Слуга Таинства
С самых древних времен священника воспринимали как посредника между Богом и человеком. Одна из причин такого отношения, несомненно, коренится в общей для всего человечества традиции и связана с грехопадением первых людей. Христос установил священство, чтобы все поколения до конца времен могли пользоваться плодами Его искупления. Священники - это Его наместники, которые Его именем совершают эти «преславные и величайшие Таинства».
Личность священника в жизни Франциска появилась с самого начала его обращения. Фома Челанский пишет, что, начав служить Богу, Франциск первым делом направился к бедному священнику при церкви св. Дамиана под Ассизи. Он приблизился к священнику и в знак почтения с глубокой верой поцеловал его освященные руки. Священником был также первый друг Франциска. Франциск безоговорочно ему верил и вручал ему собранные деньги. Со временем священник стал центром, к которому стремилась вся религиозная жизнь Франциска. «Источники» сообщают, что во всех важных случаях Франциск отправлялся к священникам. Они укрывали его от разгневанного отца, поддерживали в нем бодрость духа, тайно приносили ему пищу. Благодаря священникам Франциск открыл для себя истины веры и путь своего призвания. К священнику - Папе Римскому - он ходил также для того, чтобы получить указания насчет апостольской деятельности.
Мотивом «особых чувств», которые Франциск питал к сословию священников, была горячая любовь к Христу, присутствующему в Пресвятых Дарах. В священниках он видел Христа-Первосвященника и потому старался выражать им уважение, послушание и покорность. Вера подсказывала ему, что именно священники - единственные слуги алтаря, которые именем Божьим освящают хлеб и вино, а также ведут Божий народ на небо. Искупление было для Франциска самым важным понятием - чтобы достичь искупления, необходимо было познать Слово Божье, очиститься от грехов и принять Тело Христово. Этого нельзя сделать без Церкви и священников, которым Христос доверил власть совершать таинство Покаяния и таинство Евхаристии. Таков искупительный замысел Бога. Потому Франциск часто напоминал братьям, что «никто не может спастись иначе, как только через святые слова и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, каковые священники провозглашают, передают и другим уделяют. И только они могут это делать, и никто иной».
Франциск с великим почтением относился к рукам священников, которые касаются Тела Христова. Он часто говорил: «Если бы мне довелось встретить святого, сошедшего с неба, и бедного священника, я бы сначала приветствовал священника и хотел бы поцеловать ему руки. Я бы сказал: «О, подожди, святой Лаврентий, ибо руки этого человека касаются Слова жизни (1 Ин 1, 1) и наделены сверхчеловеческой властью!».
Он любил священников, ибо видел в них присутствие самого Христа, и этой любви не могла заслонить даже греховность какого-либо священника.
Следует помнить о том, что падение нравственности в то время было повсеместным. Духовенство, обмирщившееся как никогда прежде, противилось каким-либо реформам. Верные перестали доверять священникам, и только сила власти могла произвести хоть какое-то впечатление. В Италии происходили народные бунты против недостойных священников. Религиозные и общественные проблемы того времени не были чужды Франциску. Из исторических источников известно, что он всей душой стремился участвовать в делах, которыми жил город Ассизи и вся Церковь. Самобытная вера Франциска возникла на фоне той эпохи как историческая потребность, как дар, обновляющий религиозную жизнь. Франциск не поддался распространенным заблуждениям вальденсов и катаров, которые считали, что священник в состоянии греха не может совершать таинств. Напротив, видя все более частые грехи священников, Франциск не только не начал относиться к священникам с презрением, но и прощал их многочисленные проступки и упущения.
Таинство Алтаря, по мнению Франциска, это выражение любви Христа к человеку. Факт установления этого таинства указывает, что это высочайшая вершина любви Бога к человеку. Поскольку волей Сына Божьего было даровать людям свое Тело и Кровь, то разве священники не должны приступать к этому таинству с «чистым и святым намерением»? «Малая легенда» сообщает, что Франциск увещевал их, дабы они совершали Святую Мессу и произносили проповеди не ради получения земных благ, но из любви к Христу, служа не для того, чтобы нравиться людям, но как слуги Христа, от всего сердца исполняя Божью волю.
