Рождество Иоанна Предтечи описано лишь одним евангелистом. Рассказ об этом событии мы находим в 1-й главе Евангелия от Луки. Согласно этому рассказу, отец и мать Иоанна Предтечи носили имена Захария и Елисавета, жили во времена Ирода, царя Иудейского, причем Захария был священником (Лк. 1:5). Оба они были праведны, достигли преклонного возраста, но не имели детей (Лк. 1:5-7). «Бездетность у евреев считалась большим несчастьем, даже позором», поэтому, как повествует евангелист, отсутствие детей у супругов повлекло за собой «поношение между людьми» (Лк. 1:25) и молитву супругов о даровании чада, которая была услышана (Лк. 1:13).
Захария в тот момент, когда он совершал каждение в храме (Лк. 1:8-9), увидел ангела (Лк. 1:11) и получил от него предсказания: о рождении сына; о том имени, которым сына нарекут; о радости, которую принесет его рождение как Захарии, так и многим представителям израильского народа; о том, что сын будет велик пред Господом; о предстоящей его сыну миссии--«представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:13-17).
Захария, будучи стар, усомнился в услышанном и в результате, в подтверждение верности услышанных слов, был лишен Архангелом Гавриилом дара речи (Лк. 1:18-20, 22). По окончании дней службы Захарии в храме его жена зачала (Лк. 1:23-24) и в свое время родила сына (Лк. 1:57). Однако дар речи к Захарии вернулся не в сам день рождения сына, а лишь в то время, когда зашла речь о наречении имени младенцу, на восьмой день (Лк. 1:59-64).
Рождество Иоанна Предтечи - один из тех весьма немногочисленных праздников церковного календаря, когда празднуется рождение прославляемого лица. Действительно, в названиях праздников Церкви мы встречаем слово «рождество» (рождение) лишь трижды: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Сам этот факт подчёркивает исключительное положение Иоанна Предтечи среди святых, почитаемых Церковью.
В Католической церкви имеет статус торжества, высшая степень в иерархии католических праздников.
Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он начал проповедовать в Иудейской пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан. Он сурово обличал пороки общества и призывал к покаянию, возвещая о скором пришествии Мессии. Его внешний вид также соответствовал описаниям облика Илии: он носил одежду из верблюжьего волоса, подпоясанную кожаным поясом, а пищей ему служила саранча и дикий мед (Мк. 1:10-16). Проповедь Иоанна была настолько сильна, что вскоре вокруг него стали собираться ученики, основавшие общину его последователей - кумранитов. Внешним знаком покаяния и духовного обновления Иоанн избрал крещение - омовение в воде и погружение в нее (отсюда и имя - Креститель). Принять крещение пришел и Иисус, о достоинстве которого как Мессии возвещал в своей проповеди Иоанн (Мф. 3: 14-15). Тем самым Иоанн Креститель проложил путь служению и учению Иисуса Христа. Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С 3 века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами - его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале 4 века праздник был введен в христианский календарь.
Источник:
http://www.calend.ru/holidays/0/0/1218/© Calend.ru
Сегодня мы совершаем праздник Рождества Иоанна Предтечи. Можно заметить, что очень редко мы совершаем праздник рождества какого-либо святого. Мы совершаем праздник Рождества Христова (и то он появился в Церкви довольно поздно как отдельный праздник, совершаем тоже не очень рано появившийся праздник Рождества Богородицы, и больше мы не совершаем праздников рождества каких-либо святых, за одним исключением - Иоанна Предтечи. Более того, если мы посмотрим, кто в Ветхом и Новом Завете совершает праздник своего рождества, то все это будут далеко не самые лучшие примеры. В Новом Завете это будет Ирод, а Ветхом Завете - царь Валтасар, и эти примеры, конечно, не вдохновляют нас на празднование дней рождения. И у христиан никогда не было принято праздновать свой день рождения; это впоследствии придумали протестанты - праздновать дни рождения, - а в православной, да и в католической традиции этого никогда не было. Но это не означает, что праздновать дни рождения - это какой-то грех; вот, празднуем же мы Рождество Христово и Рождество Богородицы, а вот сегодня - Рождество Предтечи. Почему? Почему ради Иоанна Предтечи сделано исключение?
