И.Кант "Критика чистого разума"

Jan 10, 2013 14:35


Многообразие представлений может быть дано в наглядном представлении, которое имеет только чувственный характер, т.е. представляет собой только восприимчивость, и форма этого наглядного представления может заключаться a priori в нашей способности представления, будучи однако лишь способом того, как подвергается воздействию субъект. Но соединение многообразия вообще никогда не может быть воспринято нами через чувства и, следовательно, не может также заключаться в чистой форме чувственного наглядного представления; ведь оно есть акт самодеятельности силы представления, а так как эту силу, в отличии от чувственности, надо называть рассудком, то всякое соединение,- будем ли мы его сознавать или нет, будет ли это соединение многообразия в наглядном представлении или в каких-либо понятиях, и, в первом случае, будет ли наглядное представление чувственным или чистым,- есть акт рассудка, который мы обозначаем общим названием синтеза, чтобы этим вместе с тем отметить, что мы не можем представить себе ничего соединенным в объекте, чего прежде не соединили сами; среди всех представлений соединение есть единственное, которое не дается объектом, а может быть произведено только самим субъектом, ибо оно есть акт его самодеятельности. Не трудно заметить, что этот акт должен быть первоначально единым, что он должен иметь одинаковое значение для всякого соединения, и что разложение или анализ, по-видимому противоположный ему, всегда тем не менее предполагает его; в самом деле, где рассудок ничего раньше не соединил, там ему нечего также и разлагать, так как только благодаря рассудку что бы то ни было дается способности представления, как соединенное.
Но понятие соединения заключает в себе, кроме понятия многообразия и синтеза его, еще понятие единства многообразия. Соединение есть представление синтетического единства многообразия. Следовательно, представление этого единства не может возникнуть из соединения, скорее, наоборот, оно делает впервые возможным понятие соединения вследствие того, что присоединяется к представлению многообразия. Это единство, a priori предшествующее всем понятиям соединения, не есть упомянутая выше категория единства, так как все категории основываются на логических функциях суждения, а в них уже мыслиться соединение, т.е. единство данных понятий. Поэтому мы должны искать этого единства еще выше, именно в том, в чем содержится самое основание единства различных понятий в суждениях, т.е. основание возможности рассудка даже в его логическом применении.

Posted via LiveJournal app for iPhone.

книги

Previous post Next post
Up