В этом месте мне уже приходилось бывать два раза. Более 15 лет назад, когда все было разрушено и только-только кое-как начали реставрацию, а потом 5,5 лет назад, когда каталась с подругой на лыжах в Истре. После катания и чая мы отправились на Всенощное бдение в монастырь. Тогда реставрация еще не была закончена, хотя все выглядело не сравнимо с первым разом. И я была рада возможности посмотреть на приведенную в порядок святыню.
От платформы "Тушинская" доехали до "Новоиерусалимской". Это около часа занимает. а оттуда пешком по дорожке, которая так и называется "Тропа паломника". Не заблудишься. Минут двадцать идти точно.
Нужно перейти через реку Истру.
Бабушка рядышком с дедушкой.
Монастырь виден уже издалека. Жаль, что с погодой не повезло. Небо было хмурым, а потом зарядил мелкий противный дождь с порывистым ветром, который таки сломал мой любимый сувенирный зонтик.
Главный вход. Все другие ворота были закрыты, кстати, хотя их еще несколько.
Надвратная церковь.
На территории уже ни малейших признаков строительных лесов. Только красота и тишина. Не взирая на погоду, посетителей было довольно-таки много.
В монастыре есть кладбище. Довольно роскошное надгробие.
Здесь поскромнее будут. Впрочем, кладбище очень сильно пострадало от вандалов 20 века. Так что аутентичного ничего и не сохранилось особо. На плитах нет имен - только примерный возраст захоронения. Хотя во многих монастырях было принято хоронить монахов в безымянных могилах вроде как. Так что все по уставу выходит.
Паломников любезно приглашают в трапезную. Мы не ходили. Так что не знаю, что там и как.
Церковь Рождества Христова. Очень красивая снаружи. Внутрь вроде так просто не попадешь.
Церковь свв. Константина и Елены. Там еще источник есть.
Самый главный Воскресенский собор, где и воссозданы святыни Иерусалима, благодаря которым монастырь и получил название Нового Иерусалима. На клумбе буквы ХВ - Христос воскрес. Символично.
У собора очень необычный купол как снаружи, так и изнутри. Не знаю даже какие слова найти, чтобы описать, на что он похож. Рядом восстановили колокольню, которая в войну была разрушена.
Снаружи стены украшены изразцами и лепниной. И очень сдержано, со вкусом. Ничего лишнего.
Внутри, кстати, разрешается фотографировать в экскурсионное время без вспышки. Во время богослужений без разрешения не дают. Впрочем, и это очень прогрессивный шаг.
Царские врата с иконостасом просто высоченные.
Охранники вносят какой-то диссонанс. Но, наверное, не обойтись без них. Хотя их обсуждения про уровень культуры посетителей жутко раздражали. Тоже мне святые нашлись. Сложно было ходить, не дергаясь, под их пристальными взглядами.
Главный купол.
Вот такие изображения из Священной Истории встречаются на стенах.
Икона Божьей Матери.
Мне очень понравились украшения над окладом.
Камень помазания.
Возле каждой святыни стоит поясняющая табличка.
Камень с трещиной посередине, и она отнюдь не случайно не заделывается. Сколько я краем уха расслышала экскурсовода, на аутентичном камне трещину специально сделали, чтобы язычники не взяли камень для своих хозяйственных нужд. А здесь трещина появилась потом, и будто бы повторяет ту самую трещину.
Считается, что камень в Иерусалиме источает благодатное миро, потому к нему часто прикладывают крестики, иконки и прочее для освящения. Здесь тоже так принято. Я положила свой розарий.
Канун, где принято ставить свечи за упокой душ усопших рядом с иконой св. Иосифа Аримафейского, который когда-то пришел к Пилату просить отдать тело Христа для погребения. И это был мужественный поступок, так как тела распятых обычно сбрасывали куда-то и не хоронили как часть наказания.
Рядом с камнем находится подъем на Голгофу.
На втором этаже.
Макет Новоиерусалимского монастыря.
И самое главное место - Кувуклия, где находится копия Гроба Господня.
Вот в это маленькое помещение и надо войти, чтобы прикоснуться к одной из главных святынь. Нетривиальная задача. Во-первых, в выходные точно будет очередь, во-вторых с сумками не пускают, и их надо оставлять у входа. Так что лучше не брать с собой ничего ценного или ехать с кем-то, чтобы один стерег, пока второй молится внутри. Охрана есть, но разве они будут запоминать, где чья сумка из сваленных у входа? В-третьих, придется пригибаться, чтобы войти в ангельский придел, а уж чтобы войти в Гроб вообще на колени лучше встать - двери низкие. Наверняка это специально сделано. Очень необычное ощущение. Внутри я не фотографировала - тесно плюс во время молитвы как-то не до того. Вряд ли мне выпадет когда-то отправиться в Иерусалим, так что значение этого паломничества сложно переоценить.
Купол ротонды над кувуклией.
Изображение Святой Троицы.
Можно походить по галерее за кувуклией. Здесь очень похоже на нашу монстрациюдля Святых Даров. И Чаша в тему.
В проемы все равно хоть немного, но видно главную святыню.
Крест и захоронение 18 века.
Если я верно поняла, то за этими дверями находятся захоронения.
Над дверями везде разный декор.
И в украшениях свой символизм.
Один из боковых приделов.
А еще можно подняться на гелерию и обойти вокруг всего монастыря. Обзор с не очень высокой точки, но интересно.
Можно и за стены немного выглянуть.
Заметили нечто вроде парка. Надо было выйти посмотреть.
Какая-то неведомая плита с надписями встретилась. И как люди читают эти письмена? Нечеловеческий язык совершенно.
Ворота были закрыты. Пришлось выходить через центральные.
Довольно приятное место для прогулок.
Мост через приток Истры.
На реку тянет слабо. Заросла вся. Вроде как была традиция куда-то сюда ходить и как в Иордан окунаться, но никаких признаков не наблюдается.
Скит. На территорию не попали, так как ворота были закрыты.
Поклонный крест над источником. Воду не пробовала. Общие стаканы не люблю, а своей тары не было. Да и дождь шел. Не до воды как-то.
Здесь есть еще музей, но на него времени не осталось. Как-нибудь в другой раз. Это место стоит того, чтобы вернуться. В церковной лавке купила местный фигурный мармелад. Дорогой, конечно, но выглядит супер. На вкус еще не пробовала.