Дар крепости (мужества)
В реализации плана спасения, начертанного нам Создателем, значительная роль принадлежит следующему дару святого Духа - дару мужества. Из собственного опыта нам известно, как иногда бывает трудно реализовать различные благие намерения и обязательства. Нам недостает постоянства, выдержки, отваги, а нередко и обычной человеческой силы; многие планы остаются только на бумаге, а чаще - только в наших мыслях.
Тем временем, если мы внимательно вчитаемся в Священное Писание, мы сразу увидим, что Бог для реализации Своих планов выбирает людей слабых, немощных, которые Его силою становятся духовными героями, вождями народа и Церкви. В Послании к Коринфянам св. Апостол Павел пишет: «Бог избрал немудрое мира» (1 Кор 1,26). А византийские гимны на Пятидесятницу прославляют Христа, Который «рыбаков сотворил мудрейшими из людей, изливая на них Духа, и через них уловил в Свои сети весь мир».
Благодаря полученному от Духа дару мужества святые Апостолы отважились выйти за двери пасхальной Горницы, а мы не боимся встречи с миром. О. Петр Скарга, работавший на территории Польши и Литвы во время Реформации, в одной из своих проповедей перед сеймом говорит: «А наиболее опасны католики боязливые, малодушные, не пылающие праведным и святым гневом ради защиты Божией чести; не имеющие рвения и стоящие, как пугала от воробьев». Всякий раз, когда нам недостает отваги, чтобы занять какую-то конкретную позицию перед лицом добра и зла, мы должны просить у Святого Духа дара мужества.
Именно благодаря этому дару продолжает возвещаться Евангелие, несмотря на все трудности: некогда со стороны иудеев и римлян, большую часть нашего столетия со стороны тоталитарных режимов, а сегодня - со стороны пронизанного релятивизмом и безразличием мира.
Во время беатификационного процесса мучеников не требуется представления чуда, полученного по предстательству кандидата на прославление, поскольку способность принять мученичество уже сама по себе является чудом и лучшим доказательством Божественного вмешательства.
И в своей повседневной жизни христианин также нуждается в силе Святого Духа, чтобы жить во внутреннем единении с Богом и ближними и чтобы - как то имеет место в нашем случае - остаться верным полученному призванию.
Источник Посмотрим на одного человека, который встретился с Воскресшим Господом в своей жизни, как мы делали на предыдущих встречах: женщины, которые пришли ко гробу, Петр, который бросился в сторону Господу. Сегодня нашим проводником будет первомученик Стефан. Мы ничего не знаем о его первой встрече с Господом, была ли она до его встречи или после. Все, что нам известно о Стефане, написано в Деяниях Святых Апостолов: это смерть Стефана.
1. Что происходит в момент его смерти? Это для нас важно, потому что благодаря его примеру мы увидим, что такое мужество. Во-первых, что делает Стефан? Проповедует иудеям, проповедует фарисеям. Он нашел в себе отвагу, чтобы проповедовать тем, кто был против него. Это первое проявление дара мужества. Не так, чтобы я просто был храбрым. Дар мужества вообще не относится к храбрости. Он касается исповедания веры. Поэтому мужество как дар Святого Духа дает нам отвагу проповедовать.
В Деяниях Апостолов мы находим длинную речь Стефана, обращенную к фарисеям. В этом прежде всего проявляется дар Святого Духа. Он не будет проявляться, если мы не будем проповедовать или свидетельствовать. Если мы не рискуем, то как проявится этот дар? Этот дар связан с риском. Мне не хватает мужества, поэтому нужен этот дар от Бога.
В миропомазании человек получает все дары Святого Духа. Потом надо еще сделать какой-то шаг в сторону Бога, чтобы эти дары расцвели. Мы получили их, но надо проповедовать, идти на риск, превозмогая страх, когда чувствуем, что Бог призывает свидетельствовать о Его великих дарах. Это первый момент, когда нам помогает дар мужества, и таких ситуаций в нашей жизни бесчисленное множество. Например, когда кто-то спрашивает меня: "А ты католик?" - "Ну, не знаю" - а я в хабите, например, и видно сразу, что я не только католик, но еще и монах. И если я буду оправдываться, то, значит, мне не хватает мужества сказать: "Да, я католик". Таких моментов много, на работе, в школе, дома, когда мы можем просить Святого Духа дать нам этот дар, чтобы нам хватило мужества. Теоретически в этом нет ничего сложного. Но практически, когда наступает момент, чтобы сказать: "Я католик, и я не буду поступать против веры", - это трудно. Именно в этот момент надо просить Святого Духа о даре мужества, чтобы выстоять, свидетельствовать и проповедовать. Своим свидетельством, проповедью или сопротивлением мы активно участвуем, как воины Христовы. Бог дает нам силы, чтобы мы могли активно проповедовать.
