В школьные годы нас однажды водили в музей ВОВ на Поклонной. Экскурсия произвела на меня огромное впечатление, но тогда я переживала, что во многих заинтересовавших местах остановиться было некогда, и мечтала когда-нибудь пройтись по музею самой и без суеты. Нынче мечта осуществилась. Возле входа я увидела довольно большую очередь и выяснила, что сегодня всех бесплатно пускают. Вот и шанс. в обычные дни 250 рублей с человека. Это не 50 и даже не 100, напряжно как-то. Жаль только, что я пришла за полчаса до закрытия, толком ничего не успела. Но могу сказать, что неспециалистам без экскурсии там делать нечего. Все познается в сравнении.
Вот это место называется Зал Памяти и скорби.
Здесь находятся стеклянные витрины с книгами памяти по областям. Прочесть можно только открытые страницы, так что, в целом, дольше пары минут здесь делать нечего без экскурсовода.
В конце галереи памятник погибшим в виде скорбящей матери.
В этом зале особенный декор - с потолка спускаются прозрачные подвески с "каплями на конце", символизирующие миллионы пролитых слез по тем, кто погиб. В первый раз на меня это произвело огромное впечатление, которое не потерялось с годами, а прошло уже лет 12 точно, а, может, и все 15.
На фотографии, конечно, эффект не тот. Но хоть что-то видно. Этот фотоаппарат в разы умнее предыдущего.
Я до сих пор помню, как некоторые одноклассники устали от длинной экскурсии и присели на корточки перед памятником, и им за это был разнос от учителя и гида. И запомнилось, что память надо чтить стоя и склонив голову.
Дальше идет галерея с залами диорам. Очень хорошо сделаны, порой не отличишь, где картина, а где объемный элемент, так все сливается. На фото так вообще не понять. Видно, только если присматриваешься. Как раз именно в этих залах нам много рассказывали. А так долго смотреть нечего. Это Битва под Москвой.
Это Сталинград.
А это Ленинградская блокада. Мы недавно там были, а потому тема меня волнует весьма. Хоть и говорят, что изображенный пейзаж - это компиляция и именно такого места не существует, но все-таки я четко узнаю канал Грибоедова, где мы жили. Почему компиляция? Вроде примерно все так и есть - и грифоны, и Казанский, и Спас на Крови.
Вот покрупнее немного.
А с другой стороны Исаакий видно. Все так и есть.
Очень жуткий вид. Особенно мешок, имитирующий мертвое тело.
А орудие не нарисованное. Стоит пушка эта.
Диорамы дополняются росписями на стенах зала. Эта самая пронзительная.
А это уже Курская дуга.
Действительно ад, даже если глядишь лишь на картину в полной тишине, а если представить, как это было на самом деле...
Форсирование Днепра.
С другой стороны.
Взятие Берлина - роспись на стене.
А это сама диорама. Танк - макет.
И еще.
На этом диорамы заканчиваются, и можно идти дальше. Экспозиции еще два этажа, но третий я пропустила из-за нехватки времени. Как-нибудь в другой раз.
4-й этаж. Очень красивая мозаика.
Здесь находится очень знаковое место - Зал Славы.
Вход был перекрыт, так как проводилось какое-то мероприятие, потому люди толпились на пороге. Из-за затылков почти ничего не было видно.
Потом стали под аплодисменты выносить таблички с названиями городов-героев и городов воинской слвы. к чему это было, не знаю, но эти названия полезно вспомнить.
Потом все-таки пустили в зал.
Скульптура в центре.
Потолок. Видео орден Победы.
От пола до потолка на плитах золотыми буквами записаны в алфавитном порядке имена почти 12 тысяч героев Советского союза и России. Зал имеет округлую форму, а потому есть ощущение, что герои незримо окружают тебя.
Интересно находить знакомые фамилии в списке.
Я в свое время очень внимательно прочла книги из серии Библиотека пионера, потому эти доски для меня не немые.
Под потолком зал обрамляют барельефы с названиями городов-героев. Одесса, Севастополь, Керчь... Эх.
В зале Славы принимают военные присяги и посвящают в суворовцы, а также проходят другие торжественные мероприятия.
Это знамена Рейха, которые бросили во время парада Победы в 45-м к подножию мавзолея Ленина.
Щит и меч. Просто символический дар музею.
