Единство

Dec 15, 2014 12:09

Интересное интервью по поводу возможности единства католиков и православных.

"Встреча Папы и Патриарха проходила в предвосхищении полного литургического общения": Иоанн Пергамский, которого Папа Франциск считает величайшим современным теологом - о том, как богословие разделило Церковь и как теперь оно же поможет преодолеть препятствия на пути к литургическому общению католиков и православных.

*
Джанни Валенте, Рим
VaticanInsider

Папа Франциск публично определил его как величайшего современного христианского богослова. Но и Йозеф Ратцингер тоже высоко его оценивал, когда был Папой. Митрополит Пергамский Иоанн Зизиулас, бывший член Синода Вселенского патриархата,в воскресенье, 30 ноября, присутствовал на Божественной литургии праздника святого Андрея вместе с Папой Франциском и госсекретарем, кардиналом Пьетро Паролином. Под сводами патриаршей церкви святого Георгия, в квартале Фанар на Золотом Роге митрополит Иоанн - сопредседатель Объединенной комиссии по богословскому диалогу между Католической Церковью и Православной Церковью - также был поражен произнесенными тогда словами епископа Римского. В особенности, когда Папа сказал, что в контексте предпринимаемых усилий по достижению полного единства между католиками и православными Католическая Церковь «не собирается выдвигать никаких условий, кроме общего исповедания веры».

- Сильные слова были произнесены Папой на Фанаре, не так ли, Ваше Преосвященство?

- Будучи сказаны Папой, эти слова действительно очень сильны и знаменуют собой большой шаг вперед, который Православная Церковь приветствует. Особенно потому, что многие века православные думали, что Папа хотел их подчинить. А теперь мы видим, что это ни с какой стороны не может быть правдой. Особое внимание, которое он уделил общему исповеданию единой веры также важно. Исповедание одной веры - единственное основание нашего единства. Вопрос в признании того, что есть эта единая вера. Нам нужно вместе исповедать эту веру, чтобы прийти в полное общение.

- Каким критериям нужно следовать?

- Для нас, членов Православной Церкви, общая вера, делающая возможным полное общение в Таинствах - это вера, провозглашенная на 7-ми Вселенских соборах I-го тысячелетия христианства. С католической точки зрения нам нужно уточнить, должна ли единая вера, которая разрешает литургическое общение, включать в себя некоторые доктрины и догматические определения, которые были установлены единственно Католической Церковью. Этот пункт нужно прояснить, чтобы определить, какие конкретные последствия могут проистечь из слов, сказанных Папой на Фанаре.

- Это прояснение касается также роли Папы и его служения?

- Разумеется. Если бы отправной точкой было бы общее понимание роли епископа Римского, которое преобладало в I-м тысячелетии, тогда не было бы проблемы. Мы знаем, что воII-м тысячелетии возникли разные концепции папства. И эта тема годами была в центре рассмотрения Объединенной комиссии по богословскому диалогу между Католической и Православной Церквами. В I-м тысячелетии вопрос о примате епископа Рима был не о нем самом, как о личности, а о нем, как главе его Церкви. Когда мы говорим о примате, мы имеем в виду примат Римской Католической Церкви, который осуществляет Папа, епископ этого престола.

- Христианское единство нужно только христианам?

- В слове по окончании литургии праздника святого Андрея, патриарх Варфоломей вновь подчеркнул, что Церковь не существует ради самой себя, но ради всего мира. Ради спасения мужчин и женщин, живущих в мире. Единство помогает давать более убедительное общее свидетельство перед лицом проблем, которые сегодня тревожат мир и общество. Проблемы окружающей среды, например, или проблемы, связанные с защитой творения. Вот еще одно важное послание, исходящее из папского визита на Фанар.

- Говорят, что христиане должны вместе работать в конкретных ситуациях, оставляя в стороне попытки залатать богословские и духовные разделения. Что Вы думаете?
- Мы склоняемся к разделению сотрудничества и стремления к единству. Я убежден, что «сотрудничества» недостаточно. Наше сильнейшее желание - достигнуть полного общения в Евхаристии и между церковными структурами. Пока это невозможно. Но есть что-то, что мы не можем забыть или отложить в сторону.

- Вселенский патриарх сказал, что Папа Франциск возродил надежду православных верующих, выразив уверенность, что Церкви придут к полному общению при его жизни.

- Нынешний Папа дал несколько очень важных знаков, дарующих нам надежду на быстрое продвижение к полному общению. То, как он осуществляет свое служение, рассеивает многие опасения и страхи прошлого. В нынешнем епископе Римском мы видим пастырство милосердия и служения. А это - действительно большой шаг вперед. Более того, в некоторых частях мира, как например, на Ближнем Востоке, христиане претерпевают гонения, а их палачи не задаются вопросом, католики ли они, или православные. Все, что важно - что они христиане. Это означает, что со стороны нас видят как единую семью, а разделения, к которым мы, как иногда кажется, давно привыкли, не имеют значения. Это также предполагает, что, хотим ли мы того, или нет, с этим Папой и в сегодняшних обстоятельствах, очень многие возможности предстают нам с экуменической стороны.

- На пути обратно из Стамбула Папа Франциск процитировал патриарха Афинагора, предположившего, что для достижения прогресса на пути к полному единству всех богословов нужно оставить на острове спорить, пока Церкви продолжат свою работу. «Если мы будем ждать, когда богословы достигнут соглашения», - сказал Папа, - «этот день никогда не настанет!».

- Да, может, это и правда. Но, в то же самое время, история говорит нам, что Церковь разделило богословие. И теперь богословие должно помочь исцелить и объединить Церковь. Мы не можем игнорировать богословские разногласия, которые породили раскол в Церкви.

- Будет ли все-православный собор, который должен состояться в 2016 году, обсуждать вопрос единства с Католической Церковью?

- Быть может, но только в общих чертах. Это может стать правильным моментом для подведения итогов тех больших шагов, что были уже проделаны. Но я не думаю, что мы увидим что-то большее. Основное внимание будет уделено проблемам, существующим в Православном мире.

- Последние богословские дискуссии между Католической и Православной Церквами не привели к большим результатам, в частности, из-за разделений, возникших между Православными Церквами. Как Вы это объясняете?

- Православным Церквам важно объединиться. К сожалению, я замечаю некоторых православных, принимающих старое враждебное отношение к Католической Церкви и к папству. А это, уж точно, никак не делает положение легче.

А. М.

Русские католики

экуменизм, статьи, религия, новости, Папа Франциск

Previous post Next post
Up