Ср. Мф 21, 9
Осанна Сыну Давидову! * Благословен Грядущий во имя Господне. Царь Израилев! * Осанна в вышних!
ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 21, 1-11
+ Чтение святого Евангелия от Матфея.
И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлёт их. Всё же сие было, да сбудется сказанное через пророка, который говорит: «скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.
Антифон
Отроки еврейские с ветвями масличными в руках * вышли навстречу Господу, * восклицая и говоря: * Осанна в вышних!
Пс 24
Господня земля и что наполняет её, *
вселенная и всё живущее в ней.
Ибо Он основал её на морях, *
и на реках утвердил её.
Антифон.
Кто взойдёт на гору Господню, *
или кто станет на святом месте Его?
Тот, у которого руки неповинны *
и сердце чисто, не лгавший.
Антифон.
Кто не клялся душою своею напрасно *
и не божился ложно ближнему своему;
тот получит благословение от Господа *
и милость от Бога, Спасителя своего.
Антифон.
Поднимите, врата, верхи ваши, †
и поднимитесь, двери вечные, *
и войдёт Царь славы!
Кто сей Царь славы? - *
Господь сил, Он - Царь славы.
Антифон.
Торжественная церемония Вербного Воскресенья, с которого начинается Страстная Неделя, говорит о том, что смерть ведет к жизни и что крест неотделим ни от Божьей славы, ни от нашей собственной. Литургия Вербного Воскресенья учит: искупительная жертва
окончательно завершается только в день Вознесения, когда Христос, Победитель и Царь, восходит на небеса, чтобы воссесть одесную Отца.
Наша жизнь тесно связана с победоносными тайнам и Христа: с Его смертью на кресте, с Его гробом, Воскресением и Вознесением. Вот почему мы с вами тоже взойдем на небеса и будем в союзе любви и радости с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом.
Благодаря этим тайнам мы получаем искупление. У нас есть вера, мы живем с надеждой и любовью, и это значит, что Бог уже с нами, а Бог есть Любовь.Так пусть же наша радость в свете этих тайн выльется в процессии Вербного Воскресенья, которая напомнит нам о победоносном входе Иисуса в Иерусалим всего лишь за несколько дней до смерти.
Перед началом процессии совершается освящение вербы. В Библии сказано, что дорогу Иисусу выстилали пальмовыми ветвями, поэтому на многих языках этот день называется Пальмовым Воскресеньем. В некоторых странах пальмы используют для процессии и до сих пор, а иногда берут оливковые, кедровые ветви, вербу и всякую другую растительность.
Церемония освящения, раздачи веток и торжественного с ними шествия зародилась в
древности, еще, очевидно, во времена первых христиан. Место освящения -это как бы Е
леонская гора, откуда Господь начал свой вход в Иерусалим.
Затем читают Евангелие от Иоанна
(Ин.12, 12-15), в котором повествуется о входе Христа в Иерусалим. Пророки еще раньше предсказывали, что долгожданный Мессия явится верхом на осле. И вот исполняется древнее пророчество: Христос въезжает в Святой город на осле, а люди бросают перед Ним на
дорогу свои одежды. Таким смирением и простотой Он показывает, что Царство Божье рядом, и дает людям возможность словно увидеть Его грядущую победу.Мы начинаем петь прекрасный антифон, который на самом деле представляет собой приветственный возглас радости и благоговения: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!»
Исполняя этот гимн, мы становимся как дети. Но разве не Сам Христос сказал: «Пустите
детей приходить ко Мне» (Мф. 19, 14)? Радость переполняет сердца, и мы с воодушевлением
поем псалом, ожидая дня, когда весь мир поклонится Христу как Царю: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? -Господь сил, Он Царь славы» (Пс. 24, 7, 10). И поем дальше: «Осанна в вышних, Осанна Царю!»
Мои возлюбленные, вся наша жизнь, наша обычная повседневная жизнь, должна стать такой процессией! И какая разница, держим ли мы в руках вербу или веники, всевозможные инструменты, посуду, кошелки или книжки? Каждый день должен быть живой осанной Христу Царю, триумфальным шествием в Иерусалим, город Бога, в Парусию -в день Его Второго
Пришествия.Те ветки вербы, кедра или пальмы, которые мы храним весь год, - наше благословение и напоминание о распятии и Воскресении Христа. Вскоре после этой
процессии на мессе читается Евангелие о Страстях Христовых. Крики толпы «Распни, распни Его!» звучат резким диссонансом по сравнению с возгласами «Осанна!», всего лишь несколько минут назад оглашавшими церковь. Значит, совершая эту великолепную процессию любви и преданности Христу Царю, давайте будем помнить, что она неизбежно приведет нас на Голгофу. Мы должны радоваться этому, потому что по мере нашего
возрастания в любви и вере Бог сотворит в нас невероятное чудо: мы не только примем Голгофу, крест и гроб, но станем желать, даже жаждать их. Это потому, что наши возрастающие вера и любовь будут сосредоточены на Воскресении и на Вознесении. И это
залог исполнения нашего заветного желания -единения с Возлюбленным.
Екатерина де Гук Дохерти "Беседы на Страстной неделе"
Молитвы
Акт Сокрушения о грехах
Боже мой, всем сердцем раскаиваюсь в своих грехах, не только потому, что знаю, что, согрешив, я справедливо заслужил Твое наказание, но и потому, что оскорбил Тебя, бесконечно благого и более всего достойного любви.
Поэтому твердо решаю, с помощью Твоей благодати, больше не грешить и избегать ситуаций, ведущих к греху. Аминь.
Молитва о милосердии
Боже, Святой Отче, Ты установил Сына Своего Единородного Иисуса Христа Пастыреми дверью для овец, чтобы входящий через эту дверь был спасен, и входящий и выходящий обрел пажить для жизни. Соделай, чтобы верные Твои, входящие Вратами Милосердия в храм, были приняты Тобою и ощутили Твое Отчее Милосердие. Через Христа, Господа нашего. Аминь.