Музей закрывается, пришло время идти. Светильники на лестнице похожи на свечи.
На улице периодически встречались самостийные компании, распевающие под гитару песни военных лет. Наиболее часто я натыкалась на наиболее значимую для меня "Дымилась роща под горою...". Когда мне было 8 лет, то в лагере вдруг решили устроить костюмированный конкурс военной песни, и вожатые заставили нас ее учить и петь, ставить сценку. Раздражало, что отрывают от игр и развлечений непонятно ради чего. Тогда я еще ничего не знала о войне. Но выучили, спели, показали. И я до сих пор помню это во всех подробностях. Обидно только, что другие постановки не увидела - мальчишки так расшумелись, когда рассаживались после выступления, что весь отряд выгнали из зала. До сих пор обидно. Помню, как расхаживала по дорожке и от нечего делать пересчитывала облицовочные плитки. А буквально через год я "заболела" этой темой, найдя соответствующие книги. Даже примеряла на себя подвиги героев, гадая, смогла бы так же или нет. И грустила, так как в глубине души весомо подозревала, что таки нет. И всякий раз, когда я слышу эту песню, я вновь вижу в себе ту маленькую девочку.
День ощутимо клонился к закату.
Я успела, наконец, увидеть ветерана, увешанного орденами и медалями так, что им едва хватало места на груди. Ему все аплодировали и кричали "спасибо", когда он проходил.
Еще успела дать интервью какому-то телеканалу. Только не поняла какому именно. Вроде "Россия 1", судя по стоявшей машине неподалеку. Что не НТВ - это точно, у них микрофоны с зеленой эмблемой обычно. А других машин не было, кроме этих двух. Но всезнающий интернет ничего не показал. Ну и ладно. Я вообще этого не ожидала, просто возилась поблизости с сувенирным знаменем Победы. Тоже немного телезвезда теперь. :)
На центральной эстраде тем временем продолжался концерт.
Народ ожидал праздничного салюта. Если честно, то выступления меня не особенно впечатлили. Тем более были проблемы со звуком.
Первый залп грохнул абсолютно без предупреждения. Когда пушки совсем рядом, то звук ого-го. я аж подпрыгнула. Грешным делом подумала, что взорвали что-то. Успокаивало только то, что было время салюта, ну и через несколько секунд небо расцветилось красным. Но все равно - предупреждать же надо! Не все любят подобные сюрпризы.
Смотреть салют на открытой площадке в огневой точке или поодаль где-нибудь с моста или крыши ни в какое сравнение не идут. Моя бы воля всегда бы так ходила.
Когда я была маленькой, то смотреть салют в День Победы - это было обязательным мероприятием. Лезли на крышу или, если ее в очередной раз законопатили и до сих пор не вскрыли, на лоджию 12-го этажа, и там кричали "ура" вместе со всеми собравшимися. Казалось, что от криков гудит весь район, так как зрителей полно было и на соседних крышах.
Современный салют отличается тем, что нынче стреляют практически без перерыва, а не одиночными залпами с промежутками. А потому в небе настоящая феерия цвета и узора.
И фантазии больше стало. Жаль я таки не умею снимать салют. Толком ничего не вышло.
Click to view
И видео не передает полностью. Но все-таки хоть что-то видно.
Click to view
А тут еще прожектора в небе видно.
Даже жалко было, когда прозвучал последний залп. Все закончилось до следующего года. Все как один развернулись и пошли к метро.
Неприятная особенность массовых мероприятий в том, что закрывают все ближайшие станции метро, чтобы типа давки не было. Здесь пришлось пилить почти 4 километра пешком по ночным улицам до Киевской, где был открыт всего один вход. Чтобы только отбыть домой, мне потребовалось почти полтора часа. Ноги еле держали уже. Именно давку я ощутила на входе в подземный переход - меня неудачно зажали у каменного столба, и я еле высвободила ногу. Так и колено сломать недолго, если толпа понесет. А так все было нормально. Народ веселился, размахивал флагами, устраивал эксперименты по длительности расстояния передачи крика. Полиция не вмешивалась, так как все было спокойно, местные жители махали из окон проходящим. Было здорово, но все же я очень устала. А машин почти не было. Удобнее на личном транспорте ехать на такие мероприятия. Ноги целее будут. Следующий день отсыпалась, но таки не жалела.