Метро "Теплый стан", длинная прогулка вдоль улицы, и я на месте, где осталось столько детских воспоминаний. Кажется, именно в этот музей мы с школьными подругами устроили первую самостоятельную экскурсию без взрослых. Тогда нам было лет 15, наверное, а, может быть, чуть меньше. Это был не первый наш визит туда, мало что было прям новым-новым, но сам факт подобной экскурсии открывал нам двери в новую эру нашей жизни. А еще когда-то здесь продавались значки, на зеркальных поверхностях которых были изображены всякие трилобиты и прочие окаменелости. У меня до сих пор где-то лежат. Сейчас сувениры с одной стороны разнообразнее, с другой стороны более "попсовые", хотя составной магнит я купила. Пожалела потом, что не взяла побольше, так как сначала не поняла, что он составной.
Довольно дорогой музей, а кризисом, наверное, цены еще выросли. Плюс запретили фотосъемку. Видимо, на открытках заработать хотят. Так что я успела более чем вовремя. Фотографиям почти полтора года, раньше не находила в себе сил их разбирать, так как меня очень сильно разочаровало качество снимков. Они сделаны еще старым фотоаппаратом, который отвратительно снимал в помещении, если без вспышки, а со вспышкой надо ведь уметь обращаться, так что и с ней было не легче. В общем, что получилось, то получилось.
Еще на музей надо выделить часа 2-2,5, никак не меньше, если хотите ознакомиться с экспозицией действительно подробно, а еще лучше заказать экскурсию, так как самостоятельно разобраться во всех многочисленных окаменелостях и скелетах не так-то просто. В следующий раз я именно так и сделаю.
О том, какие обитатели ожидают посетителей в этих стенах, говорит уже ограда музея. Жаль только, что скелеты динозавров не очень-то жизнерадостны. Черепу трудно изобразить обаятельную улыбку. Так что ящеры на воротах в разы умиротвореннее.
Само здание музея более чем скромное и даже чуть мрачноватое, так как с окнами там большой напряг, но это тоже интригует.
Из некоторых имеющихся окон можно разглядеть внутренний дворик со скульптурами. Пожалела, что потом не догадалась зайти, чтобы рассмотреть их поближе.
При входе в музей аж два ларька с сувенирами, возле которых всегда толпится множество детей, желающих купить какое-нибудь резиновое чучело динозавра, потому суету это создает ужасную. Если хочется сувениров, то надо набраться терпения на выстаивание в длинной очереди.
Украшения в холле, которые увидишь, если поднимешь голову вверх.
А еще над головами посетителей парит скелет. Судя по форме, то плезиозавр. У меня с этим товарищем связаны весьма нежные воспоминания. Когда-то, в только начавшуюся эпоху шоколадных яиц с сюрпризами, продавались яйца в желто-зеленой обертке, в которых клали не какие-нибудь пазлы и прочую ерунду, а самые настоящие фигурки динозавров. Я их просто обожала. До сих пор собранная коллекция лежит, жаль, что не полная явно, но мне не покупали их столько, сколько мне хотелось. И вот как раз первым был плезиозавр. Прекрасный водный ящер. Хорошо, что он мне попался не один раз, так как у первого однажды таки отвалилась голова, которую не смог прикрепить на место даже клей "Момент". Но все же странное ощущение, когда над головой летает скелет.
Когда билеты и сувениры, наконец, куплены, а одежда сдана в гардероб, то к началу экспозиции предстоит подняться по лестнице на второй этаж. На лестничной площадке посетителей встречает вот такое роскошное панно.
Оно такое огромное, что не влезает целиком даже в вертикальный кадр, потому верх приходится фотографировать отдельно.
А это то, что не вмещается сбоку.
Вот так выглядит холл сверху. Тусовка у ларьков рассосалась, так как экскурсоводы забрали еще пару групп школьников.
Парящий скелет поближе.
Наверное, самый известный экспонат этого музея - скелет мамонта. Классический вид - ты поднимаешься по лестнице, а на тебя смотрят его бивни. Хорошо, что им никоим образом не сдвинуться с места, так как их владелец мертв уже не один миллион лет. Его очень сложно фотографировать, так как вокруг вечно кто-то толпится, но через несколько попыток мне, наконец, повезло. Хоть и не классический вид со стороны лесницы, но с боку он тоже сморится впечатляюще.
