Праздник Рождества Богородицы посвящён воспоминанию земного рождения Матери Иисуса Христа - Пресвятой Девы Марии.
В Новом Завете мы находим очень мало сведений о жизни Марии, и событие, отмечаемое 8 сентября, отмечено лишь в церковном предании.
Древнее предание говорит нам о том, что родителями Девы Марии были благочестивые Иоаким, происходивший из рода царя Давида, и Анна из рода первосвященника Аарона. Дева Мария была рождена по особому обетованию свыше, данному Иоакиму и Анне, когда они уже были в преклонном возрасте. Имя девочки - «Мария» - было назначено ангелом, который возвестил родителям и о самом Её рождении.
В более подробном изложении это предание звучит так:
В небольшом галилейском городке Назарете жила престарелая супружеская чета - Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и очень сокрушались о том, что у них нет детей. Однажды в большой праздник Иоаким пошёл в Иерусалим, чтобы принести дары Господу. Но священник Иерусалимского храма не захотел принять даров Иоакима, потому что тот был бездетен, а значит, как считалось тогда, «отвержен Богом».
Тем временем до Анны, остававшейся дома, дошли слухи о том, что священник в храме отказался принять их пожертвование по причине бездетности. Она услышала и о том, что её супруг, вне себя от горя, ушёл в пустыню, и не хочет возвращаться домой. Тогда Анна направилась в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и принялась плакать. Спустя некоторое время, взглянув на небо полными слёз глазами, она заметила на верхушке дерева гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а мы лишены на старости лет этого утешения», - подумала Анна.
И в этот момент перед ней предстал ангел Господень и сказал: «Ты зачнёшь и родишь Дочь, превыше всех благословенную. Через Неё благословение Божие изольется на все земные создания. Через Неё всем людям будет дано Спасение. Имя Ей будет Мария».
В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму, обращаясь к нему с такими словами: «Иоаким! Бог услышал твою молитву и соблаговолил послать тебе благодать. Твоя жена Анна зачнёт и родит тебе Дочь, которая станет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что всё сказанное мною сбудется: иди к Иерусалимскому храму, и там, у Золотых ворот, ты увидишь свою супругу Анну, которой я возвестил ту же весть».
Удивлённый Иоаким, охваченный благодарным чувством к Богу, с великой радостью и поспешностью направился в Иерусалим и взошёл на храмовую гору. Там, как и сказал ему ангел, он обнаружил свою супругу Анну, молящуюся у Золотых ворот, и тут же рассказал ей о явлении ангела. В ответ и Анна рассказала мужу о пережитом ею видении и об обетовании рождения Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.
Через девять месяцев у Анны родилась Дочь, чистейшая и благословеннейшая, самое прекрасное из Божьих творений, Начало нашего Спасения, наша Заступница перед Богом. О Её рождестве радовались небо и земля. По случаю рождения Дочери Иоаким принёс Господу обильные дары и жертвы, получил благословение первосвященника, прочих священников, и поздравления от всех знавших его людей. Все понимали, какого великого благословения он удостоился. Потом Иоаким устроил в своём доме большой пир и пригласил на него всех друзей и родственников. Много народу собралось в тот день у Иоакима и Анны. Все они веселились и славили Бога.
Церковь издавна величает святых Иоакима и Анну «Богоотцами»: ведь от их Пресвятой Дочери Марии родился наш Господь Иисус Христос.
Празднуя Рождество Богородицы, мы воздаём должное исключительной роли Девы Марии в исполнении Божьего замысла Спасения человечества.
Как и прочие Богородичные праздники, установление относится к сравнительно позднему времени. Официальное введение этого праздника в Византийской империи приписывают предположительно императору Маврикию в конце VI или в начале VII века.
Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке на Востоке в словах святого Прокла, архиепископа Константинопольского (439-446), а на Западе - в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492-496). Но все эти упоминания являются недостоверными. Слова лишь приписаны Проклу, а сакраментарии написаны лишь в VIII веке и естественно не принадлежат Геласию. В месяцесловах начала V века нет ни одного Богородичного праздника. По мнению автора статьи англоязычной Католической энциклопедии (1913 год) первое упоминание о празднике Рождества Богородицы это гимны Романа Сладкопевца, написанные в период с 536 по 556 год. Появление праздника связано, вероятно всего, с усилением почитания Богородицы после Эфесского собора под влиянием поздних апокрифов. Праздник возник, по-видимому, в начале шестого века, первоначально в греческой церкви и очень скоро после этого появился в Риме и распространялся на их дочерние церкви.
Несмотря на упоминания о Рождестве Богородицы в латинских источниках VII века, праздник не был распространён на Западе и не имел торжественной службы вплоть до XII-XIII веков. Лишь на Лионском соборе (1245) папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (1370-1378) установил для праздника бдение (vigilia) с постом и особую службу литургии.
Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются православные и католики, Дева Мария родилась в доме Иоакима и Анны, который находился в северо-восточной части Иерусалима. Сейчас это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот. Однако точное место православные и католики указывают по-разному, и места эти отстоят друг от друга примерно на 70 м. На православном месте построен монастырь святой Анны, на первом этаже его есть церковь в честь Рождества Богородицы, а под самим зданием монастыря сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны. Католики указывают место дома в непосредственной близости от Вифезды и построили там базилику святой Анны, в крипте которой также находятся древние подземные помещения.
События, которые мы вспоминаем празднуя Рождество Пресвятой Богородицы, одновременно и радостны, и важны с богословской точки зрения. Они радостны, поскольку в мир приходит прекраснейшая девушка - «честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим». Они богословски важны, поскольку предвосхищают Ее Богоматеринство - Богоматеринство Той, из Которой «воссияло Солнце Правды, Христос Бог наш». Там, где уже взошла утренняя заря, скоро должно появиться и само солнце.
В этот день существует традиция благословения семян.
МОЛИТВА
Господи, в материнстве Девы Марии Ты явил начало нашего спасения; † молим Тебя, одари нас, слуг Твоих, небесной благодатью, * чтобы праздник Рождества Богоматери принёс нам мир. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, † Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков. Аминь.
Источник 1 Источник 2 Источник 3