17 сентября - св. Зигмунт Щенсный Фелинский

Sep 17, 2015 19:10




В наши дни как никогда принято ценить успешность. Того, кто не достигает цели, называют неудачником, лузером, и эти слова стали восприниматься как особо обидные. Иной раз человек готов скорее считаться негодяем, чем неудачником. При этом становится как-то неважно, что цель, к которой он стремился и которой не достиг была поставлена не им и достижение её не принесло бы ему ни счастья, ни покоя. Удивительно важными на этом фоне кажутся слова, сказанные кардиналом Вышинским о Зигмунте Щенсны Фелинском: «Человек, о котором говорили, что он проиграл, но он - победитель». Священник, достигший высокого поста в Церкви, которого он не искал, смещённый с кафедры епископа светской властью, которой не боялся, переживший ссылку и обвинение в предательстве Родины, любовь к которой неискоренимо жила в его сердце, он пришёл к тому единственному, чего действительно желал в этом мире - святости.

Будущий святой родился 1 ноября 1822 г. в имении Воютин недалеко от Луцка в семье польских дворян Герарда и Евы Фелинских. Шестой из семи детей, из которых выжили только трое: Паулина, Алоизий и он, младенец был настолько слаб, что повитуха окрестила его сразу после рождения, однако, к счастью, ребёнок выжил и вскоре был принесён в храм, где его крещение было подтверждено. Родители дали сыну два имени - Зигмунт - фамильное имя, принятое в семье, и Феликс (которое перевели на польский язык - Щенсны - счастливец), выбранное по святцам, в надежде, что это имя определит его дальнейшую судьбу.

Фелинские, хотя и владели небольшим имением на Волыни, не относились к числу состоятельных помещиков - Ева Фелинская не только шила сама одежду детям, но и ткала для неё материю. Средств получаемых от имения было недостаточно, тем более, что Фелинские придерживлись прогрессивных взглядов и больше стремились воспитать в крепостных чувство собственного достоинства, чем извлекать выгоду из их труда. Герарду удалось получить место в Житомире и он редко виделся с женой и детьми, приезжая в имение только на праздники, а когда Феликсу было одиннадцать отец заболел туберкулёзом и умер - дети остались на попечении матери и бабушки.

В возрасте двенадцати лет Феликс поступил в гимназию в Луцке, где проучился четыре года, а затем, после переезда семьи в Кременец, перешёл в тамошнюю гимназию. В 1838 г. дети лишились и матери - она была сослана в Сибирь за участие в освободительном движении. Имущество семьи конфисковали, и только благодаря помощи родственников и друзей мальчики смогли закончить гимназию. Ева Фелинская вернулась домой только в 1844 г., когда её амнистировали по случаю рождения наследника престола.

Феликсу особенно хорошо давалась математика, и он мечтал продолжить образование, но для поляка и сына ссыльной это оказалось нелегко. После долгих поисков удалось записаться вольнослушателем в Московский университет. По воспоминаниям однокурсников Феликс или Щенсный, как вслед за родными называли его близкие друзья, был впечатлительным и добрым юношей с «чистой душой и невинным сердцем, полным любви».

После окончания университета юноша поступил на место гувернёра в семью Бжозовских. Последующие два года стали для него временем духовных поисков и расстановки жизненных приоритетов. Он принял для себя за правило ежедневно «совершать постоянное, пусть даже медленное движение в сторону добра». Для того, чтобы яснее различать добро и зло, он считал необходимым «сверять себя со святыми».

В 1848 г. Феликс Фелинский продолжил образование в Париже, посещая занятия в Сорбонне и в Коллеж де Франс в качестве вольнослушателя. Здесь он сблизился со многими видными деятелями польской эмиграции, в том числе с Адамом Мицкевичем и Юлиушем Словацким. В то время среди интеллектуалов, живущих в Париже было распространено увлечение мистической сектой Круг Божьего дела, созданной известным философом и мистиком Анджеем Товяньским, входили в неё и Мицкевич со Словацким. Удивительно, но Феликс Фелинский, бывший значительно младше обоих своих знаменитых друзей, своей чистой и ясной верой немало способствовал возвращению их к вере Церкви.

В 1848 г. в Познаньском воеводстве, находившимся под властью Пруссии вспыхнуло освободительное восстание, вскоре подавленное. Среди тех, кто встал под знамёна повстанцев и был разбит, был и двадцатишестилетний Фелинский. Этот опыт убедил его в том, что насилие не может принести доброго плода. Раненный в сражении при Милославе он вернулся в Париж, где впервые задумался о призвании, которое, как сам он признавался позже, тогда было скорее бегством от себя. Сегодня в похожих случаях принято говорить, что под влиянием жизненных обстоятельств молодой человек впал в депрессию. Ещё не оправившийся от горечи поражения и раны, тяжело переживавший смерть своего старшего друга Словацкого, и в довершение всех тягот влюбившийся в женщину, которая была несвободна, он, казалось утратил вкус к жизни.