Почтение, которое Франциск оказывал священству и священникам, выражается также и в подражании Тайной Вечери. Как уже упоминалось, Фома Челанский пишет, что, «когда братья горько и безутешно плакали, святой отец велел принести хлеба. Благословил и преломил его, а затем подал по куску каждому из братьев». Тем самым он напомнил о действиях Христа, которые в то же время являются священническими действиями. Будучи до конца жизни только дьяконом, Франциск наглядно показал братьям все великолепие священства Христа.
Подводя итог размышлениям о слугах Таинства Алтаря, следует вспомнить о тех добродетелях, которыми, по мнению Франциска, должны отличаться слуги алтаря: «вера», «святость», «доброта», «рассудительность», «забота о чистоте в храмах и на алтарях», «почитание Пресвятых Даров».
Присутствие «во всех церквях мира»
Франциск был простым человеком, глубоко верящим во все то, что открыл Бог и чему учит Церковь. Он особым образом переживал таинство, в котором Бог ежедневно приходит на алтарь через посредничество священника и в котором Он присутствует в дарохранительнице под смиренным видом хлеба. Так же, как апостолы видели Его в подлинном теле, так и теперь мы видим Его в Пресвятых Дарах. Это Его живые и истинные Тело и Кровь, дарованные нам как пища бессмертия. В этом сакраментальном присутствии Франциск видит исполнение обещания, данного Христом: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28, 20). Желая выразить почтение Христу, присутствующему «во всех храмах мира», Франциск с такими словами поклонялся Пресвятым Дарам: «Поклоняемся Тебе, Господи Иисусе Христе, здесь и во всех церквях Твоих, какие есть во всём мире, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир».
«Легенда о трех товарищах» гласит, что Бог даровал Франциску и его братьям такую веру в присутствие Христа в церквях, что всегда, если они в путешествии встречали церковь или крест, даже далеко от дороги, то кланялись до земли и смиренно произносили: «Поклоняемся Тебе, Господи Иисусе Христеѕ». Ибо они верили, что находят дом Божий каждый раз, когда встречают какой-либо крест или церковь, а публичное коленопреклонение и совершение молитвы вслух было не только их личным исповеданием веры, но и апостольством ради Христа. Во время многочисленных путешествий по окрестным городам и селам они часто останавливались в церквях, чтобы поклониться Христу в Пресвятых Дарах. Они исполняли это с великой радостью и не делая исключений: независимо от того, был ли этот храм действующим или заброшенным, они кланялись и благочестиво произносили молитву, ведь они были уверены, что в этом месте присутствует Бог.
Вера Франциска в истинное присутствие Иисуса в Пресвятых Дарах выражалась еще и в желании, чтобы Пресвятые Дары хранились должным образом и с заботой о чистоте Божьего дома. Франциск очень сокрушался, что Христос, принесший Себя в жертву ради нашего спасения, зачастую позабыт и даже попираем. Он носил с собой метлу, ибо «очень страдал, если в какой-либо церкви было не так чисто, как ему хотелось».
Даже когда Франциск понял, что Господь призывает его спасать живую Церковь, он не перестал заботиться о храмах. Франциск видел в них также врата, ведущие на небо. Он охотно молился в уединении холодных пещер, но строил поблизости часовни, где священники совершали святую Мессу, братья встречались с Христом, почитали Пресвятые Дары и собирались на общую молитву.
ПРЕСВЯТЫЕ ДАРЫ
Святой Франциск почитал Пресвятые Дары как никто из святых. Даже неверующие утверждали, что евхаристический культ имел огромное значение в его религиозной жизни и в каком-то смысле стал средоточием его благочестия. «Жаром всего сердца он пылал навстречу таинству Тела Господня, до предела изумляясь этой драгоценной благодати и радостнейшей любви…»
Частое святое Причастие
По свидетельству Фомы Челанского, Франциск ежедневно, а иногда и несколько раз в день участвовал в святой Мессе и часто приступал к святому Причастию.
