Литургический год в римском обряде

Sep 28, 2015 20:35

Литурги́ческий или церко́вный год - совокупность различных событий, вспоминаемых Церковью в течение года. В современной Католической Церкви (латинского обряда) церковный год определяется новым церковным календарём, введённым Папой Павлом VI в motu proprio Mysterii paschalis, опубликованном 14 февраля 1969 года. Основным документом, описывающим правила построения церковного календаря, являются «Общие нормы для литургического года и календаря».

Богослужебные циклы

В Римском обряде, как и во многих других, богослужебный год можно представить в виде ряда вложенных циклов, включающих воспоминания определённых праздников или святых. В частности, в Римском обряде можно выделить следующие циклы:

Суточный цикл, то есть, последовательность богослужений, совершаемых в течение суток.

Недельный цикл. Согласно древней традиции, каждый день недели посвящён какому-либо святому или событию. В традиции Римского обряда сформировались следующие посвящения:

Воскресенье - Христову Воскресению и Святой Троице
Понедельник - Святому Духу и душам в чистилище
Вторник - Святым ангелам
Среда - Святому Иосифу
Четверг - Святым Дарам
Пятница - Страстям Христовым и Его Святому Сердцу
Суббота - Пресвятой Богородице и её Непорочному Сердцу

В современной практике из этих посвящений сохранились преимущественно два: пятница, как день воспоминания крестных страданий Господа (в этот день предписывается воздержание от мяса), и воскресенье, как день Воскресения Христа из мертвых. Также может совершаться богослужение в честь Пресвятой Богородицы в субботу.

Месячный цикл. Каждый месяц года также имеет в традиционном календаре свои посвящения:

Январь - имени Иисуса
Февраль - Святому Семейству
Март - Святому Иосифу Обручнику
Апрель - Святым Дарам
Май - Пресвятой Богородице
Июнь - Святому Сердцу Иисуса
Июль - Пречистой Крови Христовой
Август - Непорочному Сердцу Богородицы
Сентябрь - Семи скорбям Марии
Октябрь - Розарию Пресвятой Богородицы
Ноябрь - Поминовению усопших
Декабрь - Непорочному Зачатию

В современной практике сохранились в основном четыре из них. Май и октябрь посвящены Пресвятой Богородице, июнь - Святейшему Сердцу Иисуса, а ноябрь - поминовению усопших.

Годичный цикл. Годичный цикл, то есть, последовательность событий, воспоминаемых в течение года, складывается из двух циклов праздников - подвижных и неподвижных. Подробнее о них будет сказано далее. Говоря обобщённо, годичный цикл складывается из нескольких частей (которые в литургических книгах именуются «время» (tempus)) следующим образом:

Адвент - начинается за 4 воскресенья до Рождества
Рождественский период - от Рождества до праздника Крещения Господня (воскресенье после Богоявления)
Рядовой период (tempus per annum) - до начала Великого Поста
Великий пост - от Пепельной среды до Страстной среды
Пасхальное Триденствие - три последних дня Страстной недели и первый день Пасхи выделяются в особое время, именуемое Священное Пасхальное Триденствие
Пасхальный период - от Пасхи до Пятидесятницы
Рядовой период - Рядовой период возобновляется после Пятидесятницы с той недели, на которой он был прерван началом Великого поста и заканчивается Торжеством Христа Царя - последним воскресеньем перед началом Адвента.

Помимо этого, можно назвать ещё несколько циклов, связанных с богослужебным чтением Писания. Так, чтение Писания на мессе в будние дни определяется двухлетним циклом (чётные и нечётные годы), а в воскресные дни - трёхлетним (годы A, B, C). Чтения на Часе чтений могут совершаться по одно- или двухлетнему циклу. Псалтирь на Литургии часов прочитывается в течение 4-х недель.

Литургический день

До реформ середины XX века литургический день в Римском обряде, по древней традиции, начинался с вечера предшествующего дня (как это до сих пор в Византийском обряде). После реформы 1969 года эта практика была упрощена, и теперь богослужебный день соответствует дню календарному (от полуночи до полуночи). Исключения составляют лишь воскресные дни и торжества, празднование которых начинается накануне вечером.