В январе 1851 г. двадцатидевятилетний Фелинский поступил в Житомирскую семинарию. Вначале он сомневался в том, что пришёл сюда по призванию, но после первых же духовных упражнений сомнения исчезли. Программу первого курса он прошёл за два месяца, через год его перевели в Духовную Академию в Санкт-Петербург. 8 сентября 1855 г. архиепископ Головинский рукоположил Зигмунта Феликса Фелинского во священника и назначил его викарным священником в приход святой Екатерины. Девять лет, проведённых в Санкт-Петербурге, по словам будущего святого, были самым счастливым временем его жизни.

Он занимается наукой, в 1856 г. получает степень магистра богословия, преподаёт в гимназии при приходе, с 1857 г. становится духовным отцом в Академии, там же с 1860 г. преподаёт философию, проповедует, служит, исповедует. Но главным делом его жизни становится благотворительность. Столица империи, как всякий большой город порождает не только блеск, но и нищету, сиротство и болезни. Для служения этим обездоленным о. Фелинский основывает монашескую Конгрегацию сестёр-францисканок Семьи Марии. Так как присутствие в России католических монахинь было запрещено, сёстры присоединились к Третьему францисканскому ордену. Почти все свои собственные средства, которых было совсем немного, основатель Конгрегации отдавал на нужды основанного им приюта. Вскоре отделения Конгрегации, официально считавшиеся благотворительными организациями открылись и в других городах империи.

В октябре 1861 г. умер митрополит Варшавский Мельхиор Фиалковский. Его смерть спровоцировала политические волнения в и без того неспокойной столице Царства Польского. При поиске подходящего кандидата, который, по мнению правительства, должен был быть прежде всего лоялен по отношению к власти, выбор пал на о. Фелинского. О его участии в познанском восстании было неизвестно, то, что он был сыном ссыльной польской патриотки как-то упустили из виду, а то, что кандидат был молод и беден, посчитали достаточной гарантией того, что новый владыка будет послушным. Однако, расчёты эти не оправдались, как не оправдались и другие надежды - на то, что епископ может стать знаменем в политической борьбе.

В сложной ситуации, находясь между двух жерновов, грозивших перемолоть любого менее твёрдого чем он человека, новый Архиепископ отказался как следовать указаниям власти, если они противоречили вере, совести и послушанию Церкви, так и поддерживать революцию, которую считал «настоящим бичом для народа». Неизменно следуя принципу: «да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» он был чужд ухищрений и политики. Позднее он писал об этом периоде своей жизни: «Господь требовал, чтобы я предстал перед Богом и людьми таким, каким я действительно был, смело давал свидетельство об истине, не заботясь о последствиях моих действий; стоял на фундаменте истины Откровения и в соответствии с ее светом решал все задачи личной и общественной жизни, смело выражал свои убеждения, не оглядываясь на мнение слушателей, всегда был цельным и оставался самим собой, будь то по отношению к властям, революции или умеренным партиям. Это путь, по которому я решил идти, не сворачивая, и только с этой позиции можно понять мои дальнейшие действия… У меня не было ни малейшей претензии стать государственным мужем, единственным моим стремлением было всегда пребывать в истине, в нравственности, … таков был мой идеал, моя мечта».

Пока политические партии судили и критиковали нового архиепископа, он все силы отдавал служению Церкви. За короткое время ему удалось значительно повысить уровень преподавания в семинариях, посетить множество приходов своей епархии, организовать духовные упражнения для духовенства. По-прежнему он ограничивал свои потребности до минимума, поддерживая из собственных средств действующий здесь приют сестёр-францисканок Семьи Марии, где жило уже восемьдесят девочек. Ему, как и прежде были близки францисканские идеалы бедности и простоты. Здесь, в Варшаве, он вступил в Третий францисканский орден, приняв имя Антоний. И он по-прежнему, препятствовал всем попыткам государства вмешиваться в свои отношения со Святым Престолом и внутренние дела Церкви.