Евхаристическую жизнь Франциска следует рассматривать в контексте его эпохи. Культ Пресвятых Даров был тогда исключительно внешним. Он сосредотачивался, в основном, на почтительном созерцании. Как пример этого народного благочестия можно привести обряд возношения освященной Гостии, возникший в начале XIII века. «Зрительное» причащение заменяло собой таинство Причастия, и даже считалось более эффективным. В этом контексте легче понять, почему Франциск с такими усилиями и рвением брался за возрождение евхаристического культа. Он не поддавался течениям поверхностной набожности, ибо его простая вера, опирающаяся на Евангелие и на послушание Церкви, хранила его от заблуждений и ереси. Почитание Пресвятых Даров как нельзя теснее соединялось со страхом Божиим, но не отрывало Франциска от таинства Причастия, не мешало ему как можно чаще причащаться - и в этом он, несомненно, опережал свою эпоху.
«Источники» не дают информации, сколько раз в году Франциск и его братья приступали к святому Причастию. Брат Эгидий, один из первых товарищей Франциска, принимал Тело Христово каждое воскресенье и по большим праздникам. Возможно, так же поступал Франциск и другие братья? Да, скорее всего, - хотя в этом отношении Франциск всегда предоставлял братьям полную свободу. Осознавая, с какой ответственностью следует приступать к этому «Пресвятому Таинству», он не приказывал братьям во имя послушания подходить к Божьему алтарю, ибо возможность Причастия, как Франциск хорошо понимал, связана с расположением духа того, кто собирается вкусить Тело Христово. Самым горячим его желанием было, чтобы все люди принимали Тело и Кровь с чистым сердцем и через это спасались. Он не забывал напоминать братьям, чтобы те сперва обращались к священникам и исповедовались во всех грехах, и только после раскаяния и исповеди принимали Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Однако Франциск всегда напоминал слова Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6, 56).
В Средневековье исчезло понятие о святом Причастии как о плодах святой Мессы. Люди принимали Тело Христово, но не всегда осознавали, что участвуют в совместной Трапезе, которая является выражением единства с Христом, Церковью и верными. Святая Месса превратилась в форму личного благочестия. Во время Мессы верные произносили собственные молитвы, не связанные с Евхаристической литургией. А тем временем «Источники» представляют нам другой способ переживать Таинство Алтаря. Святая Месса - это не просто воспоминание об искуплении, но совершение этого искупления здесь и сейчас. Во время Мессы перед нами предстают истинное Тело и истинная Кровь, Христос живой, преславный и объединяющий общину братьев. «Источники» упоминают также о том, что Франциск настаивал, по возможности, на совместном совершении Мессы (сослужении) - ради укрепления Церкви, совместного поклонения Богу и встречи с Ним в святом Причастии. Такая практика не стала обычной во всех монастырях, но это никоим образом не умаляет интуиции святого Франциска: не будучи богословом, он уже тогда понимал смысл богословия Церкви как Мистического Тела, по апостолу Павлу, - смысл всеобщего священства верных и общинного характера Таинства Алтаря.
Почитание литургической утвари и иных литургических принадлежностей
Фома Челанский писал, что для алтаря и предметов, посвященных Богу, Франциск не жалел ничего. Еще будучи мирянином, он покупал украшения и принадлежности, необходимые для Пресвятой Жертвы, и посылал их священникам или бедным церквям. Франциск ревностно реставрировал и украшал храмы, менял старую литургическую утварь, а в случае необходимости напоминал священникам, чтобы они всегда заботились об алтаре и святых местах. Во время одного из паломничеств в Рим он заметил, сколь скромные пожертвования верные приносили на содержание церкви Св. Петра. Тогда он запустил руку в котомку и бросил на алтарь целую горсть монет. Все присутствующие удивлялись столь великой щедрости.
