Великопостные размышления: 5 неделя - Вторник

Mar 31, 2014 23:14

В те дни: Привёл Ангел меня к дверям храма, и вот, из-под порога храма течёт вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника. И вывел меня северными воротами, и внешним путём обвёл меня к внешним воротам, путём, обращённым к востоку; и вот, вода течёт по правую сторону. Когда тот муж пошёл на восток, то в руке держал шнур, и отмерил тысячу локтей, и повёл меня по воде; воды было по лодыжку. И ещё отмерил тысячу, и повёл меня по воде; воды было по колено. И ещё отмерил тысячу, и повёл меня; воды было по поясницу. И ещё отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток. И сказал мне: «видел, сын человеческий?» и повёл меня обратно к берегу этого потока. И когда я пришёл назад, и вот, на берегах потока много было дерев, по ту и другую сторону. И сказал мне: эта вода течёт в восточную сторону земли, сойдёт на равнину, и войдёт в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдёт туда эта вода, и воды в море сделаются здоровыми, и, куда войдёт этот поток, всё будет живо там. У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течёт из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание. (Иез 47, 1-9. 12)

Был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошёл. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцелённому: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи». Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»? Исцелённый же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел: не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошёл и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. (Ин 5, 1-3a. 5-16)

38 лет нездоровья. Уже целая жизнь со своими правилами и привычками, а то, что было до этого, давно подернулось туманом. Легко ли вновь вернуться назад, когда установившаяся определенность делает жизнь предсказуемой и сильно облегчает ее? Все трудности и слабости характера списываются на болезнь, тело отвыкло работать, человек отвык нести за себя полную ответственность, так как абсолютно беспомощен без посторонней помощи. Принято считать, что все больные хотят выздороветь, так положено считать и самому больному, потому он искренне верит, что этого хочет. Да и как сказать, что не хочешь? Это ненормально. Конечно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Так говорит нам мирская мудрость. А если немного поменять слагаемые местами? Что лучше - быть больным и богатым или здоровым, но нищим? И вот здесь выбор намного сложнее и серьезнее. Кто-то скажет, что здоровье не купишь за деньги, и оно важнее всего. А кто-то придет в ужас от того, что придется добывать себе черствый хлеб в поте лица, и предпочтет всю жизнь пролежать расслабленным, утопая в роскоши и в окружении многочисленных слуг, а не тяжелый физический труд лишь бы прокормиться, но зато независимость от других. Эти ситуации из разряда "черное" и "белое", обычно все намного сложнее, но это не отменяет того, что с таким радикальным выздоровлением изменится все, и совершенно неизвестно в какую сторону. Может быть, все будет не так радужно, как представлялось. И нужна немалая смелость, чтобы на эти перемены решиться. Вот почему Иисус спрашивает больного, желает ли он выздороветь. Нужно его согласие, чтобы взять этот новый крест. Он хочет помочь человеку, но насилие над его личностью и желаниями - это не помощь, и это совершенно не в духе Бога. Больной согласился и именно поэтому был исцелен. И Бог мог бы сделать для нас в разы больше, если бы мы по-настоящему хотели.
Эту историю можно отнести не только к физическому исцелению, но так же и к духовному. Есть ли у нас грехи, от которых мы очень желаем избавиться? Есть? А получается? Почему нет? А если подумать, на самом деле желаем избавиться или только потому что так Катехизис велел? Как часто мы закосневаем в каком-то грехе, принимаем его как данность, как черту нашего характера, как маленькую слабость, которые свойственны всем людям. И даже прикрываемся Учением Церкви - Бог же знает, что мы слабые, что мы такие и все равно нас любит, в конце-концов, мы же не серийные маньяки-убийцы или воры-рецидивисты, чтобы всерьез задумываться о покаянии, ходим в церковь, молимся, стараемся делать добро и называем грехи на исповеди, если вдруг опять их сделали. Вроде бы все правильно. Но все равно что-то не так. Нам не хватает здорового радикализма в духовной жизни.