Ранги праздников

В современном римском обряде существуют следующие категории праздников (перечислены в порядке возрастания торжественности):

Будний день (feria). В этот не совершается никаких праздников или воспоминаний святых. В отличие от византийского обряда, в римском календаре есть дни, на которые никаких памятей святых не приходится. Это не значит, что в календаре в этот день отсутствуют святые, просто они не поминаются на богослужении (что, разумеется, не препятствует совершению памяти этого святого там, где он является местночтимым, или как-то иначе почитается).

Некоторые ферии могут иметь привилегированное значение. В такие дни не может быть никаких других праздников или памятей. Например, Пепельная среда, Страстная и Пасхальная недели.

Память (memoria). Память может быть обязательной (memoria obligatoris) и необязательной, факультативной (memoria ad libitum). Во втором случае совершающим богослужение предоставляется выбор, совершать эту память, или нет. Памяти обычно посвящены святым, хотя бывают и исключения[1]. Богослужение в такой день не сильно отличается от будничного. Псалмодия читается рядовая, однако гимн, краткое чтение с респонсорием, антифоны на Benedictus и Magnificat, прошения и коллекта - в честь памяти.

Широко использовавшийся в дореформенной календаре такой тип памяти, как Воспоминание (commemoratio), в нынешнем календаре отсутствует, однако уставные рубрики всё же содержат о нём упоминание. Воспоминание совершается (по желанию) в «предоктаву» (17-24 декабря) и октаву Рождества и в будние дни Великого поста, каковые дни имеют приоритет перед памятями святых. В этом случае святому на Часе чтений добавляется собственное чтение с респонсорием и читается коллекта, на утрени же и вечерне по прочтении рядовой коллекты читается антифон (на Benedictus или Magnificat) и коллекта святому.

Праздник (festum). В дни праздников богослужение носит уже иной, праздничный характер. На Литургии часов (кроме дневного часа) всё - празднику, в конце Часа чтений поётся Te Deum. На мессе поётся Gloria, чтения Писания посвящены празднику.

Торжество (solemnitas). К числу торжеств относятся наиболее важные праздники года (также, с т. з. богослужения, к ним можно отнести и все воскресенья). Празднование торжества начинается накануне вечером (при этом совершается т. н. «первая вечерня»), вся служба Литургии часов - празднику, на мессе полагается не два чтения Писания, как обычно, а три, читается Credo. Если торжество приходится на пятницу, традиционное воздержание в этот день отменяется.

Наиболее значимые торжества могут праздноваться с октавой. Октава (от лат. octo, восемь) означает празднование в течение восьми дней. Этот обычай берёт начало ещё в Ветхом Завете (напр., Числа, 29, 12-38), ср. также попразднства и отдания праздников в Византийском обряде. В традиционном римском обряде многие великие праздники имели октаву, некоторые октавы даже пересекались. В середине 1950-х годов число торжеств с октавой сократили до трёх наиболее важных - Рождества Христова, Пасхи и Пятидесятницы, а после 1969 года - до двух: Пасхи и Рождества.

Неподвижные праздники

Неподвижными называются праздники, которые привязаны к календарю, то есть, приходятся каждый год на один и тот же день.