2. Но это лишь первый момент, потому что мужество связано не только с нашей активной деятельностью, оно имеет также свою пассивную сторону. Фома Аквинский говорит, что мужество складывается из активной составляющей - сопротивления, и пассивной - как я могу выдержать все испытания, которые выпадают на мою долю. Если что-то с нами случается, и мы не можем ничего сделать, когда мы лишены возможности активного сопротивления, - то, как мы переносим все испытания, зависит также от мужества. Простой пример из жизни: болезнь. Она требует мужества, потому что я почти ничего не могу сделать. Лучше всего это видно на примере мужчин - они способны сопротивляться, но обыкновенная простуда может победить самого смелого воина. Все, он лежит без сил. Нам нужно мужество, чтобы перенести то, чего изменить не можем.
3. Есть еще один момент, который я бы хотел упомянуть. Он связан со словами. Первый момент - проповедь Стефана, когда он сопротивлялся фарисеям, а второй: "Они побили его камнями". Это тоже момент мужества. Когда он понял, что уже ничего не сделает, принял, что они побьют его камнями, принял по-христиански, не только по-человечески. В нашей жизни бывает, что мы участвуем в этой тайне жизни Стефана: когда нас побивают камнями слов. Лжесвидетельство, злословие, осуждение - как мы это принимаем? Это похоже на то, что произошло в момент смерти Стефана. Мы сразу хотим взять этот камень и бросить в обидчика, используем те же самые слова, которые он бросил в мою сторону. Выдержать это спокойно и просто сказать: "Ты не прав, иди своей дорогой. Я знаю, какой я человек", - иногда это похоже на мученичество и требует от нас мужества. Когда говорят: "Вы католики, христиане, ничего не стоите"… чтобы все это перенести, нам нужно мужество. Мы не можем ничего сделать, не можем заставить кого-то полюбить нас. С этим мы часто встречаемся в жизни. Не только просим, чтобы Бог дал нам сил проповедовать, но и чтобы дал нам по-христиански принять осуждение, злословие, с которым мы ничего сделать не можем, чтобы это не разрушило нашего сердца, и чтобы мы не кидали в других людей тех же камней, что они бросают в нас.
Стефан увидел небеса отверстые и Иисуса, сидящего одесную Отца, и сказал: "Я вижу Сына Человеческого". И в этот момент они побили его камнями. Это для нас тоже пример. Если мы сможем все эти превратности принять по-христиански, увидим небеса отверстые и Иисуса, сидящего одесную Отца. Это была последняя встреча Стефана с Иисусом Воскресшим. От него мы можем научиться мужеству.
В мужестве есть одна тонкость. Когда они побили его камнями, и он уже умирал, Стефан повторил слова Иисуса: "Господи, не вмени им греха сего". В этом тоже проявляется мужество: в прощении, которое мы можем дать другому человеку. Он не только простил сам, но и просил Господа не вменить им греха. Мы просим Бога пролить Свое прощение на тех, кто является нашими врагами. Посмотрим, что принес Иисус Своей смертью: чтобы быть добрым человеком? Об этом говорил еще Сократ. Нравственность? Философия тоже учит любить другого человека. Но Иисус говорит то, чего мы не найдем у философов - любить своего врага и отдать за него жизнь. Об этом говорит апостол Павел: за ближнего своего, за человека, которого ты любишь, еще можно отдать жизнь, но не сможешь отдать жизнь за врага, который хочет тебя убить. Иисус сделал это на Кресте - отдал жизнь за своих врагов. То же повторяет Стефан - отдает жизнь за своих врагов, и это требует мужества.