Это отчасти можно понять из богослужения и из Евангелия, а еще больше - из даты, на которую приходится этот праздник. Она точно рассчитана по дате Благовещения, потому что когда прошло шесть месяцев с того дня, когда Елисавета зачала Иоанна Предтечу, происходит Благовещение и вскоре после него встреча Елисаветы и Марии. И таким образом, получается, что события, связанные с Рождеством Христовым, дата зачатия Христа Девой Марией тесно связаны в евангельском повествовании, в Евангелии от Луки, которое мы сегодня читали, с датой Рождества Иоанна Предтечи. И действительно так и стал праздноваться этот праздник, дата совершения которого зависит от дат Рождества Христова и Благовещения. И эта история праздника лишний раз подчеркивает, что Иоанн Креститель действительно был предтечей по отношению ко Христу. И сама дата его рождества для нас важна как дата, предшествующая Рождеству Христову, и такова была вся его жизнь. В чем же она состояла?
Мы видим из евангельского рассказа, что он родился в семье священника, а значит, в семье священников, потому что священническое служение в Израиле было наследственным, и значит, все предки Иоанна по мужской линии были священниками. В то же время мы видим из евангельского рассказа о деятельности Иоанна Предтечи, что он, будучи по происхождению священником, вел себя не так, как другие священники. Он не участвовал в храмовом богослужении и совершал то, чего не делали обычные священники, а именно, крещение покаяния, которое стало так важно впоследствии в христианстве. Потому что и в нашем христианском крещении вода, которая в него входит (только в исключительных случаях крещение может совершаться без воды - например, кровью или песком), эта вода - из крещения Иоаннова. Поэтому оно никуда не делось, это крещение, и по-прежнему для нас важно.
Получается, что Иоанн Предтеча проповедовал, сам еще пребывая в Ветхом Завете, пришедший Новый Завет. Но мы знаем, что Новый Завет проповедовал не он первый, потому что само это выражение идет от пророка Иеремии, который жил еще в VI веке до Рождества Христова. И о том, что придет Мессия, Который даст Новый Завет, сказано еще в Ветхом Завете. И последний, кто в Ветхом Завете говорил об этом уже ясно, что Мессия уже пришел, - это как раз и был Иоанн Предтеча. Почему же это было важно, чтобы кто-то об это сказал, предсказал, объявил? Зачем вообще нужны были эти пророчества?
Вот зачем. Если бы Христос просто пришел, но заранее о Нем не было бы откровения Божия через пророков, то никто и не узнал бы, Кто Он такой, никто бы этого не понял. И так мало кто это понял и узнал Его, а если бы не было церковного богооткровенного ветхозаветного учения о том, какой Мессия должен придти, никто бы вообще не уверовал во Христа. И потому Христос, когда приходит, говорит: "Я тот, Которого проповедовали пророки". Последним из этих пророков оказывается Иоанн, и потому так важно, что Иоанн засвидетельствовал, что Иисус и есть Агнец Божий, т.е. Христос и Мессия.
Из этого как раз и видно, что христианство пришло не в качестве какого-то нового учения, а в качестве такого учения, которое уже было дано миру через ветхозаветных пророков и в последнюю очередь и в наибольшей степени через Иоанна Предтечу. И поэтому совершенно безумны те, которые считают, что христианство состоит просто в каком-то учении. Для того, чтобы было учение, Христос не нужен. Наоборот, учение было дано для того, чтобы мы могли узнать Христа. А христианами мы становимся не потому, что усваиваем какое-то учение, пусть даже из уст Самого Спасителя, а потому, что мы реально живем вместе со Христом.