Между тем, политическая обстановка в стране становилась всё серьёзнее, пока, наконец, объявленный правительством рекрутский набор, имевший целью изъять из рядов повстанцев двенадцать тысяч молодых мужчин и тем обессилить их спровоцировал восстание. Это было то, от чего предостерегал обе стороны святой. Ему среди этих крови и ужаса доставалась роль миротворца и жертвы, но он продолжал призывать к милости и миру. Своё неодобрение жестокостью властей он выразил выйдя из состава Государственного совета Царства Польского. В письме к императору он писал: «Кровь течет рекой, а репрессии, вместо того, чтобы успокоить души, только еще больше их будоражат. Умоляю Ваше Императорское Величество, во имя христианского милосердия и во имя интересов обоих народов, положить конец этой борьбе, ведущей к беде. Дарованные Царству учреждения недостаточны для благоденствия края. Польша не довольствуется административной автономией; ей нужна политическая жизнь (…). Сделайте поляков независимым народом, связанным с Россией только узами Вашей досточтимой династии. Это единственный выход, который может остановить кровопролитие и привести к прочному умиротворению страны. Время коротко… В проявлении милосердия больше истинного величия духа (…), чем в кровавой победе (…). Простите пастыря, который, будучи свидетелем страшных несчастий, смеет заступаться за своих овец». 14 июня 1863 г. Архиепископ Варшавский был отправлен в Петербург, а оттуда выслан в Ярославль, где провёл двадцать лет, окормляя небольшую католическую общину Ярославля. Царские власти всячески препятствовали ему в этом, тем не менее, стараниями Фелинского здесь был основан приход. В храмах Варшавы, которая в недалёком прошлом не принимала его и считала предателем, был объявлен траур - замолчали органы, не звонили в колокола. Варшавяне поняли, наконец, что потеряли заступника, проникнутого подлинной, несуетной любовью к родине. Не раз власти обещали непокорному архепископу свободу и пенсию при условии, что он откажется от Варшавской кафедры, но он всякий раз отвечал, что сделать это может только с разрешения Святого Престола. Он отдавал более двух третей своего жалованья на нужды своей епархии, оставаясь её пастырем не только номинально, но и сердцем и делами. В 1864 г. Папа Пий IX в энциклике Ubi urbaniano подтвердил, что и в ссылке Зигмунт Фелинский остаётся архиепископом Варшавским. В Ярославле он снискал всеобщую любовь не только среди католиков, но и среди православных. Особенно, как и везде, где он жил, его любили простые люди и дети. Спустя много лет после освобождения Зигмунта Фелинского жители Ярославля вспоминали «святого польского епископа».

В 1883 г. после того, как Папа Лев XIII назначил Зигмунта Фелинского титулярным епископом Тарсийским, освободив тем самым Варшавскую кафедру, ссыльному разрешили наконец, покинуть Ярославль.

Последние годы жизни епископ провёл в селе Дзвинячка, имении графини Козебродской, известной своей помощью ссыльным польским священникам. Отсюда он руководил своей Конгрегацией, здесь, в капелле служил мессу и проповедовал. Недалеко от Дзвинячки в Черновцах его заботами был открыт ещё один дом Конгрегации, за ним последовало открытие дома во Львове.

Летом 1894 г. по совету врачей тяжелобольной Зигмунт Фелинский поехал на лечение в Карловы Вары, но, почувствовав себя хуже, решил вернуться, чтобы умереть на Родине. Смерть застала его в Кракове 17 сентября 1894 г. По просьбе его духовной дочери графини Козебродской он был погребён в Двинячке. Позднее, в апреле 1921 его прах был перенесён в крипту кафедрального собора Варшавы.

18 августа 2002 г. Зигмунт Щенсны Фелинский был объявлен блаженным, а 11 октября 2009 г. Папа Бенедикт XVI причислил его к лику святых.

Анна Кудрик

Архиепархия Божьей Матери

Молитвы

Молитва по заступничеству св. Зигмунта Фелинского

Всемогущий Вечный Боже, прославляем Тебя в святых Твоих. Их жизнь - пример для нас, а их заступничество испрашивает для нас Твою помощь. Воззри на наши смиренные просьбы и заступничеством блаженного Зигмунта Фелинского, мужа великого смирения и простоты, даруй благодать, о которой с доверием просим: …

Соделай, Господи, чтобы мы не только взывали к его заступничеству, но и подражали его добродетелям, и подобно Зигмунту Фелинскому всегда уповали на Твое Провидение, исполняли Твою волю и становились верными свидетелями Твоей истины и любви. Просим Тебя через Христа, Господа нашего. Аминь.