Так почему же не получается? Если откажемся от "любимой страсти", то как изменится наша жизнь? Может быть, мы рискуем показаться странными и несовременными, слегка сдвинувшимися на религиозной почве? Или, быть может, рискуем испортить с кем-то отношения, если не вовсе свести их на нет? Возможно ли то, что придется искать другие источники дохода или полностью изменить манеру проводить свободное время? Или же придется изменить свои привычки в общении с другими людьми? В любом случае это труд, который доставит тот или иной довольно ощутимый дискомфорт и всколыхнет наше уютное болотце жизни, которые мы сами себе создали. Так все еще хотим от этого избавиться? Да? Хорошо.
А что мы делали для того, чтобы избавиться? Молились? Уже кое-что. А учились ли возложить все на Бога, отказавшись справиться лишь своими силами? Если хоть попытались, то неплохо. Избегали ли всего того, что ведет ко греху? Здесь уже сложнее, да? Это как? Ну, например, если есть привычка проигрывать всю только что полученную зарплату в игровые автоматы (предположим, что они все еще открыто стоят везде), то заходить в зал "только посмотреть как другие играют" не очень-то полезно для борьбы со страстью. Да что заходить - идти домой желательно вообще другой дорогой, чтобы даже соблазна не было об этом вспомнить. Так ли мы делаем? Или же, если нельзя что-то съесть, то хоть понюхаем и потрогаем, чтоб скучно и тоскливо не было? Если не избегаем обстоятельств, если не признали честно, что находимся во власти какой-то страсти, а делаем вид, что лишь немного увлеклись, то ни о каком желании бороться речи не идет. Но, предположим, что пытались всего избегать. И все равно что-то не получилось. Как мы поступаем в этом случае? Идем на исповедь и начинаем все сначала или же опускаем руки, говорим, что "мы такие" и начинаем жить как жили раньше? Если последнее, то о каком желании исцелиться идет речь? Мы сами отказываемся от этого исцеления. После перелома ноги приходится проходить довольно долгий восстановительный период. Что будет, если человек скажет, что теперь "он такой", и не будет предпринимать никаких усилий, чтобы восстановиться? Нога останется безжизненной, а он калекой. Почему же мы здесь ждем чудес, если отказываемся сами что-то сделать для себя? Человек не марионетка, а партнер, который сотрудничает с Богом в деле творения своей жизни. Мы призваны подниматься после каждого падения и, даже если чувствуется боль от ушиба, идти дальше, предварительно обратившись за "медицинской помощью".
Да, именно здесь и включается "мы такие", и Иисус стоит над нами и спрашивает: "Хочешь ли быть здоров?". Нам только нужно дать согласие, и мы будем здоровы. Так и происходит после каждой исповеди - мы выходим здоровыми. Но Иисус сказал не только это, но и еще одну важную вещь: "Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже". Вот об этом мы очень часто забываем. Выздоровление от одной болезни не дает гарантии, что не будет рецидива или заражения другой. Но мы должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить здоровье. Но, если заболеем, то снова придется лечиться. Если мы от этого откажемся, то просто умрем.
Когда мы видим некоего упавшего человека, то что делать нам? Конечно, предложить помощь. Но только предложить. Может быть, он и сам встанет и потому откажется. Или же наоборот нет толку силой его ставить на ноги, так как они его вообще не держат, и тут нужна помощь кого-то еще. Если он просит помощи, то дать опереться на свою руку, чтобы он мог встать. Так поступает Иисус - Он дает Свою руку, чтобы мы сами поднялись на ноги. Потому не даст толку слезная молитва о избавлении от греха, если мы продолжаем в нем упорствовать. Бог ждет, что и мы приложим усилия, чтобы победить. Так и мы, пытаясь помочь другому человеку, должны помнить о том, что никого нельзя сделать счастливым насильно и что нельзя вытащить человека из болота, если он сам обратно рвется в трясину. Самое важное - это уважать чужую свободу. Бог поступает именно так. Но всегда готов вновь протянуть руку.

Тема для размышления на день: Подумаю о своем наиболее беспокоящем грехе и о том, как исключить из моей жизни обстоятельства, которые к нему ведут.

цитаты, via dolorosa, религия, размышления на Великий Пост, Библия, Великий пост, размышления о вечном

Previous post Next post
Up