На Зубовском бульваре до 12 февраля работает бесплатная выставка ледяных скульптур "Неуходящая Москва". Выставка «Неуходящая Москва» во дворе Музея Москвы является частью проекта «Снег и лед», восстанавливающего утраченные в прошлые века памятники архитектуры в виде ледяных макетов. Совсем маленькая, но милая выставка. Там малолюдно и достаточно пятнадцати минут на осмотр.
Я только вчера разобрала елку. Так что приятно встретить кусочек Нового года.
Булат Окуджава. Пластины как будто стеклянные. Даже не верится, что это лед.
Иван Забелин. Я правильно сделала, что дождалась вечера - с подсветкой красивее.
Станиславский.
Гиляровский.
Про Петра Великого и Новый год 1 января.
Здесь же каток.
Его почти не видно - он маленький совсем, но вроде бы бесплатный, если не считать проката.
Алексеевская башня Белого города.
В 1586 году москвичи приступили к строительству новых оборонительных укреплений вокруг Белого города. Работы по возведению 10-километровых кирпичных стен на белокаменном основании, завершившиеся в начале
1590-х годов, возглавлял зодчий Федор Конь. Алексеевская башня, ставшая одной из 28 башен крепостной стены, располагалась в месте впадения ручья Черторыя в Москву-реку, на современной территории храма Христа Спасителя, и возвышалась над городом в XVI-XVII веках.
Согласно исторической реконструкции Аполлинария Васнецова, башня была увенчана семью шатрами - отсюда ее второе название Семиверхая. Разобрали башню в середине XVIII века в связи с обветшанием.
Всехсвятский каменный мост.
Это первый мост через Москву-реку - его построили при Петре I в 1692 году. Одна его опора стояла недалеко от нынешнего Дома на набережной, а второй он уходил в стену Белого города - через проездные ворота с моста можно было проехать туда, где сейчас располагаются Дом Пашкова и Моховая улица.
Длина моста составляла 170 метров, а ширина - 22 метра. На строительство потратили огромные деньги, в народе даже появилась поговорка: «Дороже Каменного моста». Очень быстро на Всехсвятском, как и на других мостах тогдашней Москвы, началась бойкая торговля: здесь продавали одежду, ткани, вино, табак и многое другое.
Просуществовал мост до середины XIX века. Его опоры разрушались в том числе из-за работы плотины и водяных мельниц. Мост неоднократно ремонтировали, но в итоге все же решили снести. Неофициальное название - Большой Каменный мост - перешло по наследству к новому мосту, построенному на его месте, несмотря на то что тот был уже из металла. Второй мост тоже снесли в связи со строительством канала имени Москвы. Только в 1938-м немного ниже по течению Москвы-реки возвели Большой Каменный мост, который мы знаем.
Красные ворота.
Там, где сейчас находится станция метро «Красные Ворота», в 1709 году возвели триумфальную арку в честь возвращения русских войск после Полтавской битвы. Именно через нее входил в Москву Петр I. Сооружение в стиле барокко так понравилось москвичам, что они окрестили его Красными воротами. Постепенно народное название стало официальным.
Во дворе Музея Москвы воссоздали вторую версию Красных ворот: первые сгорели в пожаре 1748 года, новые на их месте появились в 1757-м. Белокаменная постройка в основном сохранила архитектурный облик старых ворот, ее украсили лепниной и росписью. Венчала новые Красные ворота бронзовая фигура трубящего ангела.
Китайгородская стена.
В 1535-1538 годах, во времена правления Елены Глинской, к Кремлевской стене с востока пристроили еще одну мощную кирпичную стену с четырехъярусными башнями, проездными воротами и рвом. Новая стена служила обороне от набегов крымских татар.
К Китаю стена не имела никакого отношения. Ту часть, которую сейчас занимает район Китай-города, когда-то защищал земляной вал. Многие из укреплений на нем представляли из себя перевязи из жердей, собранные в гигантские квадраты, обмазанные глиной, забитые белым камнем. Такой тип укрепления называли словом «кита» - отсюда и название.
Китайгородская стена просуществовала до 1930-х годов, однако постепенно разбирать ее начали еще в 1920-х, чтобы создавать новые проезды. Решение окончательно снести постройку аргументировали необходимостью строительства метро.
Однако сейчас мы можем увидеть два сохранившихся фрагмента Китайгородской стены: один - на Театральной площади за гостиницей «Метрополь», второй - в парке «Зарядье».
Сухарева башня.
Сухареву башню, пожалуй, можно назвать самой загадочной и мистической постройкой прошлого. Она появилась в 1695 году на пересечении современных Садового кольца, Сретенки и проспекта Мира. Ходили слухи, что именно там скрывается знаменитая библиотека Ивана Грозного, а генерал-фельдмаршал Яков Брюс, близкий друг Петра I, проживавший в одной из ее палат, - настоящий колдун. Суеверные москвичи уверяли, что Брюс может повелевать бесами и стихиями, держит в качестве домашнего питомца железную птицу с головой человека. В действительности в биографии Брюса не было ничего мистического: он был выдающимся ученым, а в башне он основал одну из первых в России обсерваторий, а также две школы - математических и навигацких наук.
В 1715 году московская контора Адмиралтейской коллегии начала использовать башню как склад продуктов и материалов для Балтийского флота. В 1800-х башня стала водонапорной: здесь построили резервуары, куда поступала вода из Мытищинского водопровода. После строительства Крестовских водонапорных башен вода в Сухареву башню уже не подавалась, резервуары разобрали. В 1926-м сюда переехал Московский коммунальный музей, но провел здесь всего несколько лет.
В 1931 году башню решили снести - она мешала дорожному движению. Но история города до сих пор хранит легенды о ней.
Крестовские водонапорные башни.
В начала Ярославского шоссе на Крестовской заставе в 1892 году построили 40-метровые Крестовские водонапорные башни - во время реконструкции Мытищинского водопровода. В верхнем ярусе располагались огромные резервуары, в которые из Мытищинского гидроузла набиралась вода.
Башни имели не только практическую функцию - постройки, выполненные в неорусском стиле и соединенные ажурным мостиком, были украшением города.
В 1896-м в одной из них создали Музей московского городского хозяйства, позже переименованный в Московский коммунальный музей (предтеча современного Музея Москвы). В 1939 году башнями пришлось пожертвовать ради Ярославского шоссе - их снесли, чтобы они не мешали расширять дорогу.
Информация с сайта
Мос.ру.
Жаль елок, льда и прочих атрибутов моего любимого сезона года, но есть и светлая сторона - скоро весна, а с ней и новые радости.