Нынешний праздник, если так можно выразиться, есть горький праздник. Он и радостный, и скорбный одновременно. Мы празднуем Вход Господень в Иерусалим, вход под радостные возгласы Его учеников, именующих Его Царем. И, вместе с тем, мы с тою же торжественностью зачитываем Евангелие Страстей Господних. В этом поразительном контрасте наши сердца соприкасаются, хоть и в незначительной степени, с тем, что, вероятно, пережил Сам Иисус, когда Он, входя в Иерусалим, одновременно и радовался вместе с учениками, и плакал об этом городе.
Прозвучавший перед началом процессии евангельский фрагмент (Мф 21,1-11) повествует о том, как Иисус спускался с горы Елеонской, верхом на необъезженном молодом осле. В тексте описан энтузиазм учеников, приветствующих Наставника радостными возгласами, так что мы можем представить себе взволнованные чувства детей и молодежи города, вдруг пришедшего в движение. Сам Иисус видит в этом ликующем приеме ту всепобеждающую силу правды, которая была обетована Богом. Он говорит шокированным фарисеям: «Если они замолчат, камни возопиют» (ср. Лк 19,40). Иисус входит таким образом в Святой Град не в качестве фантазера, пророка «нью эйдж» или самозванца. Он входит, как подлинный Мессия, принявший облик раба, раба Бога и людей, устремившийся навстречу Своим Страстям. Он - тот великий «пациент», который возьмет на себя болезни всего человечества.
И сейчас, когда мы радостно приветствуем нашего Царя, вспомним также и о страданиях, которые Ему предстоит вынести на этой неделе. Давайте вспомним, об обрушившихся на Него клевете и оскорблениях, ловушках и предательстве, приговоре неправедного суда, заушениях, ударах плетью и терновом венце… И о Крестном пути, ведущем на распятие.
Обо всём этом Иисус прямо говорил Своим ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16,24). Иисус никогда никому не обещал почести и успех. В Евангелиях ясно сказано об этом. Он постоянно предупреждал Своих учеников, что именно таков Его путь - путь, на котором окончательный триумф достигается через Страсти и Крест. Всё это касается также и нас. Так испросим же для себя у Господа необходимую благодать, чтобы верой последовать за Иисусом, последовать не на словах, а на деле. Испросим также терпение, необходимое, чтобы нести свой крест, не отрекаясь от него и не откладывая его в сторону, а напротив, искать его, принять и нести ежедневно.
Иисус разрешает приветствовать Себя возгласами «Осанна!», хотя хорошо знает, что вскоре раздастся крик: «Распни Его!» Он не желает, чтобы мы воспринимали Его исключительно изображенным на картинках, на фото или видео, циркулирующих в интернете. Нет, Он пребывает в наших многочисленных братьях и сестрах, принимая их актуальные страдания как Свои собственные: страдания от рабского труда, от семейных трагедий, от болезней… Они страдают от войн и терроризма, ставших следствием чьих-то интересов, из-за которых в руки берут оружие и готовятся убивать. Господь пребывает в женщинах и мужчинах, ставших жертвами обмана и попрания человеческого достоинства, выброшенных на социальные обочины… Иисус присутствует в них, в каждом из них, и, с этим обезображенным лицом и прерывистым голосом, просит, чтобы Ему взглянули в глаза, чтобы Его узнали, чтобы Его полюбили.
И это - не какой-то другой Иисус, но как раз тот самый Иисус, Который вошел в Иерусалим на фоне колыхающихся пальмовых ветвей. Это - тот же самый Иисус, Который был пригвожден ко кресту и умер между двумя преступниками. У нас нет другого Господа, кроме Него, Иисуса, кроткого Царя правды, милосердия и мира.
Папа Франциск
Сибирская католическая газета