Так говорит Господь Бог: И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрёт. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему; в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие своё, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрёт. Но вы говорите: «неправ путь Господа!» Послушайте, дом Израилев! Мой ли путь неправ? не ваши ли пути неправы? Если праведник отступает от правды своей, и делает беззаконие, и за то умирает: то он умирает за беззаконие своё, которое сделал. И беззаконник, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, - к жизни возвратит душу свою. Ибо он увидел и обратился от всех преступлений своих, какие делал; он будет жив, не умрёт. (Иез 18, 21-28)
В то время: Иисус сказал ученикам Своим: Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: «не убивай»; кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. (Мф 5, 20-26)
На уроках Катехизиса мы очень давно выучили 10 заповедей, их толкование, а так же то, что Иисус говорил о любви к ближнему в Новом Завете. Это хорошо сделали, что выучили. Но здесь возникает два вопроса. Первое - это насколько мы все это понимаем, принимаем и воплощаем в жизнь. И второй вытекает из предыдущего - насколько серьезно мы подходим к анализу своей жизни и поступков, не делаем ли это слишком формально, по мертвой букве. Приучены ли слушать голос совести, которая есть голос Бога внутри нас? Наши отступления от завета с Богом могут быть столь многообразны и изобретательны, что не хватит и десяти Библий, чтобы перечислить все возможные варианты, к тому же, времена меняются - меняются и разновидности грехов, не меняясь по сути.
Однажды во варианте испытания совести для детей какой-то раскольничей общины я прочитала очень правильный завершающий вопрос:
-Сделал ли ты что-нибудь плохое, за что тебя мучит совесть, но о чем я тебя не спрашивал?
Этим мы должны руководствоваться, решая, был здесь грех или нет в нашей жизни - мучит ли совесть, было ли то справедливым, если по-честному, а не тем, написано ли это в Библии, Катехизисе и т.п (мы многим попытаемся себя оправдать). Может быть, и не написано, но, тем не менее, является мерзостью в очах Бога. Нам следует беспокоиться не о том, чтобы быть праведными по виду, но о том, чтобы быть праведными по своему существу. Фарисеи соблюдали сторону внешнюю, а внутри их сердце было каменным, не способным искренне любить и сострадать. Не этой якобы праведности хочет от нас Бог. Он хочет от нас любящего и сокрушенного сердца, чтобы мы были правдивы и справедливы как другим, так и к самим себе.
Тема для размышлений на день: Справедливость к собственным поступкам и суждениям. Подумаем над тем, насколько я строг к себе. Очевидна проблема, когда человек считает себя безгрешным. Но есть и другая крайность. Не считаем мы ли себя грешнее, чем мы есть на самом деле? Помним ли о данном нам Богом достоинстве? Не верим ли в ложь о том, что мы ничто и вовсе не представляем никакой ценности?