Святой Богородицы Марии - 1 января, торжество
Богоявление (Три Короля) - 6 января, торжество
Обращение св. апостола Павла - 25 января, праздник
Сретение (Представление Господа, Принесение Господа в жертву) - 2 февраля, праздник
Пресвятая Дева Мария Лурдская - 11 января, память
Свв. Кирилл и Мефодий - 14 января, праздник
Св. Патрик - 7 марта, память
Св. Иосиф Обручник - 19 марта, торжество
Благовещение - 25 марта, торжество
Св. Георгий Победоносец - 24 апреля, память (В России его память совершается в один день с православными, 6 мая; в Москве имеет ранг праздника)
Пресвятая Дева Мария Фатимская - 13 мая, праздник
Св. Антоний Падуанский - 13 июня, память
Рождество св. Иоанна Крестителя - 24 июня, торжество
Свв. Петр и Павел - 29 июня, торжество
Св. Бенедикт Нурсийский - 11 июля, праздник
Св. Владимир (креститель Руси) - 24 июля, память
Преображение Господне - 6 августа, праздник
Успение Пресвятой Богородицы - 15 августа, торжество
Св. Людовик Французский - 25 августа, память
Усекновение главы св. Иоанна Крестителя - 29 августа, память
Рождество Пресвятой Богородицы - 8 сентября, праздник
Св. Иоанн Златоуст - 13 сентября, праздник
Воздвижение Креста Господня - 14 сентября, праздник
Св. Франциск Ассизский - 4 октября, память
Пресвятая Дева Мария Розария - 7 октября, память
Все святые - 1 ноября, торжество
Поминовение усопших - 2 ноября
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября, память
Св. Андрей Первозванный - 30 ноября, праздник (В России - торжество (св. Апостол Андрей - покровитель России))
Св. Николай Мирликийский - 6 декабря, память
Непорочное Зачатие Пресвятой Богородицы - 8 декабря, торжество
Рождество Христово - 25 декабря, торжество с октавой
Св. первомученик Стефан - 26 декабря, праздник
Св. апостол Иоанн Богослов - 27 декабря, праздник
Свв. невинные младенцы Вифлеемские - 28 декабря, память

Подвижные праздники

Подвижными называются праздники, дата празднования которых зависит от даты Пасхи, таким образом, в разные годы они приходятся на разные дни.

Основные подвижные праздники:

Пепельная Среда - feria, начало Великого поста (46 дней до Пасхи, среда), обряд посыпания головы пеплом.
Пальмовое (Вербное) воскресенье - торжество (7 дней до Пасхи, вс), Вход Господень в Иерусалим вспоминается перед мессой. На самой мессе читается одно из Страстных Евангелий.
Великий Четверг - 3 дня до Пасхи, чт, Воспоминается Тайная Вечеря, установление таинств Евхаристии и Священства. На приходах разрешается только одна месса вечером.
Страстная Пятница - 2 дня до Пасхи, пт , Воспоминаются Крестные страдания Христа.
Пост и воздержание. Евхаристия не совершается, во второй половине дня совершается особая месса с Литургией Преждеосвященных Даров.
Великая Суббота - 1 день до Пасхи, сб. Воспоминается пребывание Христа во гробе. Рекомендуется пост и воздержание. Совершение мессы не разрешается (Месса Пасхального Бдения, совершаемая вечером или ночью, относится уже к Пасхе)
Пасха - Торжество с октавой, Накануне совершается месса Пасхального бдения, с обрядом освящение нового огня и крещальной литургией.
Светлый Понедельник - Светлая Суббота - 1-6 дни после Пасхи, Октава Пасхи. Богослужение ежедневно по чину торжеств. В пятницу отменяется обычное воздержание.
Фомино воскресенье, dominica in albis, quasimodo, День Божиего милосердия - 7 день после Пасхи, праздник
Вознесение - 46 день после Пасхи, чт, торжество
Сошествие Святого Духа (Пятидесятница) - 49 дней после Пасхи, вс, торжество, день совершения таинства Миропомазания для крещенных в младенчестве.
Праздник Святой Троицы - 56 дней после Пасхи, вс, торжество
Тело Христово - 60 дней после Пасхи, чт (возможен перенос на ближайшее воскресенье), Обычно после мессы совершается торжественная процессия со Святыми Дарами.
Святейшее Сердце Иисуса - 68 дней после Пасхи, пятница, торжество.

Есть также несколько подвижных праздников и торжеств, чья дата исчисляется относительно Рождества.