В витринах зала разложено множество разных окаменелостей, но все, понятное дело, не заснимешь, так что остановимся только на самых интересных.
Это огромная окаменевшая раковина аммонита. Тоже одно из первых названий, которое я в свое время запомнила. Как сейчас помню тот день, когда мать позвала меня в свою комнату, пообещав показать нечто интересное. Я была настроена несколько скептически, так как частенько "интересное" оказывалось зубодробительной скукой, которую, тем не менее, надо было хотя бы постараться внимательно выслушать и запомнить, так как, по ее утверждению, это знает всякий культурный человек. Если учесть, что мать книжный червь по жизни, то можно себе представить, сколько же таких "культурных людей" в наличии на просторах нашей Родины, но слушать и внимать следовало. Потому в такие моменты я обычно внутренне кривила морду, надеясь, что таки успеваю доделать свои дела, выслушав очередную лекцию.
Но в тот день все было совсем по-другому. Мать достала из-под своего дивана множество коробочек из-под плавленного сыра Виола разного размера, что уже меня удивило, а потом, открыв одну из них, показала мне вот такую большущую раковину, назвав ее аммонитом. Конечно, она была не такая большая как эта в музейной витрине, но все же окружностью больше ладони - края свисали, если положишь.
Так я впервые узнала, что под диваном в ее комнате хранится целый склад древностей - мать в юности увлекалась окаменелостями, большинсво из ее коллекции было найдено самостоятельно в различных местах раскопок (они общедоступны, карьеры эти) или где-то еще, некоторые были выменены на книги (бабушка рассказывала про скандал, который грохнул, когда все это открылось - нет представьте в советское время, когда книги надо было "доставать", порой весьма трудоемко, например, собирая макулатуру, девчонка по предложению ушлой школьной подружки меняет остодефицитные книги на "камни из ближайшей канавы"). Правда, аммонит ей кто-то подарил, но все-таки впечатление он произвел огромное. В ту пору еще не было тактильных экспонатов в музеях, полагалось ходить между витрин, ничего не касаясь и желательно дыша через раз, потому возможность подержать в руках и повертеть по-всякому такую древность переполнила меня такими чувствами, которые описать-то невозможно. В общем, рейтинг матери значительно вырос в моих глазах в тот день, а рассказы в том, как они в подружкой обнаружили целую окаменевшую ветку папоротника в ручье нашего дендропарка, побудил меня тоже отправиться на поиски древностей. Мне удалось обнаружить несколько камней с интересными отпечатками, но столь впечатляющих находок не было, так как из доступных мест для "экспедиций" был лишь ближайший городской парк, куда мы ходили в матерью, или куча щебня, которым вымостили дорожки между участками на даче. Там я терпеливо перебирала камешки, придирчиво рассматривая их со всех сторон с видом знатока, заручившись помощью младшей подружки. Все-таки разница в пять лет давала о себе знать - все более-менее стоящие находки она с нытьем у меня выпрашивала. Детский писк я не переносила еще тогда плюс никогда не умела говорить "нет", так что угрозы обидеться и не дружить ставили меня в неловкое положение. В общем, уплыло одно мое открытие века. Ну да ладно, все равно по меркам палеонтолога оно стоило едва ли полмизинца, хотя сейчас я б уже так не разбрасывалась находками. С матерью нам тоже не очень повезло, хотя мы ковырялись в том ручье несколько часов. Но зато мы выбрали такое место, где деревья и журчание ручья создавали эффект необитаемого острова. Это было незабываемо. Хоть у нас и не лучшие отношения с матерью, но за этот день я ей очень благодарна. Хочешь пленить сердце подростка - подари ему приключение. Может быть, моя находка века еще впереди - я до сих пор перебираю камни на любом пляже. И есть места у меня поковыряться в местах раскопок. Может быть, где-то ждет меня мой собственный аммонит.
Вот еще один аммонит, поменьше, но все равно гигантский по сравнению с нашим.
А это камень с отпечатком аммонита. Обнаружить камень с отпечатком чего-либо обычно предел мечтаний в городской черте. Иногда может повезти. Но самый впечатляющий пришлось подарить. И зачем я тогда уступила ноющей малявке? Но, надеюсь, он принес ей радость и не был выброшен в ту же канаву на следующий день.