Новена по заступничеству св. Зигмунта Фелинского

- Поспеши, Боже, избавить меня

- Господи, поспеши на помощь мне

Господи Иисусе Христе, Ты сказал: "Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете, стучите, и отворят вам", - просим Тебя, воззри милосердно на наши нужды и даруй нам заступничеством святого Зигмунта Фелинского благодать, о которой просим с упованием и смирением: …Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Отче наш, Радуйся Мария, Слава

- Молись о нас, святой Зигмунт Щенсный,

- Да удостоимся исполнения Христовых обещаний.

Помолимся.

Соделай, Господи, чтобы мы не только взывали к его заступничеству, но и подражали его добродетелям, и подобно Зигмунту Фелинскому всегда уповали на Твое Провидение, исполняли Твою волю и становились верными свидетелями Твоей истины и любви. Просим Тебя через Христа, Господа нашего. Аминь.

Вторая новенна заступничеству св. Зигмунта Фелинского

- Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

- Аминь.

- Приди, Святой Дух
- Наполни сердца верных и зажги в них огонь Твоей любви.
- Пошли Дух Твой.
- И землю обнови.

День 1

Семья, сильная Богом

"Счастлив, у кого есть такая семья, которая никогда не причиняет ему страданий, а всегда только радость и утешение. Этим мы обязаны Дорогой Маме, которая сумела воспитать нас в согласии и единстве".

Св. Зигмунт Щенсный рос в глубоко верующей семье, дорожащей верой отцов и Католической Церкви. В евангельской атмосфере родного дома он приобрел твердые основания веры и христианской нравственности. Он не раз благодарил Бога за семью, относился к ней с большой нежностью, и не забывал о "единственной истинной цели человека".

Помолимся за наши семьи, чтобы в них умножалась вера, взаимная любовь и безграничное доверие заботе Провидения.

- Святой Зигмунт Щенсный
- Молись о нас.

День 2

Под знаком Провидения

"Я убежден, что если сохранять невинное сердце, веру и братскую любовь, никогда не сойдешь с правильного пути; - это мое единственное, но бесценное, богатство". "Моя точка зрения - вера, и я бы хотел, чтобы все, что мне нравится, что очаровывает и восхищает меня, имело в ней свое начало".

Св. Зигмунт Щенсный рано потерял тепло родительского дома, но в его сердце глубоко запали слова умирающего отца и матери, сосланной в Сибирь: "Милосердная рука Провидения будет хранить вас".

Помолимся за учащихся детей и молодежь, чтобы они умели выбирать в жизни доброе и прекрасное, и основывать свою жизнь, как св. Зигмунт Щенсный, на скале веры, братской любви и самопожертвования ради общего блага.

- Святой Зигмунт Щенсный
- Молись о нас.

День 3

Слушая голос Господа

"Будем всегда помнить: Христос сказал, что нельзя служить двум господам, выберем же Господа и пребудем верными Ему".

Эти слова Зигмунт Щенсный произнес в Париже, после поражения познаньского восстания и смерти поэта Юлиуша Словацкого, который скончался у него на руках. Слушая голос Господа, он услышал Его призыв и в 29 лет пошел за ним, чтобы служить Богу и людям.

Помолимся, чтобы с отвагой и самопожертвованием мы, как Зигмунт Щенсный, шли за голосом Господним.

- Святой Зигмунт Щенсный
- Молись о нас.

День 4

Священник по сердцу Господа

"Я счастлив, что Бог благоволил выбрать меня своим служителем". "Я не прошу Господа Бога о том, чтобы Он совершил то или это, прошу лишь о том, чтобы совершаемое Им имело для меня очарование и привлекательность уже потому, что это Его воля, и чтобы у меня не было и искушения желать чего-то иного"

Помолимся за священников, чтобы по примеру Зигмунта Щенсного Фелинского они ревностно и жертвенно вели верных к святости.

- Святой Зигмунт Щенсный
- Молись о нас.

День 5

Он шел путем Креста

"Как только я ступил на варшавскую землю, для меня началось трудное, и если судить по-человечески, невозможное служение". "Единственным моим стремлением было всегда пребывать в истине, быть нравственно таким же прозрачным, а если можно - и таким же чистым, как бриллиант… Я всегда шел за тем, что воспринимал как истину или обязанность".

6 января 1862 года благословенный Пий IX назначил о. Фелинского архиепископом Варшавы. Его недолгое служение в трудные времена народных возмущений и январского восстания (1863 г.) считают трагическим, драматичным, называют крестным путем, который 16 месяцев спустя привел архиепископа в изгнание. Тем не менее, благодаря ревностному пастырю, вся варшавская епархия прониклась духом возрождения.

Помолимся, чтобы заступничеством св. Зигмунта Фелинского дух духовного и нравственного возрождения наполнил нас самих, наш дом, приход, епархию, отчизну.