За 5 воскресений до Рождества - Торжество Христа Царя
4-1 воскресенья до Рождества - 1-4 воскресенья Адвента
Воскресенье в октаве Рождества - Праздник Святого Семейства (если в октаве Рождества не будет воскресенья, праздник отмечается 30 декабря)
Воскресенье после Богоявления - Крещение Господне; окончание Рождественского периода

Наложения и переносы

В Римском обряде, в отличие, например, от Византийского, нет столь развитой системы соединения разных праздников, приходящихся на один день. Как правило, если какое-нибудь воспоминание или праздник попадают на воскресенье или другой день, имеющий особое значение, этот праздник либо отменяется вовсе, либо переносится на другой день. При попадании на воскресный день торжества оно имеет приоритет перед воскресеньем; однако в особые периоды года (Великий пост, Пасхальный период, Адвент) приоритет имеет воскресенье, а торжество переносится на другой день. Так, например, торжество Благовещения, если оно попадает на одно из воскресений Великого поста, переносится на ближайший понедельник, если же он попадает на Страстную или Светлую недели, он переносится на период после окончания Светлой недели и совершается во вторник.

Подвижные праздники также иногда переносятся, но уже по другой причине: праздник, приходящийся на рабочий день, может быть перенесён на ближайшее воскресенье. Это объясняется т. н. «пастырской необходимостью» и имеет целью дать возможность посетить праздничную службу людям, которые в этот день работают. Например, на следующее за ними воскресенье может переноситься Вознесение, Торжество Тела Христова, из неподвижных праздников - Богоявление. Решение о том, какие именно праздники переносятся, лежит на местной епископской конференции (в России на общецерковном уровне такие переносы не практикуются, однако возможны частные случаи, когда, например, в конкретном приходе храмовый праздник переносится на ближайшее воскресенье).

Обязательные праздники

Ряд праздников в Католической Церкви относится к числу т. н. «обязательных» праздников (другие названия: «предписанные праздники», или «субграви», от лат. sub gravi poena, обозначающего степень вины того, кто эти праздники не соблюдает). В эти дни каждый католик обязан посетить праздничную мессу. В число таких праздников входят все воскресные дни года, а также 10 торжеств из приведённого ниже списка, хотя местная Епископская конференция может вносить коррективы в этот список, например, некоторые из этих праздников перенести на воскресенье.

8 декабря - Непорочное Зачатие Девы Марии
25 декабря - Рождество Христово
1 января - Торжество Пресвятой Богородицы
6 января - Богоявление
19 марта - Св. Иосифа Обручника
40-й день после Пасхи - Вознесение
60-й день после Пасхи - Пресвятых Тела и Крови Христовых
29 июня - Свв. апостолов Петра и Павла
15 августа - Успение (Взятие на Небо) Пресвятой Девы Марии
1 ноября - Всех Святых

На первый взгляд может показаться, что понятие "обязательный праздник" противоречит духу христианской свободы: ведь участием в богослужении человек выражает свою любовь к Богу, а может ли быть любовь по обязанности? Но, с другой стороны, слишком далека от совершенства та любовь, которая проявляется только в виде порывов, от случая к случаю, под настроение. Истинная любовь всегда сопряжена с ответственностью, а это, в свою очередь, предполагает те или иные обязательства.

Церковь рассматривает каждое воскресенье как великий праздник, который освящается прежде всего совершением Таинства Евхаристии. Именно поэтому в воскресенье (как и в любой другой великий праздник) каждый католик призван участвовать в Святой Мессе [Кодекс канонического права, каноны 1246-1247.] и, по возможности, причащаться Святых Таин. Посещение воскресной Месса -- это не только обязанность человека по отношению к Богу. Это еще и великий дар Бога человеку, уверовавшему в Христа. Дар, позволяющий человеку приближаться к Богу, дающий возможность соединяться с Богом и со своими ближними в молитвах и Таинстве. Поэтому невозможность участвовать в воскресной Мессе следует рассматривать как большую потерю.