А вот этом аммонит вроде бы уже меньше нашего. Нет, надо будет поискать коллекцию, как в отчий дом приеду, и сфоткать.
Эти находки уже не из наших широт.
Крайняя слева ракушка (или похожая на нее) есть в моей довольно обширной коллекции морских раковин. В руках держать очень приятно, хотя в ней моря и не слышно.
В Подмосковье можно обнаружить интересное. Эх, добраться бы... Вспомнилась еще одна мечта. А я уже взрослая и живу во время, когда мечты сбываются.
Еще находки.
Тут, в основном отпечатки, и окаменелости, вмурованные в камень.
Богатое скопление древностей на одном камне. Мне сложно представить эмоции того археолога, что его обнаружил. Настоящее каменное чудо.
Губки и морские звезды. Я просто их очень люблю.
Еще морские звезды, моллюски и др.
Кораллы. И рыба-еж на них.
Еще кораллы. Эх, увижу ли я когда-нибудь коралловые рифы?
Бивень мамонта.
У меня дома есть такая же раковина ципреи как крайняя слева. Одно из величайших сокровищ моей коллекции. С ней тоже связана интересная история. У отца в квартире однажды жила знакомая с огромной черной собакой по имени Грем. Псина была очень дружелюбная, потому стоило сказать: "Грем, давай с тобой дружить - дай лапу", как в конце "церемонии" он оближет тебя с ног до головы практически и станет тебе нежнейшим другом и нянькой. Ребенку, которому мучительно хочется четвероногого друга, но об этом запрещают даже думать, это самый настоящий подарок. Прожили они там не так долго, а потом уехали в Киев, с тем, чтобы больше не возвращаться. Я была очень огорчена, хоть и не высказываа этого вслух, а отец однажды показал мне эту раковину и сказал, что ее как-то нашел Грем на прогулке и принес в зубах. Так как мне она очень понравилась, он мне ее подарил. Для меня это не только красивая древность, невесть откуда взявшаяся на земле в центре Москвы возле Проспекта Мира, но еще и память о том, каким любящим бывает собачье сердце.
Еще один огромный скелет. Это индрикотерий, травоядное млекопитающее из рода вымерших млекопитающих семейства гиракодонтовых. Весил до 20 тонн - это один из самых крупных зверей тех времен.
Еще бы рог прибавить, и был бы похож на гигантского носорога.
Дальнейшая экспозиция расположена по периодам, но так как я еще в школе не сумела их адекватно запомнить, то при съемке я этим не заморачивалась - просто снимала то, что показалось интересным.
Это вполне себе современные губки. Меня всегда занимал вопрос - это губки для душа и посуды назвали в честь них или наоборот?
Опять губки и кораллы.
Губка Боб, наверное, в честь этой назван.
Отпечатки листьев на камнях. Я очень надеялась найти что-то такое, но пока не судьба.
Зеленые водоросли в колбе.
Интересно, настоящие?
Снова гигантские окаменевшие раковины. Даже можно посмотреть, что там внутри.
Похожие наутилусы я собирала на водоемах. За неимением лучшего, и это находка. Раковины улиток, например. Да и до сих пор хватаю - не могу удержаться.
Если бы эти камни были маленькими, то из них можно было бы сделать неплохие кулоны - почти не потребуется обработки. Он создан самой природой.
Просто гигантская раковина. Наверное, не всякий взрослый человек ее нормально перенесет с места на место.
Створка гигантского моллюска.
Вот подтверждение.
Еще один здоровущий аммонит.
Снова кораллы.
Кораллы-склерактинии.
Много всего интересного. Что это за "раскоряка" я уже позабыла, но впечатляет.
Лилия на камне.
Опять морские звезды. Красота, но живые в аквариуме впечатляют куда больше. Я в свое время смотрела как завороженная на то, как постепенно изменяется "узор" на дне аквариума. Они кажутся неподвижными как цветы, а на деле все же двигаются.
Морские ежи. Вот на такое чудо во время купания я бы не хотела наткнуться.
Морские звезды - их много разных видов, один красивее другого.
Лангуст.
Трилобиты, вымершие морские членистоногие. Большие. У матери вроде поменьше в коллекции были.
На этом я завершаю рассказ об окаменелостях. Другая часть экспозиции впечатляет не менее, но о ней в следующий раз.