- Святой Зигмунт Щенсный
- Молись о нас.

День 6

Господь вывел его на пустыню

"Я все больше вижу, что рука Господня вывела меня на пустыню, чтобы Духу Божию было легче возродить меня… Благословен крест, который вместо того, чтобы прибить меня к земле, оторвал меня от нее и учит непрестанно устремлять духовный взор к небу. Слезы, которые вызывает этот крест - это не слезы горечи и отчаяния, а слезы благодарности, сокрушения и любви.

Осужденный на изгнание архиепископ Фелинский провел в Ярославле двадцать лет, пребывая в молитве и творя дела милосердия. Святость его жизни сияла перед людьми. Он окружал заботой местных католиков и польских ссыльных, возвращающихся из Сибири, окормляя их духовно и поддерживая материально. После освобождения в 1883 году Зигмунт Фелинский попал в другое, негласное изгнание, в село Дзвинячка, где и прожил последние двенадцать лет жизни, ведя пастырскую работу среди местного населения, где он прослыл "апостолом мира и согласия".

Помолимся за тех, кто стал жертвой неправды, был невинно осужден, за тех, кто гоним, - чтобы пример св. Зигмунта Фелинского укреплял их помогал верно пребывать со Христом.

- Святой Зигмунт Щенсный
- Молись о нас.

День 7

Защитник бедных

"Сейчас у меня есть два больших дела…". "Как руководителю приюта мне надо заложить фундамент "общины благочестивых девушек, которые из любви к Богу стремятся посвятить себя служению ближнему". "Мы организуем нечто вроде приюта для бедных девочек-католичек, в котором они бы учились Закону Божию, чтению, письму и ручному труду". "Большое утешение - видеть столь явную заботу Провидения об этом начинании".

Зигмунт Фелинский был движим милосердием к ближним и организовал в Петербурге приют и монашескую конгрегацию, которую назвал Семьей Марии. Он безгранично уповал на помощь Провидения: "Сегодня у нас нет ничего, но я крепко верю, что Провидение позаботится о нас". Действительно, в течение пятидесяти лет, до самой революции, приют был одним из самых лучших подобных заведений, а конгрегация развилась в большую монашескую семью. Сегодня, через сто пятьдесят лет после основания, в ней 1200 сестер, живущих в 145 общинах в Польше, Бразилии, Италии, Белоруссии, Украине, России и Казахстане.

Помолимся, чтобы Божие Провидение и дальше заботилось о начинаниях св. Зигмунта Фелинского, чтобы число сестер увеличивалось, и чтобы Божие благословение пребывало с сестрами в их служении самым бедным.

- Святой Зигмунт Щенсный
- Молись о нас.

День 8

Под покровом Марии

"Почитайте Марию, украшайте в ваших сердцах ее алтарь цветами невинности, добродетели или хотя бы слезами покаяния, обращения и искреннего желания исправиться". "Блаженны те, кто в час испытания останется у Креста вместе с Марией".

В жизни и служении св. Зигмунта Фелинского Мария занимала исключительное место. Любви к Матери Божией святой научился в родительском доме, у нее в трудные минуты он искал помощи. В варшавской архиепархии именно он сделал повсеместными майские богослужения в честь Марии.

Помолимся вместе со слугой Божиим, кардиналом Стефаном Вышинским, чтобы почитание Марии, как учил ему Зигмунт Фелинский, "и дальше было верным путем для народа и Церкви".

- Святой Зигмунт Щенсный
- Молись о нас.

День 9

Человек Воскресения

"Помните, что страдания и смерть длятся только три дня, а воскресение длится вечно".

Зачастую не победы, а видимые поражения делают человека сильнее. Жизнь святого Зигмунта Фелинского - тому пример. Несмотря на трудности в жизни, епископ все больше утверждался в вере в Провидение Божие, и в любых превратностях жизни видел заботу любящего Господа. Слуга Божий, Кардинал Вышинский, однажды сказал о Зигмунте Фелинском: "Войдите в кафедральный собор, спуститесь в крипту; там лежит человек, о котором говорили, что он проиграл, но он - победитель".

Помолимся заступничеством св. Зигмунта Фелинского, чтобы Крест всегда был для нас знамением победы, а наши взоры во всех жизненных испытаниях были устремлены к свету Христова Воскресения.

- Святой Зигмунт Щенсный
- Молись о нас.

святые, литургический календарь, статьи, Рядовое время, Россия католическая, Россия, история, религия, молитва, католический Петербург, религпросвет

Previous post Next post
Up