А что это означает? Это означает, что мы душой и телом стараемся жить так, как учит Христос. Телом мы стараемся воздерживаться от всего, что его оскверняет, и стараемся как можно чаще участвовать в Евхаристии, чтобы наше тело соединялось с Телом Христовым. А в душе мы тоже, разумеется (и прежде всего в душе), должны держаться подальше от всего, что нас оскверняет, т.е. от греховных помыслов, но это невозможно сделать иначе, как через обращение ко Христу.
portal-credo.ru Чтобы могли мы чистыми сердцами
песнью прославить дивные деянья,
ты уста наши разреши от скверны,
славный Предтеча!
Отроком малым ты ушел в пустыню,
от многолюдья среди скал спасаясь,
дабы избегнуть
и малейшей скверны речи греховной.
Шерстью верблюжьей согревал ты тело,
грубою кожей препоясав чресла;
пил из ключей ты,
пищею служили мёд и акриды.
Сердцем провидя, только предрекали
Света явленье древние пророки.
Ты же народу показал Мессию,
Божьего Агнца.
Не было в мире среди всех рожденных
мужа святого, больше Иоанна:
им ведь омыт был
мира омовенье кровью Свершивший.
Аминь!
O nimis felix meritique celsi
nesciens labem nivei pudoris,
prepotens martyr heremique cultor,
maxime vatum!
Serta ter denis alios coronant
aucta crementis, duplicata quosdam;
trina centeno cumulata fructu
te, sacer, ornant.
Nunc potens nostri meritis opimis
pectoris duros lapides repelle
asperum planans iter, et reflexos
dirige calles,
ut pius mundi sator et redemptor
mentibus pulsa luvione puris
rite dignetur veniens sacratos
ponere gressus.
Laudibus cives celebrant superni
te, deus simplex pariterque trine,
supplices ac nos veniam precamur:
parce redemptis!
Господи!
Ты дал Иоанну возрадоваться во чреве Елисаветы -
дай нам всегда радоваться пришествию Твоему.
Ты устами и жизнью Крестителя указал нам путь покаяния -
обрати сердца наши к заповедям Царства Твоего.
Ты восхотел быть проповеданным устами человеческими -
пошли по всей земле провозвестников Евангелия Твоего.
Ты восхотел креститься во Иордане от Иоанна, чтобы исполнилась всякая правда -
содёлай нас соработниками правды Царства Твоего.
Молитва Иоанну Крестителю
Креститель Христов, проповедник покаяния! Не презри меня, кающегося, но вместе с Воинствами Небесными молись Владыке за меня, недостойного, унывающего, немощного и печального, во многие беды впадшего, утружденного бурными помыслами ума моего.
Ибо я, вместилище злых дел, не прекращаю своих греховных привычек, ибо пригвожден мой ум к земным вещам.
Что делать мне, не знаю, к кому обратиться чтобы спасти душу свою? Только к тебе, святой Иоанн, исполненный благодати,ибо я знаю, что ты, после Богородицы, пред Господом больше всех рожденных: ибо ты сподобился коснуться главы Царя Христа, Агнца Божия взявшего на Себя грехи мира.
Моли же Его за грешную мою душу, чтобы по крайней мере, в одиннадцатый час, понес я бремя благое и получил награду с последними.
Истинно, Креститель Христов, чтимый Креститель, последний пророк, первый по благодати мученик, постников и пустынников наставник, чистоты учитель и ближайший друг Христов!
Тебя молю, к тебе обращаюсь: не лиши меня твоего заступничества, но воздвигни меня, впавшего во многие грехи; обнови душу мою покаянием, как вторым крещением, ибо ты и того и другого начальник: крещением омываешь первородный грех, покаянием же очищаешь каждого от дел скверных. Очисти же меня, грехами оскверненного, и побуди войти туда, куда ничто скверное не входит - в Царствие Небесное. Аминь.
"Христос и Иоанн", Гвидо Рени, Лондонская национальная галерея.