Брат Лев сообщает, что св. Франциск испытывал такое великое почтение к Телу и Крови Христовой, что пожелал написать в Уставе, дабы братья в тех провинциях, где они пребывают, окружали Пресвятые Дары великой и неусыпной заботой. Сестры из монастыря Св. Дамиана шили покрывала на алтарь и другие необходимые литургические полотна для тех храмов, которые не имели достаточно средств на литургические принадлежности.
Любовь Франциска к Пресвятым Дарам была столь велика, что он посвятил Им даже «Невесту, Госпожу Бедность». «Источники» рассказывают, сколь ценной представлялась Франциску бедность. Из-за бедности у него не раз возникали конфликты с собственным отцом, с жителями города Ассизи и даже с папским двором. Однако, если дело касалось Пресвятых Даров, то он готов был отказаться даже от бедности. Некогда Франциск запретил братьям принимать деньги и золото под любым предлогом, теперь же он велел им принимать и забирать с собой дорогую церковную утварь, золотые чаши, шкатулки из слоновой кости и оставлять их в тех местах, где Тело Господне хранится недолжным образом. Жертвенность и преданность Франциска не знали границ - лишь бы только Иисусу на земле было хорошо.
В то время, когда церкви находились буквально в плачевном состоянии, а люди относились к Пресвятым Дарам равнодушно, если не враждебно, и даже сами священники обмирщились, позиция Франциска казалась неслыханной. Но святой находил понимание у своих братьев. Весь орден внимал его словам, становился у дарохранительницы «во всех церквях мира» и искренне почитал непорочного Агнца. Достаточно вспомнить таких святых, как Иоанн Паренти, Бернардин Сиенский, Екатерина Болонская, Карл из Сецце, блаженная Анджела из Фолиньо. Из более поздних почитателей Евхаристии во францисканской семье чаще всего вспоминают св. Николая Пека и товарищей (ум. в 1572) - мучеников Горкумских из Голландии, а также св. Пасхалия Байлона, которого Папа Лев XIII в 1898 году провозгласил покровителем евхаристических конгрессов, общин и мероприятий.
Поклонение Пресвятым Дарам
Во времена Франциска участие народа в Таинстве Алтаря сосредотачивалось на моменте освящения хлеба и вина и постепенно перерождалось в поклонение Пресвятым Дарам. Некоторые считали, что для участия в святой Мессе достаточно присутствовать лишь на моменте Пресуществления, и, взглянув на вознесенную Гостию, выходили из храма. Поклонение Христу, присутствующему в Пресвятых Дарах, привело к тому, что Тело Господне стали выставлять во время святой Мессы, то есть возникли Мессы с выставлением Даров, а также процессии с дароносицей в праздник Тела Господня.
Франциск не упоминает об обряде вознесения святой Гостии, а если и использует оборот «видеть Тело Господне», то речь идет о видении глазами веры. Он не позволил себе увлечься новыми набожными веяниями или другими формами и стилями средневекового благочестия. У него был «свой собственный способ поклонения», свойственный его личности и темпераменту. Его впечатлительная и эмоциональная душа не умещалась в рамки строгих правил и схем. Можно смело утверждать, что Франциск обладал огромной интуицией и поэтической впечатлительностью, открытой действию Святого Духа. И это самым очевидным образом выражалось в почитании Пресвятых Даров.
Во многих местах авторы «Источников» описывают Франциска коленопреклоненного, с руками, вознесенными к небу. Его лицо отражает сосредоточенность на молитве. Именно в такой позе, предаваясь глубокому созерцанию Христа, Бедняк проводил долгие часы. Он уделял время как совместной молитве с братьями, так и личному разговору с Богом. Он охотно задерживался в церквях, где перед Пресвятыми Дарами молился по бревиарию. Самым надежным его убежищем было поклонение Христу, долгое, исполненное благочестия и кротости. Бывало, что он целую ночь пребывал в молитве перед Пресвятыми Дарами, простерев руки, вознесшись над землей и окруженный словно светящимся туманом.
