распятие Христово, последняя треть 17 века, Север.



Распятие Христово с евангелистами и сценами страстей, Артемий Федоров, Москва. Год неразборчив.



Плоды страданий Христовых, середина 18 века, Центральная Россия. На Древ выросли руки - одна сечет смерть, вторая основывает Церковь, а третья открывает Небесное Царствие.



Страстная Седмица, Михаил Нестеров, 1933 г. Эта картина изображает Россию, которая молится Распятому Христу в тяжелую годину гонений. Здесь и священник, который был другом Нестерова, и простой народ, и Гоголь, и Достоевский с женой и гробиком трехлетнего сына.



Распятие Христово, 1752 год, Афанасий Стефанов Соколов, Великий Устюг. В центре Мария Магдалина.



Распятие Христово, между 1683 и 1690 годами, Тверская провинция.



Распятие Христово, 1721 г.



Спас Нерукотворный с орудиями страстей, середина 18 века, Центральная Россия. Явно под католическим влиянием написан этот образ.



Снятие с креста и положение во гроб, середина 19 века, Мстера.



Распятие Христово, первая треть 19 века, Холмогоры. Слоновая кость, резьба по кости, бархат, дерево, бумага, стекло, монтировка. Самая впечатляющая работа, по-моему. Мне она больше всех понравилась и запомнилась.



Положение во гроб, конец 17 века, Москва (Костромской мастер).



Оплакивание Христа, 1763 г, Тимофей Жирухин, Вятка.



Крест-распятие со страстями, начала 19 века, Палех.



Обратная сторона.



Распятие Христово, конец 17 века - начало 18 века, Великий Устюг. Дерево, резьба.



Распятие Христово с праздниками (Святая Голгофа), 1888 г., Иерусалим.



Жены-мироносицы у Гроба Господня, вторая четверть - середина 18 в., Костромская провинция.



Распятие Христово, вторая половина 19 века. Перламутр, резьба, тушь.



Распятие Христово, 1885 г., Иван Погорелов, Киев. Дерево, бархат, резьба.



Распятие Христово, иконный образец 1800 г. Федор Михеев Архиповский, Романов-Борисоглебск.



Крест-распятие с избранными праздниками и святыми. Первая половина 19 века, Москва. Медный сплав, литье, эмаль, золочение.



Страсти Христовы, створки складня-кузова, середина - третья четверть 17 в., Ярославль.



Опечатывание Гроба Господня, 1911 г., Москва.



Складень "Голгофский крест (Распятие Христово) с праздниками, страстями, деисусом и святителем Николаем Чудотворцем, конец 17 века.



Распятие Христово со Страстями, середина 18 века, Поволжье. У подножья креста изображен череп Адама, который по преданию погребен был как раз на Голгофе. Кровь, стекая с креста, омывала его грех в буквальном смысле.



Христос перед Пилатом, Христос перед народом, первая половина 18 века, Центральная Россия.



Бонус - Рождественская елка все еще горит на территории монастыря.



И вообще там все будто изнутри светится.

Москва, иконы, святыни, искусство, византийская традиция, история, живопись, Спасо-Андроников монастырь, религия, выставки

Previous post Next post
Up