28 декабря - Память святых невинных младенцев Вифлеемских

Dec 28, 2013 00:54

Один из самых страшных дней в году, когда мы вынуждены посмотреть на сцену пролития крови невинных и беззащитных. По обычаю многих стран в этот день не принято начинать какие-то дела и вообще делать серьезную работу - толку все равно не будет. Этот день считается хорошим только для детских утренников. Эти народные поверья, конечно, не имеют ничего общего с церковными традициями и уставами, но они вполне объяснимы. Вполне возможно так подсознательно выражается скорбь по попранной и уничтоженной невинности и чистоте, потому не хочется и не можется работать, и толку не будет.
Впрочем, есть и иная интерпретация этого дня. В некоторых странах (та же Мексика) этот день служит аналогом 1 апреля и сопровождается множеством розыгрышей и смеха.

Но что же такое этот день с точки зрения Церкви?

В Евангелии мы читаем:
Когда волхвы отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, и возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошёл в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется сказанное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось сказанное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться; ибо их нет». (Мф 2, 13-18)

Ирод разгневался, когда волхвы не исполнили его повеления, и задумал это злодеяние. Но Бог пришел на землю не для того, чтобы быть им убитым, а потому святому Иосифу было дано это откровение, чтобы спасти Младенца. Смысл гибели невинных детей от руки воинов можно трактовать по-разному. Говорят и о первом мученичестве за Христа (хотя оно не было сознательным, так как мальчикам было не более двух лет), и о том, что взамен медных монет этой земной жизни им были даны золотые монеты Божьего Царства и всего только за несколько секунд боли и мучений, и о том, что, возможно, эти дети были спасены от будущей растраченной впустую жизни, так как если бы им было уготовано нечто великое, то Бог бы нашел способ их спасти, а так они стали бы рядовыми обывателями с грузом грехов за спиной и, возможно, в будущем оказались бы в рядах тех, кто кричал Понтию Пилату: "Распни Его!". Или что Бог позволил умертвить детей, чтобы показать, насколько Ирод был жесток (Как будто и так непонятно было!).
Я склоняюсь к мысли, что не было никакого тайного смысла в этом кровопролитии. Это просто было следствием изуродованности мира, живущего без Бога, мира, порождающего таких чудовищ как Ирод. Бог просто попустил этому случиться, так как без особых на то причин не вмешивается в свободу человека выбрать творить зло. Он просто извлекает из этого зла добро - так Он прославил этих невинно убиенных детей в лике святых и поселил их в Царстве вечной радости рядом с Собой.

Согласно византийской традиции, утверждается, что погибло около 14 000 детей. Такое было бы реально хотя бы теоретически только если бы убийство происходило во время переписи, когда в Вифлеем съехались все потомки царя Давида, хотя все равно слишком уж чудовищный масштаб. Но все происходило примерно годом позже, Святое Семейство уже успело обосноваться в каком-то доме. Вифлеем был очень маленьким городом, так что едва ли 20 детей нужного возраста и пола могло там найтись в это время.
Число 14 000 имеет символическое значение. Дело в том, что число «14» было особым для иудеев. Это число имени Давида (у древних евреев буквы обозначали еще и цифрами, а сумма цифровых значений букв в имени Давида равняется 14-ти). Евангелист Матфей приводит родословие Иисуса, сформированное из трех групп по 14 имен в каждой (но оно далеко неполное), чтобы показать, что Иисус есть потомок царя Давида. И звезда над Вифлеемом-это звезда царственного рода Давида. Возможно, 14 000 - это тоже некоторая стилизация под эту идею. А с другой стороны, 14 - это дважды по семь. 7 - число, выражающее идею святости и законченности; оно отсылало иудеев к идее Субботы и полноты творения. Можно предположить, что 14 000 - это метафора, указывающая на двойную исключительность размеров кровопролития и невероятные размеры страдания, а также на намерение толкователей отнести случившееся к Священной Истории Отпрыска Давидова. ( Источник)
Как церковный праздник память Вифлеемских младенцев отмечается с 5-6 века. Мощи святых младенцев были обретены в Вифлееме в 313 году святой Еленой, матерью Константина Великого. Начиная с V века Константинопольская, а затем и остальные христианские церкви стали праздновать память святых невинно убиенных младенцев. Их мощам поклонялись в трех великих центрах восточного христианства - Константинополе, Антиохии и Александрии. Нетленные останки одного из младенцев были переданы в дар Рим. Позднее папа римский Стефан II передал их французскому королю Пипину Короткому. В 770 году Карл Великий поместил их в монастыре в Брантоме, расположенном на юго-западе Франции в области Перигор недалеко от Пиренеев. Именно в Брантоме младенец получил свое имя - святой Сикарий, что дословно означает "павший от ножа". Ежегодно 28 декабря тысячи католических паломников из Европы и Америки приезжают во французский город Брантом к мощам святого Сикария.

Чему учит нас этот день в литургическом календаре? Посмотреть глазами Бога на всех детей, что нуждаются в нашей любви, заботе и защите, и обнять их своей молитвой и любовью, чтобы со временем они не расточили чистоту своих сердец. Чтобы невинность не лежала вновь в грязи поломанная и попранная. С особенной любовью посмотреть на собственных детей и осознать, насколько они в нас нуждаются. Понять, что избиение младенцев не прекратилось и доныне - в мире совершается множество преступлений против детей рожденных и нерожденных, и Рахиль стенает до сих пор. Понять, что мир лежит во зле, отвергая Бога, и только обращение к Нему принесет нам свет и спасение.

Существует традиция особого благословения детей в этот день в некоторых храмах и дома. Пусть родители ознаменуют лоб ребенка знаком креста, предварительно омочив палец в освященной воде.

невинные младенцы Вифлеемские, святые, цитаты, история, Рождественское время, размышления о вечном, комментарий к Евангелию, религия, святое детство, праздники, традиции, Библия

Previous post Next post
Up