Молиться в момент смерти за своих врагов, или вообще молиться за своих врагов, просить, чтобы Бог простил им. Не только не кидать в них камни, но и молиться, чтобы Бог не вменил им этого греха, потому что они не знают, что делают. Это требует мужества, потому что мы отдаем все. Когда мы прощаем, то остаемся без оружия, и это требует мужества. Отдать все оружие и сказать: "Только Господь является моей силой и защитой". Я отдаю даже прощение, прошу, чтобы Господь простил им их грехи. Это самое трудное. Просить о мужестве в момент проповеди - можно, это приносит иногда удовольствие: я смог! Просить о даре мужества, чтобы все перенести - труднее, чтобы перенести гонения, злословия, это труднее, потому что нам кажется, что мы ничего не можем сделать, и надо только принять это по-христиански. Но пойти еще дальше, чтобы просить о прощении для тех, кто является нашим врагом - это еще труднее, и возможно только тогда, когда мы получим дар от Господа. Никто не может сделать этого, если у него нет дара Духа Святого. Простить, когда любишь, еще можно, но простить врагу очень трудно. В этот момент приходит Святой Дух. Мы можем уповать и просить, чтобы Он помогал нам в этих трех ситуациях: когда нам не хватает отваги свидетельствовать, чтобы перенести все злословие и чтобы молиться о прощении для наших врагов.
Источник Гимн Святому Духу
О Сотворитель Дух, приди
И души верных посети,
Дай смертным неба благодать,
Чтоб сотворённое спасти.
Ты - Утешитель всей земли,
Ты - Бог и лучший Божий дар,
Миропомазанье сердец,
Живой родник, любви пожар.
Ты - благодать семи даров
И сила вечного Отца,
Ты - речь, завещанная нам,
Преобразившая сердца.
Сияньем разум просвети,
Сердцам любовь святую дай
И хрупкость наших бренных тел
Восполни крепостью Твоей.
Врага душ наших изгони,
Да будет с нами Твой покой,
Да отвратимся мы от зла,
Что искушает род людской.
Веди ко Господу Отцу,
И дай познать нам Сына путь,
И Ты, Дыхание любви,
До дней скончанья с нами будь.
Отцу Небесному хвала,
Во славе с Ним воскресший Сын,
И Тот, Кто утешает нас,
Он свят, и вечен, и един. Аминь.
Молитвенное размышление
Господи Иисусе Христе! Ты взывал к собравшимся в Храме Иерусалимском: «Кто жаждет - пусть придёт ко Мне и пьёт. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (ср. Ин 7, 37-38). Ты сказал это о Духе, Который был завещан верующим в Тебя. В каждом из нас, омытом крещенской водой, повторяется чудо, которое Ты возвестил: из глубины наших душ бьёт родник небесной жизни, источник которой - Дух Святой. Он освещает нас огнём веры, пробуждает в нас надежду воскресения, наполняет наши сердца любовью. В щедрости Его мы получаем семь даров, которые исходят от Тебя. Благодать Его рождает добродетели и благие деяния, названные Твоим апостолом плодами Духа Святого: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (ср. Гал 5, 22-23). Дух Святой учит нас молитве, «ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8, 26). Никто не может назвать Иисуса Господом, иначе чем с помощью Духа Святого (ср. 1 Кор 12, 3). Источник нашей святости, нашей близости к Тебе, Иисусе Христе, есть Дух Святой, живущий среди нас. И потому, веруя в это, мы молим: да освятит нас Дух Твой, Господи!
Прошения
С. Пусть слово Твоё, Иисусе Христе, всегда живёт в нас, дабы мы благодарили и славили Тебя в псалмах, гимнах и песнях, исполненных Духа.
Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.
Ты через Духа Святого соделал нас детьми Божиими; дай нам в Духе Святом вместе с Тобой всегда славить Отца Твоего.
Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.
Даруй нам мудрость, чтобы все наши слова и поступки были во славу Божию.
Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.
Исполни наши сердца радости и мира, чтобы мы несли всем людям надежду и свет.
Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.
Укрепляй нас силой Духа Твоего во время невзгод и преследований, чтобы мы были верны Твоей Любви.
Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.
Даруй нам искреннюю любовь, чтобы мы не осуждали ближних наших и не пренебрегали ими.
Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.
Пошли нам Духа Твоего, Свет Божественный, чтобы Он наполнил наши сердца и преобразил нашу жизнь.
Все: Да освятит нас Дух Твой, Господи.
Молитва Господня
Отче наш...
Заключительная молитва
С. Просим Тебя, Господи, соделай нас храмом Твоей славы, а Дух Святой да укрепит сердца, возрождённые Твоей благодатью. Через Господа нашего, Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
Все: Аминь.