Окончание.
Предыдущая часть
здесь Католики считают, что некатолики не спасутся.
Это тоже неверно. Католическая Церковь с уважением относится к тем зернам Истины, что сохранились в других религиях и никому не отказывает в спасении, если данный человек исполнял Божью волю так, как это понимал в рамках мировоззрения, в котором был воспитан и не отвергал полностью сознательно и добровольно Бога и то, что согласно вероучению КЦ именно в КЦ находится вся полнота Истины и средств спасения. То есть если не знал и не понимал это, то никакой вины на нем нет, что он не католик. Не могут спастись только те, кто знали и понимали, что в КЦ вся полнота Истины, но из корыстных побуждений не вошли в нее/вышли из нее. Чем больше учение сходно с учением КЦ, тем больше в той конфессии средств спасения. В ПЦ нет осуждаемых КЦ ересей, и вообще утверждается, что очень малого не достает для единства, потому считается, что в православии всего хватает для спасения, но только до тех пор, пока человек не понял, что вся полнота в КЦ. Если он это полностью понял, узнал и осознал, но все равно отверг, то, если не раскается, ничего ему не поможет. Но опять же Католическая Церковь ни о ком из людей не утверждает, что он находится в аду, так как не отказывает никому в возможности получить благодать покаяния от Бога в последний миг жизни, а потому молится о всех, не спрашивая, кем был усопший. В церковном поминовении и погребении отказывают только известным ярым еретикам, но скорее из дисциплинарных соображений и из уважения к их выбору - они ж не хотели ничего иметь общего с Церковью, и не в ее правилах навязываться. Но и о них не утверждается, что они непременно в аду.
Подробнее можно почитать в
Катехизисе или в брошюре «Католичество и другие религии» (она такая маленькая черная, в лавке Кафедрального собора продается, в сети не нашла, к сожалению).
Католики восточного обряда появились лишь в результате Унии (Брестской в смысле)
Нет, неверно. Во-первых, существует более 20 разных обрядов, которые относятся к восточнокатолическим, и это не только славяно-византийский, которого придерживается РПЦ, а так же и армянский, и коптский и много других, а во-вторых, существуют и те восточнокатолические Церкви, которые вообще никогда не были в расколе с Римом (Итало-албанская католическая церковь византийского обряда, распространённая на юге Италии). Так что единство в вероучении и церковном управлении при сохранении различных литургических обрядов и традиций практиковалось в КЦ всегда. Но да, многих пришлось возвращать через Унию и не только Брестскую.
У православных церковь, а у католиков костел
Слово «костел» по-польски и означает церковь. Полонизм там прижился в России, потому что раньше католичество могли исповедовать только иностранцы и их потомки, и было очень много поляков. Теперь католики России - это в подавляющем большинстве русские люди без иностранных корней, а потому употребляют слова «церковь», «храм», «собор». В конце-концов, во Франции католический храм - это тоже не костел.
Католики обманом переманивают к себе верующих
Этот миф не выдержит никакой критики, если знать, как непросто стать католиком. Новообращенные проходят катехизацию (минимум несколько месяцев, в России около полутора лет, а где-то и до трех может дойти), во время которой в подробностях изучают вероучение Церкви, в которую желают войти, а так же учатся размышлять и искать волю Божью в своей жизни, самостоятельно принимать решения в своей духовной жизни и нести за них полную ответственность. Это иногда утомляет, мне иногда хотелось, чтобы сказали, как надо делать. И вообще должна быть очень четкая мотивация, зачем тебе все это надо, иначе не выдержишь. Новообращенным, наставляемым в вере, не позволяется участвовать в таинствах, но все остальное разрешают без ограничений - можно посещать все богослужения, участвовать во всех мероприятиях, паломничествах, общаться со священниками и монашествующими и т.п., чтобы увидеть, как живет Церковь изнутри, подышать одним воздухом с ее прихожанами, примерить все это на себя. И никто не держит, если человек передумает - полная свобода выбора. Но тот, кто становится католиком, должен принимать все вероучение вместе и по отдельности, тут нет никакой демократии.
Есть католические крестики, а есть православные
Это не совсем верно. Есть кресты латинской традиции (четырехконечные с тремя гвоздями и без нижней перекладины) и есть византийской традиции (их и называют православными обычно). Католикам не принципиально, какой крест носить - можно хоть армянский или кельтский надеть, францисканскую букву Т или не носить вовсе, а носить медальон или скапулярий, ладанку и еще незнамо что - символов хоть отбавляй. Можно и вовсе ничего не носить - не в этом дело.
Я больше не могу вспомнить популярных мифов о католиках, если кто еще вспомнит, то и их постараюсь разобрать. Резюмируя скажу, что католики держатся единства в многообразии - их объединяет единство вероучения, таинств и церковного управления с центром в Ватикане, но при этом каждый может сохранять литургическое своеобразие. Католики с уважением относятся ко всем людям и не считают всех обреченными на погибель, если они не католики, но полноту Истины КЦ признает только за собой. Католики не чураются изменений своих традиций, если в этом назревает реальная необходимость и того требует благо паствы, но при этом вероучение должно оставаться неповрежденным, теологические утверждения не подлежат пересмотру, а лишь возможны уточнения. КЦ не признает каких-либо фундаментальных различий с ПЦ, кроме Папского примата, а потому не видит там никаких осуждаемых ересей и считает, что до единства совсем недалеко. Каким образом его достичь - весьма широкий вопрос, так как у сторон совершенно разные мнения.
Источники вероучения как оно есть
Догматика
Катехизис Католической Церкви Священник князь А. Волконский «Католичество и Священное Предание Востока» Литургия
Кардинал Люстиже «Месса» Путеводитель по Мессе(еще не все части опубликованы, продолжение следует)
Можно найти много других источников. Искать надо их на сайтах, где обитают настоящие католики, а не те, кто лишь пишет о них книги и статьи.