Стиль евхаристического благочестия святого Франциска отличается лирической эмоциональностью, понятной как ученым людям, так и крестьянам Умбрии. То, что он так свободно и естественно вел себя перед Пресвятыми Дарами, объясняется его впечатлительной природой, но не только. Христос Франциска - это вовсе не далекий Бог, существующий в абстракции. Его Господь - это Вифлеемский Младенец, Муж скорбей, распятый на кресте, а также Тот, Кто приходит под видом Хлеба и Вина. Именно такому - бедному, смиренному и возлюбленному Христу - поклонялся Франциск. В Пресвятых Дарах он видел всю человеческую и Божественную природу Христа. Вспоминая о рождестве Божьего Сына, он веселился и пел французские песни, а когда размышлял о Страстях, то проливал горькие слезы. Глазами веры он видел и в дароносице, и в причастниках освящающее действие Того, Кто некогда ходил по дорогам Галилеи, а теперь присутствует в Святых Дарах во всех дарохранительницах мира.
х х х
Все, сказанное выше о Евхаристии, опирается на сведения, изложенные в ранних францисканских источниках. Это не богословский трактат о понимании Евхаристии. Но это не значит, что понимание Франциском таинства Евхаристии лишено какой-либо богословской ориентации. Как раз наоборот, его евхаристическая вера основана на традиционном богословии, которое вдохновлено Евангелием, учением Церкви и литургией. Однако следует помнить, что мы имеем дело с «величайшей тайной веры», а любая попытка выразить эту тайну словами несет в себе опасность чрезмерной ограниченности. Все же можно сделать некоторые обобщения и сформулировать выводы.
Евхаристию следует отнести к одной из главных тем, затронутых францисканскими авторами. Хотя «Источники» представляют собой компиляцию различных сведений о возникновении Ордена меньших братьев, из них все же можно почерпнуть учение о Евхаристии, выстроенное вокруг таинства Искупления.
Тайна Евхаристии занимает центральное место в религиозной жизни Франциска и первых францисканцев. Следуя принципам традиционного культа Евхаристии, согласного с Евангелием и учением Церкви, св. Франциск видит в таинственном присутствии Богочеловека и Его ежедневной Жертве живое средоточие благочестия, источник веры и вершину Божественного культа.
В то время как другие таинства являются словно бы инструментами Божественной жизни, Евхаристия сама по себе является полнотой благодати. В ней заключено все понятие искупления, а из индивидуального благочестия, сосредоточенного на личном контакте с Иисусом, она превращается в поклонение Богу во всех Его таинствах.
Факт установления Евхаристии и сопутствующие обстоятельства, так выразительно подчеркнутые в «Источниках», указывают, что Евхаристия является совершенным выражением и высочайшей вершиной любви.
Согласно «Источникам», Евхаристия дает благодать, необходимую для высочайшей ступени дружбы с Богом, присутствующим в Пресвятых Дарах. Полное единение совершается, конечно же, в святом Причастии, но также и в Слове Божьем, и в поклонении.
Евхаристия - это не только путь достижения личного совершенства через возрастание в любви и единение с Христом, но она также углубляет взаимосвязь всех верных. Эта истина, сформулированная уже апостолом Павлом, является предметом особого интереса францисканских авторов. А глубочайшее выражение этой истины - совместное участие в жертве святой Мессы.
Евхаристическая вера Франциска является ценным наследием не только для францисканских семей. Если в течение семи веков и было нарушено некое равновесие, то в целом эта вера не подверглась ни искажениям, ни заблуждениям. Поэтому она не требует исправлений, но требует возрождения, открытости новым перспективам и возможности дополнения современного богословия послесоборных времен.
Мирослав Подымняк OFMConv
Источник