Но христианам, однако, не следует забывать слов Иисуса: "Суббота для человека, а не человек для субботы". В воскресные и праздничные дни верующий, как и в любое другое время, должен исполнять свои обязанности по отношению к ближним, особенно, если речь идет о их жизни и здоровье. Бывает, что дела милосердия, которые мы должны исполнить, лишают нас возможности участвовать в богослужении. Это не должно огорчать нас, ибо предоставляя нам возможность проявить любовь к ближнему, Господь дает нам также великий дар. Именно об неоднократно говорила наша выдающаяся современница мать Тереза Калькуттская -- основательница ордена милосердия, посвятившая всю свою жизнь помощи больным, нищим, бездомным и другим страдальцам: "Иисус сказал: "Я алкал, и вы дали мне есть; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня..." В Евхаристии я вижу Христа под видом Хлеба. В трущобах я вижу Христа в обличье бедняка".

В таинствах и молитвах человек, открывающий Богу свое сердце, получает от Него благодатную помощь, умножающую добродетели и способствующую исполнению спасительных Заповедей любви. Почитание дня Господня -- это возможность проявить любовь к Богу. Но любовь к Богу немыслима без любви к ближнему. Поэтому обязанность посещать храм в воскресные и праздничные дни не может служить оправданием для небрежения обязанностями в отношении людей, нуждающихся в нашей помощи. И, тем не менее, призывая верующих посвятить один день недели Богу, Церковь напоминает о том, что в этот день человек должен избегать всякой работы, приносящей ему самому материальную выгоду, и вообще от служения себе самому. В воскресенья и праздники верующим следует "воздерживаться от тех дел и трудов, которые препятствуют подобающему Богу поклонению, радости, присущей празднику, или должному отдыху души и тела". [Кодекс канонического права, каноны 1246-1247.] По благочестивому обычаю, существующему у большинства христианских народов, не принято оставлять на воскресные и праздничные дни какую бы то ни было работу по дому (например, уборку, стирку и т.п.); в некоторых странах по праздникам воздерживаются и от приготовления пищи, заготавливая ее накануне. Потребность в отдыхе от повседневных трудов и забот вполне естественна для каждого человека. Еще в Ветхом Завете суббота освящала право на отдых. Это право Церковь провозглашает и в наши дни: "Все должны пользоваться достаточным отдыхом и досугом для развития семейной, культурной, социальной и религиозной жизни". [II Ватиканский Собор, Пастырская Конституция о Церкви в современном мире, 67.] Поэтому каждому христианину важно помнить о праве всех людей на отдых и, тем более, без крайней необходимости не вменять в обязанность другим то, что препятствует почитанию дня Господня. Конечно, не все профессии оставляют возможность иметь выходной каждое воскресенье. Однако верующий, вынужденный работать в воскресенье, вовсе не лишен возможности исполнять Третью Заповедь. Он может уделить чуть больше времени молитвам и чтению Священного Писания, а посещение храма и отдых перенести на какой-либо другой день, например на субботу (в большинстве католических приходов в субботу вечером уже совершается Месса воскресного дня). Многие верующие задаются вопросом: каким образом нужно исполнять Третью Заповедь? Как посвятить весь день Господу? Ведь воскресная Месса занимает час, от силы два. Что же следует делать все остальное время? Только молиться и читать Писание? Или только отдыхать, не делая вовсе ничего? Несомненно, молитва и размышление в тишине души над словом Евангелия весьма важны для каждого из нас, и времени для этого мы имеем не так уж много, - так что вряд ли стоит пренебрегать возможностью побыть наедине с Богом. Но служение Богу и любовь к Нему этим не ограничиваются. Ведь мы любим Бога и в наших ближних, а научиться по настоящему любить ближних непросто. Каждый воскресный день дает нам неоценимую возможность учиться любви к ближнему. Много ли времени нам удается проводить в наших семьях? Много ли мы уделяем внимания, заботы, тепла нашим родителям, детям, супругам? Существует ли в наших семьях настоящая духовная близость? Если даже существует, то она может быть еще совершеннее. Поэтому поделиться любовью и радостью с самыми близкими людьми -- это тоже подлинное освящения дня Господня.

Источник 1
Источник 2

литургический календарь, статьи, литургический год, религия, религпросвет, традиции, праздники

Previous post Next post
Up