Когда исполнились дни очищения Марии по закону Моисееву, принесли Младенца Иисуса в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий первенец мужеского пола был посвящён Господу, и чтобы принести в жертву, по сказанному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нём. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога, и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдёт душу, - да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нём. (Лк 2, 22-40)
Сегодня в этом многократно прочитанном отрывке обратим взор прежде всего на старца Симеона. "Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня". - сказано в Евангелии. Почему же именно ему? Согласно древнему благочестивому преданию, старец Симеон был одним из переводчиков Писания на греческий язык. И при переводе книги пророка Исайи он усомнился в том, что Еммануил родится от Девы (Ис. 7:14). Когда Симон в переводе хотел поставить слово "жена", а не "Дева" в цитате: "Се Дева во чреве приимет...", Симону явился ангел и удержал его руку и сказал, что тот не умрет, пока не увидит все своими глазами. Подобное знамение свыше было дано не только Симеону. Священнику Захарии так же явился ангел, предрекая рождение сына, будущего Иоанна Крестителя, Предтечи Христа. Когда тот усомнился, что на старости лет удостоится такого дара, то ангел сказал, что знамением ему будет то, что Захария не сможет вымолвить ни слова, пока долгожданный сын не родится. (Лк. 1:5-20) Чем счесть такое знамение? Наказанием или наградой? Каково было Захарии неожиданно лишится такого привычного и уже едва замечаемого дара речи? Круто меняется повседневная жизнь, а резкое вырывание из привычного мирка побуждает к размышлениям, обращенным в сторону Неба. Каково Симеону было жить много лет, чувствуя, как все больше и больше дряхлеет его тело, как постепенно уходят из жизни все из его привычного окружения, а он один остается в живых, чтобы ожидать неизведанного в течение неизвестного времени? Но уверена, что с тех пор большая часть его мыслей, чаяний, размышлений была обращена к этому долгожданному событию. Так он постепенно готовил свое сердце ко встрече с Мессией. Так чем же было это знамение? Наказанием за неверие? Возможно, лишь отчасти. И то, скорее не наказание, а научение, чтобы укрепить его веру, так как он, в целом, был праведен и благочестив, а тут он задал Богу своего рода вопрос. А Бог часто отвечает на вопросы своих чад совершенно непредсказуемым образом. Не всякий удостаивается прямого ответа на свой вопрос, потому такое знамение можно счесть и наградой, и особой милостью Бога.
И вот пришло время получить ответ на заданный вопрос. Откуда же знал почтенный старец, что все исполнится именно сейчас, а потому ему нужно непременно пойти в храм? Он узнал это по вдохновению. Бог Сам ему сказал, что нужно делать именно это, чтобы увидеть воочию исполнившееся пророчество. Но только ли в этом дело, что он пришел в храм? В конце-концов, там каждый день совершали обряд отнюдь не над единственным мальчиком. Почему же внимание Симеона привлек именно этот Младенец? Почему именно в Нем он узнал Христа Господня? То был Дух Божий, Дух Святой. Много лет спустя, когда уже совершилось все, о чем было сказано, и Христос воскрес из мертвых, апостол Павел писал: "Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым". (1Кор. 12:3) Ни один человек не способен по настоящему почитать Христа и с благоговением и любовью относиться к Его имени и к Его делам, пока он под влиянием Святого Духа не увидит Божественной природы Спасителя. Именно это произошло с Симеоном, который разглядел Искупителя мира в самом обыкновенном с виду новорожденном младенце. То Бог дал ему ответ.
Чему может научить нас эта история с Симеоном, история Встречи (Сретение же означает "встреча")? Прежде всего тому, что всякое сомнение при нашем искреннем желании получить ответ рано или поздно разрешится, и Бог объяснит нам то, что нам трудно понять и принять порой через самые обыкновенные жизненные обстоятельства. Главное, не закрывать свое сердце и слушать Его голос, что когда-нибудь таки прозвучит - через случайно прочитанную фразу в газете или книге, подслушанные слова прохожих, через неожиданный подарок или встречу с кем-либо. Ответ придет так или иначе. Нужно быть лишь чутким к вдохновению свыше и не бояться и не лениться сделать то, к чему оно побуждает. Идти на голос, дабы встретить за поворотом Самого Христа.